Немецкая модель экономического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности немецкой модели управления, выявить ее преимущества и недостатки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть пути формирования немецкой модели управления;
2) изучить особенности немецкой модели менеджмента;
3) охарактеризовать органы корпоративного немецкого управления;
4) раскрыть систему участия рабочих и служащих в управлении корпорациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция корпоративного управления и особенности немецкой модели управления……………………………………………………5
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии……………….5
1.2. Особенности немецкой модели менеджмента……………………...12
Глава 2. Характеристика системы корпоративного управления в Германии…………………………………………………………………………21
2.1. Органы корпоративного управления ……………………………….21
2.2 Система участия рабочих и служащих в управлении корпорациями……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 85.49 Кб (Скачать)

Многие  немецкие предприятия давно уже  используют принцип заместителей, или  «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают  своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные  обязанности выполняются заместителями.

6. Качество и инновации.

Качество  продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом  немецких компаний. Высокий уровень  доходов немецких потребителей, позволяет  им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить  и укрепить свои конкурентные позиции  на рынке, было и остается техническое  совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться  различным путем: через слияния  и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и  лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами  других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

Немецкие  компании активно сотрудничают с  университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. Еще один немецкий феномен – это Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA). Состоящие в ней предприятия и организации платят 0,5% своих годовых доходов в исследовательский фонд, средства которого расходуются на отраслевые НИОКР.

7. Эффективные трудовые отношения.

Стабилизирующим фактором для немецкой экономики  являются стабильные и устойчивые отношения  между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для  послевоенной Германии не свойственны  те классовые антагонизмы, которые  имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

8. Формализованный производственный менеджмент.

Немецкие  менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Причем эта особенность – точное определение роли и правил – особенно культивируется в государственных учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию.

Таким образом, немецкая модель корпоративного управления характеризуется включением в него всех заинтересованных лиц - акционеров, финансовых структур, работников, государства, которое поддерживает координацию между корпорациями, часто владеет значительными пакетами акций и имеет в корпорациях своих представителей и пр. Все они воспринимаются как часть корпоративной структуры и имеют право на участи в управлении, т.е. налицо принцип социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика системы корпоративного управления в Германии

 

2.1. Органы корпоративного управления 

 

Согласно  законодательству Германии система  корпоративного управления имеет двухуровневую структуру.

Высшим  органом управления является собрание акционеров.

Общее собрание акционеров созывается по общему правилу  один раз в год, но может созываться и чаще, когда этого требуют интересы общества. К его компетенции относится принятие решений по важнейшим вопросам деятельности акционерного общества: назначение членов наблюдательного совета (за исключением членов, избираемых как представителей работников общества); об использовании балансовой прибыли; об одобрении работы членов правления и наблюдательного совета; о назначении аудитора общества; об изменениях устава; о мерах по привлечению капитала и уменьшению капитала; о проведении проверки мер, предпринятых при создании общества или при ведении дел; о прекращении общества. Решения по вопросам, касающимся ведения дел, общее собрание может принимать, только если этого требует правление. Решения принимаются большинством голосов, кроме ряда вопросов, принимаемых большинством в три четверти голосов (например, решения об основном капитале) [7, С. 42].

В отличие  от англо-американской модели Совет  директоров состоит из двух уровней - Наблюдательного совета и Правления (рис. 2.1).

Максимальное  количество членов наблюдательного  совета германской корпорации зависит  от размеров ее уставного капитала и колеблется от 9 (до 1 500 000 евро) до 21 человека (свыше 10 000 000 евро). При этом минимальное число членов - 3, а общая численность совета должна быть делимой на 3. Члены наблюдательного совета могут быть назначены на срок не более чем 4 года, не считая год, в котором начинается срок полномочий. Закон не допускает участия членов наблюдательного совета в правлении компании.

 

Рис. 2.1. Двухуровневый Совет директоров

 

По данным 2008 года, в крупных немецких корпорациях основными категориями членов наблюдательных советов являлись представители рядовых сотрудников (22,15%), представители других компаний (19,85%), представители профсоюзов (14,5%), представители банков (8,2%), консультанты (6,75%) и представители государственных органов (6,6%) [7, С. 48].

Председатель  наблюдательного совета по Закону от 1976 года избирается всеми членами  совета из их числа большинством в  две трети голосов (Закон от 1965 года закрепляет установление порядка  избрания председателя за уставом). Если никто не получает указанного количества голосов, то председателя избирают представители  акционеров. Кроме того, к председателю в обязательном порядке избирается, по крайней мере, один заместитель. Председатель организует работу наблюдательного  совета и в случае равенства голосов  при голосовании по вопросам повестки дня имеет право решающего (двойного) голоса.

Заседания наблюдательного совета правомочны (имеют кворум), если в них участвует  не менее половины его количественного  состава. В любом случае в принятии решения должно участвовать не менее  трех членов совета. Допускается участие в работе совета и его комитетов путем голосования в письменной форме (если это предусмотрено уставом или против этого не возражает ни один член совета). Согласно Закону о контроле и прозрачности от 1998 года наблюдательный совет должен собираться не реже четырех раз в год (обычная периодичность заседаний наблюдательного совета — два раза в календарное полугодие), но он также может созываться в любое время по требованию члена совета или правления.

Главной задачей наблюдательного совета является контроль ведения дел, а  также обеспечение того, чтобы  управление корпорацией было доверено компетентным менеджерам [3, С. 28]. В связи с этим назначение, а при необходимости отзыв членов правления являются основной функцией наблюдательного совета. Кроме этого, к полномочиям наблюдательного совета относятся просмотр и проверка торговых книг и документов общества, а также имущественных объектов, в частности кассы общества, ценных бумаг и товаров. Перед годовым общим собранием акционеров он проверяет годовой отчет, отчет о состоянии дел и предложение по использованию балансовой прибыли (в том числе о выплате дивидендов), которые готовятся правлением, а также дает аудитору поручение провести проверку годового отчета и отчетности. Наблюдательный совет в любой момент может потребовать от правления отчет о предполагаемой торговой политике, о состоянии дел и рентабельности общества, о сделках, которые могут иметь существенное значение для рентабельности или ликвидности общества, о его правовых и деловых отношениях со связанными предприятиями, а также о фактах деятельности этих предприятий, которые могут оказать значительное влияние на положение общества. Уставом или самим наблюдательным советом должно быть установлено, что определенные виды сделок разрешается совершать только с одобрения наблюдательного совета.

Поскольку совет не вправе принимать распорядительные решения, его работоспособность  в значительной степени зависит  от полноты и качества информации, предоставляемой ему менеджментом компании. Однако наблюдательный совет не является пассивным органом, только одобряющим или не одобряющим действия правления. Он имеет право самостоятельно исследовать те или иные аспекты деятельности общества, глубоко вникать в его дела. Для этого наблюдательный совет может образовывать из своего состава комитеты (один или несколько), в частности для подготовки заседаний и решений совета или для проверки исполнения решений. К такой активности членов наблюдательного совета толкает как их личная репутация, так и прямая угроза санкций со стороны закона, если вследствие их бездеятельности компании будет нанесен ущерб.

Наблюдательный  совет контролирует хозяйственную  деятельность компании. Он формируется  из представителей акционеров и служащих компании. В Совет также могут  входить представители банков, инвестиционных структур и других компаний, имеющих  тесные связи с данной компанией. Главной задачей Наблюдательного совета является подбор менеджеров компании и контроль за их работой. Совет также разрабатывает стратегические вопросы управления корпорацией. Решения Наблюдательного совета принимаются большинством голосов.

Количественный  состав Наблюдательного совета зависит  от размера компании. Минимальный  состав не менее трех членов. В крупных  компаниях с размером основного  капитала более 20 млн. евро состав Наблюдательного совета может насчитывать более 20 человек.

Члены Правления  избираются Наблюдательным советом и подотчетны ему. Одновременно членство в обоих уровнях не допускается. Членам правления также запрещается заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, помимо основной работы. В Правление обычно входят от 5 до 15 человек, каждый из которых отвечает за какое-либо направление бизнеса корпорации или за одну из ключевых функциональных областей [7, С. 52].

На Правление  возлагается задача непосредственного  хозяйственного руководства компанией  и ответственность за результаты ее деятельности.

Немецкое  акционерное законодательство четко  отделяет непосредственное управление делами компании и надзор. Управленческие функции и ответственность за их реализацию возлагаются на правление, которое является единственным органом, принимающим реальные хозяйственные решения и обладающим для этого всеми необходимыми полномочиями. Оно управляет обществом под собственную ответственность. При этом правление подотчетно наблюдательному совету в правильном использовании данных ему полномочий.

Правление может состоять из одного или нескольких лиц. В обществах, уставный капитал  которых превышает 3 млн. евро, правление должно состоять не менее чем из двух лиц, если устав не устанавливает, что правление состоит из одного лица. При этом данные правила, установленные Законом от 1965 года, на назначение рабочего директора не распространяются - он становится членом правления в соответствии с нормами рассмотренных нами ранее законов об участии персонала компании в управлении. Члены правления назначаются на срок, не превышающий 5 лет, с возможностью повторного назначения или продления срока полномочий, но не более чем на 5 лет. Наблюдательный совет вправе отозвать члена правления, но только при наличии серьезных оснований.

Если  правление состоит из нескольких лиц, то его члены правомочны вести  дела только совместно, то есть правление  в этом случае является коллегиальным  исполнительным органом. Кворум для заседаний правления - не менее половины членов. Наблюдательный совет может назначить одного из членов правления его председателем (der Sprecher - спикер, диктор), который представляет исполнительный орган во взаимоотношениях с властями, общественностью, прессой по вопросам, касающимся как компании в целом, так и отдельных сторон ее деятельности. Он также представляет правление в его взаимоотношениях с наблюдательным советом. В заседаниях правления он председательствует, определяет порядок рассмотрения вопросов повестки дня и процедуру голосования. При равенстве голосов председатель имеет право решающего голоса. И хотя по закону все члены правления равны между собой, на практике часто получается, что председатель становится даже не «первым среди равных», а неким аналогом американского главного управляющего, приобретает всю полноту власти в компании. Как правило, у каждого члена правления есть определенный круг обязанностей, но даже при этом они обязаны обладать всем объемом информации о состоянии дел в корпорации. Деятельность членов правления контролирует и оценивает ее эффективность само правление. Членам правления, не справляющимся со своими обязанностями, правление рекомендует уйти в добровольную отставку (обычно на весьма выгодных условиях), но принудительно отправить члена правления в отставку может только наблюдательный совет и только по веским основаниям: серьезное нарушение обязанностей, явная неспособность выполнять свои обязанности или выражение недоверия общим собранием акционеров [4, С. 49].

При принятии управленческих решений члены правления  обязаны действовать коллегиально, стремясь достигать консенсуса. В  случае если вопрос все же ставится на голосование, каждый член правления  обладает одним голосом. При недостигнутом  консенсусе спорный вопрос на рассмотрение наблюдательного совета не выносится.

Информация о работе Немецкая модель экономического управления