Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности немецкой модели управления, выявить ее преимущества и недостатки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть пути формирования немецкой модели управления;
2) изучить особенности немецкой модели менеджмента;
3) охарактеризовать органы корпоративного немецкого управления;
4) раскрыть систему участия рабочих и служащих в управлении корпорациями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция корпоративного управления и особенности немецкой модели управления……………………………………………………5
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии……………….5
1.2. Особенности немецкой модели менеджмента……………………...12
Глава 2. Характеристика системы корпоративного управления в Германии…………………………………………………………………………21
2.1. Органы корпоративного управления ……………………………….21
2.2 Система участия рабочих и служащих в управлении корпорациями……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
В 1983 году три крупнейших банка Германии имели личную унию с 3146 корпорациями, из которых с Deutsche Bank были связаны 55% (из них 35,8% - только с Deutsche Bank). Для Dresdner Bank этот показатель составлял 43,5 и 25,2%, для Commerzbank соответственно 29,5 и 16,2% [3, С. 22]. Различие в приведенных показателях для каждого банка объясняется тем, что предприятия с годовым оборотом менее 1 млрд марок, как правило, имели личную унию только с одним банком, а 100 крупнейших корпораций имели личные связи с двумя и даже тремя гроссбанками, что позволяло им диверсифицировать источники финансирования и ослабить влияние банка, являющегося стратегическим партнером корпорации («домашнего» банка).
Личная уния банков и корпораций не является чем-то новым для немецкой экономики. В.И. Ленин писал: «Вместе с этим развивается, так сказать, личная уния банков с крупнейшими предприятиями промышленности и торговли, слияние тех и других посредством владения акциями, посредством вступления директоров банков в члены наблюдательных советов (или правлений) торгово-промышленных предприятий и обратно». И далее, на основе данных 1910 года о масштабах этого явления: «Шесть крупнейших берлинских банков были представлены через своих директоров в 344 промышленных обществах и через своих членов правления еще в 407, итого в 751 обществе. В 289 обществах они имели либо по два члена наблюдательных советов, либо места их председателей» [3, С. 25]. Выводы о личной унии справедливы до настоящего времени.
Еще одной характерной чертой, выделяющей Германию среди остальных стран, является недостаточное по сравнению с США и Великобританией развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Это обусловлено, во-первых, действовавшими до последнего времени ограничениями на небанковское финансирование (сложная разрешительная процедура выпуска ценных бумаг и обременительные налоги на их передачу), и, во-вторых, большими лимитами для банков на выдачу ссуды одному заемщику. Так, например, если в США банки не могут предоставлять одному заемщику ссуду, превышающую 15% их капитала, то в Германии данное ограничение составляет 50% [3, С. 25]. Поэтому в Германии не очень развит рынок корпоративного контроля (в американском понимании этого контроля), а активность в сфере «недружественных» слияний и поглощений хотя и растет в последнее время, во много раз уступает США и Великобритании.
Таким образом,
менеджмент практически полностью
распоряжается активами крупнейших
корпораций. В настоящее время
существуют теории корпоративного управления,
отстаивающие интересы всех сторон. Ядром
всех концепций являются отношения
между акционерами, Советом директоров,
менеджерами и прочими
1.2. Особенности немецкой модели менеджмента
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует
Концепция
бюрократической
М.Вебером
формулировались условия
Не отрицая ряда недостатков теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.
Наиболее
часто в сравнительных
1. Стимулирование профессиональной подготовки.
Характерные
черты немецкой модели менеджмента
можно обнаружить в национальной
системе профессионально-
Как минимум
5% среднегодовой численности
Стимулирование
роста профессионального
2. Техническая подготовленность менеджеров.
Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.
В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.
Вследствие
высокого уровня технического образования
специалистов и управленцев менеджмент
в Германии в меньшей степени
отдален от производственно-
Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.
3. Уважительное отношение к компетентности.
Профессионализм
и компетентность играют решающую роль
в немецкой культуре, требующей значительной
самодисциплины и самоконтроля. Немецкие
менеджеры ценят высокую
Немецкая
система управления предполагает наличие
тесных связей между инженерно-техническим
и административно-
Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свои контроль.
Кадровая
политика, карьерный рост, повышение
квалификации и т.п. – все это
базируется на представлениях о том,
каким образом формируется
4. Расширенный объем ответственности и полномочий.
Если
линейный персонал обладает высокой
квалификацией, то он меньше нуждается
в контроле и помощи со стороны
административно-
5. Лояльность менеджеров.
Среди немецких
менеджеров меньше распространена перемена
мест работы и соответственно выше
уровень корпоративной
Информация о работе Немецкая модель экономического управления