Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение приемов, методов, технологий нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации, а также зарубежный опыт применения нематериальной мотивации
Задачи исследования:
1. Изучение сущности, принципов, основных инструментов нематериальной мотивации труда в повышении эффективности деятельности предприятия.
2. Рассмотреть зарубежный опыт нематериального стимулирования к труду и существующие проблемы нематериальной мотивации.
3. Анализ нематериальной мотивации на белорусском туристском предприятии и выявление оптимальных методов нематериальной мотивации персонала.
Введение 3
1 Теоретический аспект нематериальной мотивации 4
1.1 Сущность, задачи и принципы нематериальной мотивации 4
1.2 Группы инструментов нематериальной мотивации 6
2 Зарубежный опыт нематериальной мотивации персонала 14
2.1 Современный подход к мотивации персонала за рубежом 14
2.2 Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом 18
3 Особенности нематериальной мотивации персонала на туристском предприятии ООО «Бюро путешествий «Вентотур» 22
3.1 Анализ деятельности по нематериальной мотивации персонала
ООО «Бюро путешествий «Вентотур» 22
3.2 Пути совершенствования деятельности туристической фирмы по вопросам мотивации 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Факторы и подфакторы оцениваются в баллах, при этом «цена» балла зависит от уровня жалованья: для низших уровней – два балла, для более высоких – три. Сумма баллов по всем подфакторам определяет сравнительную оценку каждой рассматриваемой должности.
Все более активной
становится тенденция к отказу
не только от индивидуальной
сдельной, но и от повременной
оплаты труда. При этом
2.2 Гибкие
системы вознаграждения
В последнее время
ясно очерчивается тенденция
к системному использованию
Гибкая программа
Первым примером гибких
программ стали широко
Основная программа
«кафетерий» предлагает
Программа «буфет»
предполагает, что работник имеет
право пересмотреть получаемый
им на данный момент пакет
в сторону увеличения объема
наиболее важных для него
Программа «комплексные
обеды» предоставляет на выбор
сотрудникам несколько пакетов
выплат и услуг примерно
Выявление конкретных
предпочтений персонала,
Многочисленные исследования в области нематериальной мотивации показали, что и персонал, и работодатели чаще всего положительно оценивают гибкие программы: работники – объясняя это более высокой степенью удовлетворения своих потребностей и позитивным восприятием самой свободы выбора, работодатели – отмечая повышение мотивации персонала, усиление его лояльности к организации, более эффективный контроль над трудовыми издержками, а в ряде случаев – и их снижение. Но, как отмечают многие специалисты, «информирование персонала о предоставляемых выплатах и услугах не менее важно, чем сами эти выплаты и услуги», и в последние годы США, например, переживают настоящий бум в этой сфере. Так, проведенный недавно Aon Consulting Benefacts опрос американских работодателей показал, что почти 75% респондентов в настоящее время осуществляют индивидуальное информирование своих работников об их финансовом вознаграждении. Формы такого информирования самые различные: от неформальной беседы тет–а–тет до официального письма (employee earnings and benefits letter), подписанного менеджером по персоналу, или электронной почты, видеокассет, Интернета [2].
В целом можно заключить, что наличие гибких программ дополнительных выплат и социальных услуг работникам способствует повышению результативности систем мотивации персонала.
3
Особенности нематериальной
3.1 Анализ
деятельности по
Была проведена диагностика
существующей системы нематериальной
мотивации персонала в
В ходе исследования был проведен
анализ смежных областей, таких, как
особенности организационной
Система мотивации в ООО «Бюро путешествий «Вентотур» складывается из двух основных блоков: материального и нематериального. В случае, когда заработная плата позволяет удовлетворить основные потребности, значимыми становятся мотивы более высокого порядка. Рассмотрим более подробно нематериальную мотивацию персонала.
Среди методов нематериального стимулирования, используемых на предприятии следует назвать оптимизацию организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация общепроизводственных праздников, корпоративных вечеров.
Используемые социально–
Мощным мотивационным фактором являются так называемые рекламники. Это система рекламных туров, организуемых туроператорами для ознакомления работников турфирм с конкретными условиями принимающей стороны, различными отелями, экскурсионной программой и т.п. Как правило, участники таких поездок размещаются в пятизвездочных отелях на 1 – 2 суток, затем переезжая в следующий отель.
В зависимости от направленности рекламного тура дневная работа включает посещение разнообразных отелей или экскурсионную программу. Как правило, рекламные туры организуются в начале туристского сезона. Их стоимость существенно меньше стоимости обычных туристских туров и часто включает в себя только стоимость перелета и медицинскую страховку на все время пребывания за границей.
Кроме того, часто по результатам работы агентства или конкретного менеджера (большое число продаж), туроператоры награждают их также бесплатными поощрительными турами – своего рода инсентив–туризм.
Руководство ООО «Бюро путешествий «Вентотур» регулярно поощряет лучших менеджеров такими рекламными турами (2–3 раза в год), принимая их оплату на себя.
Обучение персонала. ООО «Бюро путешествий «Вентотур» постоянно совершенствует качество обслуживания туристов, в том числе и путем участия в информационных и обучающих семинарах для сотрудников туристических агентств, главная цель которых – получение и предоставление достоверной информации клиентам. Обычно подобные семинары организуются крупными туроператорами.
Для сотрудников агентства, которые хотят "подкрепить" свои знаниях еще и официальным документом (именным сертификатом туроператора), существует возможность пройти он–лайн тестирования, которые проводятся после семинаров по определенным темам.
Мощным фактором обучения и повышения квалификации персонала ООО «Бюро путешествий «Вентотур» является также участие в информационных турах, о которых уже было сказано выше.
В практике агентства – безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
Для ООО «Бюро путешествий «Вентотур» характерно соблюдение всех норм Трудового кодекса РБ: работа по трудовой книжке, стабильность в выплате зарплаты, оплачиваемые отпуска и больничные листы.
Одним из главных факторов
благоприятной рабочей
Еще одним фактором успешной мотивации выступает личный пример руководителя. Его выгодно отличает имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме.
Несмотря на закрепленные обязанности, распространена совещательность и участие в вопросах управления фирмой. На фирме созданы ориентирующие условия, то есть раскрыты цели организации и ее миссия. Каждый сотрудник хорошо знает эти цели и, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.
Большое внимание руководство
уделяет улучшению
Несмотря на юный возраст фирмы, здесь сложились некоторые традиции: совместное празднование Дня рождения фирмы, Нового года и других праздников, поздравление и совместное празднование дней рождений сотрудников, походы в клубы, рестораны, корпоративные поездки на природу, отдых на теплоходах и т. п.
В ходе исследования была проведена диагностика и анализ структуры трудовой мотивации персонала компании, так как именно опрос – из наиболее действенных методов оценки уровня удовлетворенности персонала.
Таким образом, можно сделать
вывод, что на предприятии разработана
и успешно функционирует
Устойчивый рост объемов продаж туристских путевок, показателей выручки и прибылей свидетельствуют о высокой эффективности менеджмента на предприятии и в том числе отражает успешность проводимых мотивационных мероприятий.
Эти значения отражают достойный уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.
Информация о работе Нематериальная мотивация труда аперсонала