Нематериальная мотивация труда аперсонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение приемов, методов, технологий нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации, а также зарубежный опыт применения нематериальной мотивации
Задачи исследования:
1. Изучение сущности, принципов, основных инструментов нематериальной мотивации труда в повышении эффективности деятельности предприятия.
2. Рассмотреть зарубежный опыт нематериального стимулирования к труду и существующие проблемы нематериальной мотивации.
3. Анализ нематериальной мотивации на белорусском туристском предприятии и выявление оптимальных методов нематериальной мотивации персонала.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический аспект нематериальной мотивации 4
1.1 Сущность, задачи и принципы нематериальной мотивации 4
1.2 Группы инструментов нематериальной мотивации 6
2 Зарубежный опыт нематериальной мотивации персонала 14
2.1 Современный подход к мотивации персонала за рубежом 14
2.2 Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом 18
3 Особенности нематериальной мотивации персонала на туристском предприятии ООО «Бюро путешествий «Вентотур» 22
3.1 Анализ деятельности по нематериальной мотивации персонала
ООО «Бюро путешествий «Вентотур» 22
3.2 Пути совершенствования деятельности туристической фирмы по вопросам мотивации 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

готовая_курсовая11.docx

— 74.22 Кб (Скачать)

В последние годы HR-специалисты все чаще применяют на практике надомную работу. Этот вид гибкого графика работы позволяет работнику определять удобный для себя режим работы самостоятельно. С целью оптимизации рабочего пространства, экономии на аренде офисов и обслуживающем персонале многие компании переходят на так называемую систему «виртуального офиса», взаимодействуя с сотрудниками через системы удаленного доступа. Для того чтобы проект по запуску такого офиса не провалился, обязательно нужно учесть следующие составляющие:

– оснащение рабочего места сотрудника (предоставление необходимой техники, обеспечение Интернетом и мобильной связью);

– организация дистанционных совещаний, обратной связи между сотрудником виртуального офиса и другими сотрудниками компании;

– разработка и внедрение механизма, позволяющего сотрудникам виртуальных офисов чувствовать себя частью коллектива.

В европейских компаниях  сегодня очень популярен другой инструмент, направленный на мотивацию  персонала, – перерывы в карьере. Эта практика позволяет работникам сделать перерыв в карьере на 2–3 года, а затем вновь возвратиться на работу, обычно на ту же должность или на тот же уровень оплаты. По возвращении работник должен пройти соответствующее обучение, дающее современные знания и информацию об изменениях, произошедших в организации за время отсутствия работника. Методика позволяет сэкономить на поиске и отборе персонала, повышать удовлетворенность персонала, сократить время на овладение новыми навыками, закрепить опытных и знающих работников, обеспечить возможности привлечения нужных компании кандидатов [11].

Социальная поддержка 

Сегодня такие инструменты  социальной поддержки сотрудников  как медицинское и пенсионное страхование, кредитование, полная или  частичная оплата отдыха работника  перестали быть прерогативой крупных  компаний. Сегодня они стали средством  привлечения в компанию необходимых  ей сотрудников. Как правило, эти  льготы рассчитаны на персонал среднего и высшего звена.

Медицинское страхование, как  для самих сотрудников, так и  для членов их семей, в российских компаниях стало основной частью социальных пакетов. Договор на медицинское  страхование может включать различные  услуги. Стандартная программа добровольного  медицинского страхования включает в себя амбулаторно-поликлиническое обслуживание, услуги стоматолога (без протезирования), вызов врача на дом. Как правило, во всех случаях сотрудники компании и члены их семей прикрепляются к одному или нескольким медицинским учреждениям. Однако практика показывает, что не все сотрудники пользуются предоставленной им медицинской страховкой, так что говорить о высокой эффективности данного инструмента вряд ли можно.

Дополнительное пенсионное страхование появилось на рынке  недавно, его популярность быстро растет, многие крупные компании планируют  внедрение инструмента в ближайшем  будущем. Для сотрудников – это возможность обеспечить достойный уровень жизни после выхода на пенсию, для компании – возможность снизить текучесть кадров и поддержать свой имидж хорошего работодателя.

В настоящее время зарубежные компании практикуют две схемы дополнительного пенсионного страхования:

– страхование с установленными взносами, где размер будущей пенсии зависит от накопленной до выхода сотрудника на пенсию суммы. Такая схема имеет недостаток: у женщин в связи с их более ранним выходом на пенсию размер накопительной части меньше, чем у мужчин.

– страхование с установленными выплатами. При этом в виде страхования работодатель берет на себя обязательство по выплате сотрудникам установленного уровня пенсии.

Некоторые компании сталкиваются с низкой степенью заинтересованностью  сотрудников в пенсионных программах, особенно если коллективы преимущественно  состоят из молодых людей. При  внедрении пенсионного страхования  значительное внимание в компании должно быть уделено информированию всех работников о пенсионных схемах. Особого подхода  требует разъяснительная работа среди молодых сотрудников. Необходимую  информацию должны получать и члены  семьи сотрудников, ведь решение  об участии в пенсионных программах требует ежемесячных финансовых отчислений.

Для удержания и привлечения  ценных сотрудников многие компании прибегают к льготному кредитованию. Так, например, ипотечные и потребительские  кредиты могут выдаваться по ставке гораздо ниже рыночной. Иногда сотрудники получают и беспроцентные кредиты: компания выдает ссуду сотруднику сроком до 2–3 лет. Размер ссуды может колебаться в зависимости от основной зарплаты сотрудника.

Обучение и развитие персонала  – одно из первоочередных преимуществ, которые получает компания, используя для воздействия на мотивацию сотрудников программы обучения и развития. Оплата обучения – еще один эффективный способ мотивации персонала. Сотрудники, получившие образование за счет компании, приобретают знания, которые способствуют реализации стратегических целей бизнеса. Считается, что сотрудники благодаря этому становятся более приверженными компании. Однако нередко работодатели заключают дополнительное к трудовому договору соглашение об обучении с сотрудниками, по условиям которого после окончания обучения сотрудники обязаны отработать в компании какое–то время (от 2 до 5 лет). Практика показывает, что такое соглашение вовсе не является инструментом удержания сотрудников. Если у работника нет возможности применять полученные знания и он не видит перспектив карьерного роста внутри компании, то он рано или поздно примет решение принять предложение о работе от другой компании.

Многие компании дают своим  сотрудникам возможность приобретать  собственный товар со значительными  скидками. Скидки на товары компании позволяют  сотрудникам экономить на покупках.

Отдых за счет компании – еще один способ мотивации персонала. Как правило, путевками награждаются лучшие сотрудники компании. Иногда работодатели оплачивают отдых не только работникам, но и членам их семей [13].

Корпоративная культура

Корпоративная культура компании проявляется в атмосфере, особенностях взаимодействия сотрудников, их отношении  к клиентам и партнерам. В организациях корпоративная культура проявляется  в совокупности ценностей, целей, правил и норм, регулирующих деловые отношения  и отражающих социальную и экономическую  политику компании.

Законы корпоративной  культуры компании прописываются в  регламентирующих документах, печатаются в корпоративных СМИ, интернете, в выступлениях руководства и сотрудников на совещаниях, в электронных рассылках, а также на фирменных знаках, рекламной продукции и товарах. Создание, поддержание и внутренний PR корпоративной культуры – все это направлено на повышение приверженности, лояльности и преданности сотрудников компании, то есть на мотивацию.

Мотивирующая корпоративная  культура компании прежде всего выражается в ее носителях: она должна отражать истинные ценности компании и поддерживаться руководством. Несмотря на простоту этого тезиса, далеко не во всех компаниях корпоративная культура поддерживается на должном уровне, работая на мотивацию сотрудников.

Мотивация работников может  быть усилена через постановку целей  их работы. Мотивация работников зависит  от характеристик целей, поставленных перед ними. Для того чтобы цели реально повышали мотивацию работников, они должны быть:

– конкретными – чем более конкретно определены цели, тем больше вероятность того, что работник поймет, как, в какие сроки он должен достичь их;

– достижимыми – работники должны быть уверены в том, что поставленные перед ними цели являются реально достижимыми;

– привлекательными – поставленные цели должны быть достаточно привлекательны для работников, увязаны с возможностью удовлетворения работниками значимых для них потребностей.

При этом важно, чтобы человек, работу которого оценивают, должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых  к результатам его труда. Поэтому  оценка и контроль в этих условиях стимулируют не просто желание работать с высокой отдачей, выкладываться  на работе, но и настрой на достижение требуемых рабочих результатов, на выполнение своей работы в соответствии с установленными требованиями или даже лучше.

Законченность работы – возможность выполнения тех или иных операций, рабочих заданий от начала до конца с видимым результатом. Этот инструмент предполагает возможность увидеть результаты своего труда, за которые он несет ответственность. Законченность задания позволяет работнику переживать дополнительные положительные эмоции, связанные с достижением намеченной цели при успешном завершении задания.

Информирование – важнейший элемент управления мотивацией персонала. Если работники организации плохо информированы о делах, имеющих для них первостепенное значение, это резко снижает их настрой на работу с высокой отдачей. Потребность в том, чтобы быть информированным, преодолеть состояние неопределенности, неясности в отношении наиболее значимых вопросов, является одной из базовых. Информирование призвано решить следующие важнейшие задачи:

– снижение уровня напряженности в коллективе;

– повышение удовлетворенности работой в организации;

– повышение доверия работников к организации;

– более четкое представление работниками собственных перспектив, связанных с работой в организации;

– доведение до работников информации о целях и стратегии организации.

На внутреннюю мотивацию  подчиненного влияют также отношение  руководителя, стиль управления. Высокий  уровень взаимопонимания с непосредственным руководителем, доверие к нему, стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности  работников выполняемой работой, их отношение к организации и  готовность работать с полной отдачей  сил для достижения поставленных целей.

В основе корпоративной культуры, с точки зрения нематериальной мотивации, заложен принцип признательности  сотруднику за хорошо выполненную работу. Признание может быть как официальным, так и неофициальным.

Для его реализации можно  использовать формальные (собрания, совещания, праздничные мероприятия и др.) и неформальные (личное поздравление от руководителя по телефону или письмом  и др.) поводы. Для многих людей  бывает важно, когда их благодарят за высокие результаты в работе, публично вручают завоеванные награды. Такая  практика дает работникам заслуженное  признание и поддерживает утверждение  организации о том, что хорошая  работа будет вознаграждена. Самым  простым средством выражения  признания является похвала. К похвале  человек не привыкает (в отличие  от денег), поэтому использовать похвалу  можно часто.

Одним из наиболее значимых для работников средств поощрения  со стороны организации являются статьи в корпоративных СМИ. При  этом ставится задача не только воздать должное лучшим работникам, но и показать более широким кругам сотрудников, какое поведение и какие результаты заслуживают восхищения и уважения в компании. Многие крупные компании широко используют возможности своих органов печати для того, чтобы информировать сотрудников о лучших работниках, церемониях награждения и других событиях, призванных пропагандировать высокие трудовые достижения, энтузиазм и творчество в работе. В небольших компаниях эти задачи выполняют стенные газеты, которые являются очень недорогим, но эффективным средством поощрения лучших работников. При условии регулярного обновления они обычно вызывают искренний интерес у сотрудников и способны эффективно работать на рост авторитета лучших работников.

Доски почета, почетные грамоты  возродились сегодня на многих белорусских предприятиях. Современные руководители считают этот инструмент действенным средством повышения мотивации работников. Не редкость и стенд «Лучший работник месяца».

Повышению мотивации сотрудников  способствуют различные подарки  от компании своим сотрудникам. Это  могут быть небольшие сувениры к  праздникам, отмечаемым всей страной, и более крупные подарки как  символ важности сотрудника для фирмы, подарки ко дню рождения, подарки  по случаю рождения ребенка и т.п. В качестве подарка можно использовать и сувенирную продукцию с символикой компании, что способствует повышению  приверженности работников своей организации. Как правило, работники с удовольствием  носят значки, футболки и бейсболки  с логотипом своей компании. Кстати, это дополнительная возможность  рекламы фирмы, формирования благоприятного имиджа в глазах потенциальных потребителей, партнеров или будущих сотрудников.

Создание «кружков качества»  – еще один элемент корпоративной культуры. Наравне с оценкой эффективности деятельности, организации работы, дисциплины и четкости распределения обязанностей, стандарты работы демонстрируют наличие общекорпоративных требований к деятельности каждого сотрудника компании, его вклада в развитие общего дела. Участие руководителей высшего звена в разработке этих инструментов и активное поддержание их впоследствии свидетельствует о подлинной заинтересованности, которая не ограничивается распределением символических наград и объединяет менеджмент и рабочих.

Изменение статуса сотрудников (продвижение по службе, предложение  принять участие в новых проектах) также является важной формой нематериального  стимулирования. Традиционными инструментами  реализации статуса внутри компании могут быть следующие:

– наименование должности;

– наличие секретаря;

– предоставление служебного автомобиля;

– участие в статусных проектах, передача статусного клиента;

– отдельный кабинет;

– табличка на двери с указанием фамилии сотрудника;

– дополнительное оборудование в офисе;

– специальные места для парковки (например, в качестве поощрения разрешение рядовым сотрудникам ставить автомобиль на стоянку для руководителей);

– выступление на конференциях, семинарах, включение в спикер–лист;

– участие в работе профессиональных и отраслевых ассоциаций;

– написание статей в профессиональные издания, преподавательская деятельность;

– представление компании на выставках или выступление от лица компании (переговоры, контакты с общественными организациями и др.).

Любой руководитель понимает, что успех его бизнеса напрямую связан с профессионализмом его  персонала. Поэтому крупные торговые компании различными способами стимулируют  работу продавцов и сотрудников  торговых залов, чтобы повысить качество обслуживания посетителей и в  результате самим оказаться в  выигрыше. Яркий пример такого способа  – конкурсы и соревнования [12].

Информация о работе Нематериальная мотивация труда аперсонала