Налоговая политика и налоговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38

Работа содержит 1 файл

nalogovaya_politika_i_nalogovy_menedzhment.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.    

Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. К таким субъектам относятся обе палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), законодательные и представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, Президент РФ и его Администрация, главы администраций субъектов РФ и муниципальных образований, Правительство РФ и аналогичные структуры субъектов РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральное Казначейство, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами.   

Законодательные органы власти рассматривают и принимают  законодательные акты в области  налогообложения, бюджеты на очередной год и отчеты об их исполнении, другую деятельность по правовому обеспечению налогового процесса в стране. Президент России определяет стратегию налоговой политики, в том числе в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, утверждает налоговые законы, дает задания Правительству РФ по разработке налоговых вопросов и т. д. Похожие функции в регионах осуществляют главы субъектов Федерации. Правительство РФ осуществляет общее руководство и контроль за разработкой и реализацией государственной налоговой политики, дает распоряжения министерствам по разработке конкретных налоговых вопросов и осуществляет нормативное обеспечение налогового процесса и налоговой политики.   

Министерство финансов РФ (Минфин РФ) совместно с Министерством  экономического развития и торговли РФ разрабатывает налоговую политику, а также самостоятельно готовит проекты законов по вопросам налогообложения и развития налоговой системы, проект и отчет об исполнении федерального бюджета, осуществляет общее руководство деятельности подведомственных федеральных служб. Финансовые министерства, департаменты, управления и т. п. субъектов Федерации осуществляют похожие функции в масштабе своих регионов.   

Федеральная налоговая  служба, это ведомство, специально созданное  в структуре Министерства финансов РФ для текущего и оперативного управления налогообложением на территории всей страны, включая налоговый контроль. В структуру Федеральной налоговой службы (ФНС) входят региональные управления ФНС по субъектам Федерации и их территориальные межрайонные налоговые инспекции, которые непосредственно ведут работу с налогоплательщиками по организации и контролю исполнения последними налоговых обязательств. Органы ФНС называются налоговыми органами. Роль налоговых органов при взимании налогов на таможенной границе России выполняют органы Федеральной таможенной службы. Органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ ведут налоговые расследования, осуществляют налоговые проверки и совершают соответствующие юридические действия в отношении лиц, действия которых квалифицируются как налоговые преступления.   

Учитывая, что в структуре  субъектов управления налогами отсутствует  специальный орган, занимающийся налоговым  менеджментом, а Минфин РФ является его основным функциональным субъектом, целесообразно было бы создать в составе названного министерства Федеральную службу налогового менеджмента с привлечением для работы на постоянной основе необходимых научных кадров. Функциями этой федеральной службы должны быть аналитика и координация деятельности всех субъектов налогового менеджмента, осуществление налогового планирования и налогового бюджетирования, разработка мер налогового регулирования и концепции налоговой политики, подготовка законов по развитию налогообложения и налогового механизма, разработка управленческих решений по налоговыми доходам, налоговым расходам, налоговой прибыли, их доведение до Минфина РФ, продвижение и мониторинг исполнения, выполнение заявок субъектов РФ на аналогичные менеджерские работы и др.   

Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков22. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.   

Государственный налоговый  менеджмент представляет собой науку, искусство и практику принятия управленческих налоговых решений на многовариантной основе путем выбора наиболее эффективных из них. Принятие управленческих решений направлено на достижение цели и решение функциональных задач (функций) государственного налогового менеджмента. К таким функциональным задачам (функциям) последнего можно отнести следующие:   

· анализ и оценка с  налоговых позиций показателей  экономического роста, финансового  состояния налогоплательщиков, государственных  доходов и расходов;   

· обеспечение оптимального ценового равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ (выгод, услуг), рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;   

· разработка налоговой  концепции и приоритетов налоговой  политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;   

· принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений  в области определения оптимальных  параметров и структуры системы  налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;   

· принятие долгосрочных, стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения  и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;   

· разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;    

· прочие функции, связанные  с защитой от рисков налоговых  поступлений, снижением налоговых  недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.   

Государственный налоговый  менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое  право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм). С процессуальных позиций государственный налоговый менеджмент связан с организацией налогового процесса, государственным налоговым планированием (прогнозированием), государственным налоговым регулированием и государственным налоговым контролем. Названные составляющие налогового менеджмента одновременно выступают элементами налогового механизма (и здесь нет никаких противоречий, поскольку через налоговый механизм реализуются функции налогов и управления ими).   

Организация субъектами государственного налогового менеджментаналогового  процесса представляет собой всю организационную деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов, по непосредственному сбору налоговых платежей, правовому обеспечению налогового процесса, формированию концепции государственной налоговой политики, государственному налоговому планированию (прогнозированию), государственному налоговому регулированию и государственному налоговому контролю. При этом решаются следующие основные задачи:   

· образование доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней путем мобилизации  налоговых доходов;   

· оптимальное распределение  налоговых ресурсов между звеньями бюджетной и налоговой систем;    

· создание рациональной системы налогов на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени по сферам, отраслям и группам налогоплательщиков;    

· разработка краткосрочных, годовых, среднесрочных и долгосрочных планов и программ поступления налогов  для принятия их к исполнению и принятия управленческих решений;   

· организация процедур налогового бюджетирования и принятие к исполнению налоговых бюджетов;    

· организация и осуществление  налогового контроля и деятельности налогоплательщиков и мониторинга  действий и исполнения управленческих решений субъектами государственного налогового менеджмента.    

Государственное налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии и тактики) налоговой политики. Налоговое планирование – это непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой цели, задач и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблагаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.   

Государственное налоговое регулирование тесно связано с налоговым планированием, прогнозированием и бюджетированием. Оно предполагает целенаправленную деятельность субъектов налогового менеджмента по воздействию на экономику, отдельные ее сферы, отрасли и сегменты, а также на социальную сферу, используя большой набор налоговых методов и инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.   

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности их деятельности. Государственный налоговый контроль в современной России является наиболее развитым, организационно и институционально структурированным функциональным элементом государственного налогового менеджмента. Система налогового контроля, как и все другие элементы менеджмента, является динамически развивающейся системой.

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Отсутствие у России собственного опыта в этой области  и необходимость формировать  налоговую систему страны почти с нуля привели к тому, что она создавалась в течение многих лет непрерывного реформирования методом проб и ошибок. Часто путем механического перенесения отдельных элементов современных налоговых систем стран Восточной Европы и Южной Америки в российские условия без учета особенностей быстрого реформирования экономики в переходный период ее развития.

Фискальный характер сформированной на этапе реформ налоговой  системы, ее перегруженность чрезмерным количеством налогов и слишком  высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательных и нормативных актов резко снизили управляемость налоговой системой.

Допущенные просчеты во многом могут быть объяснены тем, что проблемы перехода от централизованного  государственного администрирования  к рыночному методу хозяйствования являются не только актуальными для практики налогообложения, но и наименее разработанными с точки зрения экономической теории.

Обобщая результаты исследования содержания взаимосвязанных понятий, можно заключить, что налоговая  политика является составной частью ее финансовой политики и основой для осуществления налогового менеджмента. Налоговая политика - это форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности.

Современное понимание  системы налогового менеджмента  обычно исключает из нее такое  важное звено, как государственный налоговый менеджмент, т.е. управление налоговыми отношениями на макроуровне. Заложить основы государственного налогового менеджмента - важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Проведенное в курсовой работе исследование является обобщением опыта построения в России эффективной налоговой системы и определение перспектив ее развития произведено с учетом современных требований налогового менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алеников, А.С. Исторические аспекты процесса формирования налоговой политики в России / А.С. Алеников // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 1-2.

 

  1. Аткинсон, Э.Б., Лекции по экономической теории государственного сектора: учебник / Э.Б. Аткинсон, Дж.Э. Стиглиц / Под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 832 с.

Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент