Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38
- основной цели;
- субъекта;
- объекта налоговой политики.
Основная цель налоговой политики - наиболее важный ориентир (целевая установка, параметр, задача), который необходимо достигнуть субъекту в результате разработки и реализации собственной налоговой политики.
Субъект налоговой политики - носитель прав и обязанностей, обладающий налоговым суверенитетом в пределах законодательно установленных полномочий и имеющий возможность воздействовать на объект своей налоговой политики.
Объектом налоговой
политики является предмет, явление
или процесс, на который направлена
формулируемая субъектом
Детализация налоговой политики по уровням представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Детализация налоговой политики по уровням
Уровень |
Основная цель |
Субъект |
Объект |
Межгосударственный |
Обеспечение |
Международные |
Международные |
Федеральный |
Устойчивое |
Президент России, |
Налоговая |
Региональный |
Устойчивое |
Глава региона, |
Налогообложение |
Муниципальный |
Устойчивое |
Глава и |
Налогообложение |
Корпоративный |
Оптимизация |
Собственники
и |
Налогообложение |
Семейный |
Обеспечение лучшего |
Домохозяйство, |
Налогообложение |
Личный |
Обеспечение лучшего |
Физическое лицо, |
Налогообложение |
Основные различия между различными уровнями налоговой политики сводятся к трем моментам.
1. Различие целей.
Совершенно очевидно, что государство
(представлено на федеральном,
региональном и муниципальном
уровнях) преследует
2. Естественным образом различаются субъекты при различных уровнях.
3. Объекты для каждого уровня также различны. Наиболее сложной представляется задача идентификации данного объекта.
В то же время интуитивное разделение налоговой политики только на два уровня - государственный и хозяйствующего субъекта небеспочвенно и имеет под собой глубокие теоретические основания7. Оно исходит из того, что в крайне обобщенном виде объекты можно сгруппировать по двум позициям:
- позиция налоговой системы;
- позиция налогообложения.
Налоговая система - это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:
- законодательства о налогах и сборах;
- совокупности налогов и сборов;
- налоговых администраций;
- плательщиков налогов и сборов8.
Налогообложение - это процесс установления, введения и изменения сборов, их отдельных элементов, участников налоговых отношений, а также взимания и уплаты налогов и сборов9.
Детализация уровней
налоговой политики упрощает задачу
представления для них
┌─────────────────────────────
│ Уровневые разновидности определений │
└─────────────────┬───────────
│ \
├──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
│ Мегауровень \ │ Межгосударственная налоговая │
│ / │ политика │
├──────────────┐/ └─────────────────────────────
│ /
│ \
┌┼──────────────┘\
┌─────────────────────────────
││ Макроуровень \ │ Федеральная налоговая политика │
│├──────────────┐/ └─────────────────────────────
││ /
││ \
│├──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
Государственный < │ Мезоуровень \ │ Региональная налоговая политика │
│├──────────────┐/ └─────────────────────────────
││ /
││ \
│├──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
││ Мезоуровень \ │ Муниципальная налоговая политика │
└┼──────────────┐/ └─────────────────────────────
│ /
│ \
┌┼──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
││ Мини-уровень \ │ Корпоративная налоговая политика │
│├──────────────┐/ └─────────────────────────────
││ /
││ \
│├──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
Частный < │ Миллиуровень \ │ Семейная налоговая политика │
│├──────────────┐/ └─────────────────────────────
││ /
││ \
│├──────────────┘\ ┌─────────────────────────────
││ Микроуровень \ │ Личная налоговая политика │
└┴──────────────┐/ └─────────────────────────────
Рис. 2. Принадлежность дефиниции "налоговая политика"
к разным уровням
Итак, терминологизировать налоговую политику невозможно без четкого указания на уровень налоговой политики. В части, когда речь идет о государственной налоговой политике, авторы предлагают следующее определение.
Государственная налоговая политика - совокупность действий органов государственной власти и местного самоуправления в области экономического регулирования, направленных на совершенствование налоговой системы страны в целях устойчивого обеспечения доходной части бюджетов всех уровней и достижения иных социально-экономических эффектов10.
Частная налоговая политика - деятельность экономических агентов по использованию вариативных способов с целью минимизации своих налоговых обязательств и достижения иных эффектов.
Отдельно стоит отметить, что предлагаемое определение частной налоговой политики нейтрально по отношению к законности. Ибо если понимать политику в целом как совокупность действий, то у любого хозяйствующего субъекта есть выбор: законными или незаконными способами оптимизировать свои налоговые платежи. И хотя государство и общество всячески порицают использование незаконных способов уклонения от уплаты налогов, вопрос выбора остается за хозяйствующим субъектом. Девальвировать этот факт при определении частной налоговой политики методологически не вполне верно.
Следует отметить,
что понимание налоговой
Крайне важным представляется вопрос определения роли налоговой политики в налоговом процессе государства. Более подробно роль налоговой политики в налоговом процессе представлена на рис. 3.
┌─────────────────────────────
│ Теория налогообложения │
└───────────────┬─────────────
┌───────────────┴─────────────
│ Налоговые теории │
└───────────────┬─────────────
┌──────────────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────────────────┐
│ Факторы внешней ├──>│ Государственная │<──>│ Факторы внутренней │
│ среды │ │ налоговая политика │ │ среды │
└──────────────────┘ └───────────┬──────────┘ └──────────────────────┘
┌───────────┴─────────┐
\│/ \│/
┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐
│ Налогообложение │<──┤ Налоговый │
│ │ │ механизм │
└────────┬────────┘ └────────┬────────┘
\│/ \│/
┌─┴─ ─── ─── ─── ─── ───┴ ┐
Налоговая система
│┌───────────────────────┐│
│ Частная налоговая │
││ политика ││
│хозяйствующего субъекта│
│└───────────────────────┘│
└─── ─── ─── ─── ─── ─── ─┘
Рис. 3. Схематичное изображение места налоговой политики
в налоговом процессе государства
Как показывает анализ данных, представленных на рис. 3, и государственная налоговая политика, и частная налоговая политика органически встроены в общую совокупность под названием "налоговый процесс государства". Однако государственная налоговая политика является элементом формирования частной налоговой политики, оказывая влияние на налоговую систему, а та, в свою очередь, формирует налоговую политику хозяйствующего субъекта.
По-прежнему недостаточно
разработанным остается вопрос классификации
налоговой политики государства, в
то время как большинство ученых-
По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают:
1) научно обоснованный
подход к налоговой политике
в соответствии с
2) учет:
- специфики
конкретных исторических
- географического положения;
- реальных экономических возможностей государства;
3) изучение генезиса налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны;
4) учет многоотраслевой
структуры и многоуровневого
характера (в условиях
5) использование
многовариантных расчетов при
выработке концепции налоговой
политики и предвидение
Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент