Налоговая политика и налоговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38

Работа содержит 1 файл

nalogovaya_politika_i_nalogovy_menedzhment.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

- основной цели;

- субъекта;

- объекта налоговой  политики.

Основная цель налоговой политики - наиболее важный ориентир (целевая установка, параметр, задача), который необходимо достигнуть субъекту в результате разработки и реализации собственной налоговой политики.

Субъект налоговой  политики - носитель прав и обязанностей, обладающий налоговым суверенитетом  в пределах законодательно установленных  полномочий и имеющий возможность воздействовать на объект своей налоговой политики.

Объектом налоговой  политики является предмет, явление  или процесс, на который направлена формулируемая субъектом налоговая  политика.

Детализация налоговой  политики по уровням представлена в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Детализация налоговой  политики по уровням

 

      Уровень    

   Основная  цель  

      Субъект    

     Объект   

Межгосударственный

Обеспечение         
справедливости при  
условиях взаимной   
выгоды членов       
межгосударственного 
объединения       

Международные      
организации,       
фонды, объединения

Международные   
налоговые       
отношения,      
налоговая       
система союза   
государств    

Федеральный      

Устойчивое          
обеспечение         
доходной части      
консолидированного  
бюджета государства

Президент России,  
Федеральное        
Собрание РФ,       
Правительство РФ,  
министерства     

Налоговая       
система         
государства   

Региональный     

Устойчивое          
обеспечение         
доходной части      
консолидированного  
бюджета региона   

Глава региона,     
законодательное    
собрание,          
руководство        
региона          

Налогообложение 
региональными   
налогами и      
единым налогом  
по УСН

Муниципальный    

Устойчивое          
обеспечение         
доходной части      
бюджета             
муниципалитета    

Глава и            
представительные   
органы             
муниципальных      
образований      

Налогообложение 
местными        
налогами и ЕНВД 

Корпоративный    

Оптимизация         
налоговых           
обязательств        
хозяйствующего      
субъекта          

Собственники  и     
руководящие органы 
хозяйствующих      
субъектов        

Налогообложение 
хозяйствующего  
субъекта      

Семейный         

Обеспечение лучшего 
уровня жизни путем  
оптимизации         
собственных         
налоговых           
обязательств      

Домохозяйство,     
глава семьи, лицо, 
занимающееся       
распределением     
денежных потоков в 
рамках семьи     

Налогообложение 
физических лиц, 
объединенных в  
домохозяйство 

Личный           

Обеспечение лучшего 
уровня жизни путем  
оптимизации личных  
налоговых           
обязательств      

Физическое лицо,   
являющееся         
налогоплательщиком

Налогообложение 
физического     
лица          


 

 

Основные различия между различными уровнями налоговой политики сводятся к трем моментам.

1. Различие целей.  Совершенно очевидно, что государство  (представлено на федеральном,  региональном и муниципальном  уровнях) преследует противоположные  цели, нежели хозяйствующие субъекты. Несколько иначе здесь формулируется межгосударственный уровень, цели которого не тождественны ни государственному уровню, ни уровню индивидуума6.

2. Естественным  образом различаются субъекты  при различных уровнях.

3. Объекты для  каждого уровня также различны. Наиболее сложной представляется задача идентификации данного объекта.

В то же время  интуитивное разделение налоговой  политики только на два уровня - государственный  и хозяйствующего субъекта небеспочвенно  и имеет под собой глубокие теоретические основания7. Оно исходит из того, что в крайне обобщенном виде объекты можно сгруппировать по двум позициям:

- позиция налоговой  системы;

- позиция налогообложения.

Налоговая система - это основанное на определенных принципах  целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

- законодательства  о налогах и сборах;

- совокупности  налогов и сборов;

- налоговых  администраций;

- плательщиков  налогов и сборов8.

Налогообложение - это процесс установления, введения и изменения сборов, их отдельных элементов, участников налоговых отношений, а также взимания и уплаты налогов и сборов9.

Детализация уровней  налоговой политики упрощает задачу представления для них соответствующих  дефиниций (рис. 2).

 

 

┌───────────────────────────────────────┐

│  Уровневые разновидности  определений  │

└─────────────────┬─────────────────────┘

                  │              \

                  ├──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

                  │   Мегауровень  \ │    Межгосударственная налоговая    │

                  │                / │              политика              │

                  ├──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                  │              /

                  │              \

                 ┌┼──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

                 ││  Макроуровень  \ │   Федеральная  налоговая политика   │

                 │├──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                 ││              /

                 ││              \

                 │├──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

Государственный < │   Мезоуровень  \ │   Региональная налоговая политика  │

                 │├──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                 ││              /

                 ││              \

                 │├──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

                 ││   Мезоуровень  \ │  Муниципальная  налоговая политика  │

                 └┼──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                  │              /

                  │              \

                 ┌┼──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

                 ││  Мини-уровень  \ │  Корпоративная  налоговая политика  │

                 │├──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                 ││              /

                 ││              \

                 │├──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

     Частный    < │  Миллиуровень  \ │     Семейная налоговая политика    │

                 │├──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                 ││              /

                 ││              \

                 │├──────────────┘\  ┌────────────────────────────────────┐

                 ││  Микроуровень  \ │      Личная налоговая политика     │

                 └┴──────────────┐/  └────────────────────────────────────┘

                                 /

 

Рис. 2.  Принадлежность дефиниции "налоговая политика"

к разным уровням

 

 

Итак, терминологизировать  налоговую политику невозможно без  четкого указания на уровень налоговой  политики. В части, когда речь идет о государственной налоговой  политике, авторы предлагают следующее определение.

Государственная налоговая политика - совокупность действий органов государственной  власти и местного самоуправления в  области экономического регулирования, направленных на совершенствование  налоговой системы страны в целях  устойчивого обеспечения доходной части бюджетов всех уровней и достижения иных социально-экономических эффектов10.

Частная налоговая  политика - деятельность экономических  агентов по использованию вариативных  способов с целью минимизации  своих налоговых обязательств и достижения иных эффектов.

Отдельно стоит  отметить, что предлагаемое определение  частной налоговой политики нейтрально по отношению к законности. Ибо  если понимать политику в целом как  совокупность действий, то у любого хозяйствующего субъекта есть выбор: законными или незаконными способами оптимизировать свои налоговые платежи. И хотя государство и общество всячески порицают использование незаконных способов уклонения от уплаты налогов, вопрос выбора остается за хозяйствующим субъектом. Девальвировать этот факт при определении частной налоговой политики методологически не вполне верно.

Следует отметить, что понимание налоговой политики государства без изучения ее влияния  на частную налоговую политику бессмысленно.

Крайне важным представляется вопрос определения роли налоговой политики в налоговом процессе государства. Более подробно роль налоговой политики в налоговом процессе представлена на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   ┌───────────────────────────────┐

                   │     Теория налогообложения    │

                   └───────────────┬───────────────┘

                                  \│/

                   ┌───────────────┴───────────────┐

                   │        Налоговые  теории       │

                   └───────────────┬───────────────┘

                                  \│/

┌──────────────────┐   ┌───────────┴──────────┐    ┌──────────────────────┐

│  Факторы внешней  ├──>│    Государственная   │<──>│  Факторы внутренней  │

│       среды      │   │  налоговая политика  │    │         среды        │

└──────────────────┘   └───────────┬──────────┘    └──────────────────────┘

                       ┌───────────┴─────────┐

                      \│/                   \│/

              ┌────────┴────────┐   ┌────────┴────────┐

              │ Налогообложение │<──┤    Налоговый    │

              │                 │   │     механизм    │

              └────────┬────────┘   └────────┬────────┘

                      \│/                   \│/

                     ┌─┴─ ─── ─── ─── ─── ───┴ ┐

                          Налоговая система

                     │┌───────────────────────┐│

                      │   Частная налоговая   │

                     ││        политика       ││

                      │хозяйствующего субъекта│

                     │└───────────────────────┘│

                     └─── ─── ─── ─── ───  ─── ─┘

 

Рис. 3. Схематичное изображение места налоговой политики

в налоговом  процессе государства

 

 

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 3, и государственная налоговая политика, и частная налоговая политика органически встроены в общую совокупность под названием "налоговый процесс государства". Однако государственная налоговая политика является элементом формирования частной налоговой политики, оказывая влияние на налоговую систему, а та, в свою очередь, формирует налоговую политику хозяйствующего субъекта.

По-прежнему недостаточно разработанным остается вопрос классификации  налоговой политики государства, в  то время как большинство ученых-налоговедов  предпочитают заниматься классификациями налога как экономического явления и налогообложения как экономического процесса11. Налоговая политика продолжает игнорироваться. Подход к классификации налоговой политики невозможен без понимания ее основ, которые позволят определить общие признаки, достичь единого подхода в определении принципов, задач и целей.

По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают:

1) научно обоснованный  подход к налоговой политике  в соответствии с закономерностями  общественного развития и выводами экономической и финансовой науки;

2) учет:

- специфики  конкретных исторических внешних  и внутренних условий;

- географического  положения;

- реальных экономических  возможностей государства;

3) изучение генезиса  налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны;

4) учет многоотраслевой  структуры и многоуровневого  характера (в условиях бюджетного  федерализма) российской экономики;

5) использование  многовариантных расчетов при  выработке концепции налоговой  политики и предвидение возможных  положительных и отрицательных  последствий наложения соответствующих  налоговых сценариев на конкретную  экономическую ситуацию в стране  на основе широкого применения различных экономико-математических методов12.

Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент