Налоговая политика и налоговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38

Работа содержит 1 файл

nalogovaya_politika_i_nalogovy_menedzhment.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


 

 

 

оглавление

 

 

введение ……………………………………………………………………… 3

 

  1. ОСНОВЫ государственной НАЛОГОВОЙ 

     ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КАТЕГОРИИ …………… 7

 

  1. Содержание и элементы государственного

    налогового менеджмента ………………………………… 28

 

 

заключение ………………………………………………………………... 36

 

Список  использованной литературы …………………………… 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Актуальность  темы. Значение налогов в обеспечении стабильного социально-экономического развития страны не ограничивается выполнением ими только фискальной функции. Сейчас трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов современного предприятия без детального знания механизмов уплаты налогов. Именно поэтому в учебные программы большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов, налоговой системы и налогового менеджмента.

Глобализация  экономики и актуализация проблем  инновационного обновления факторов производства российской экономики требуют построения новых системных связей между  теорией налогообложения и практикой организации налоговых процессов. Новизна таких связей заключается в переносе акцентов с разработки предметных алгоритмов исчисления отдельных налогов и сборов на исследование проблем концептуально-понятийного характера, предусматривающего переосмысление методологически значимых понятий и определений.

Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия  государства на экономическое поведение  участников рыночных отношений и  управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.   

Особенности процесса налогообложения, его значимость для экономики  страны вызывает необходимость выделения  налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России. Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы, включая криминальные, минимизации налоговых платежей, а государство, все более активнее, проводит налоговую реформу, не всегда получая должного фискального и регулирующего эффекта.   

Современное понимание  системы налогового менеджмента  обычно исключает из нее такое  важное звено, как государственный  налоговый менеджмент, не признает необходимость управления государством налоговыми отношениями на макроуровне рыночными формами и методами. Заложить основы такого государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.   

Управление налоговыми платежами российскими предприятиями  также требует своего методологического  обоснования и практического  развития. Корпоративный налоговый  менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока применяется бессистемно и только в целях минимизации (вместо оптимизации) налоговых платежей, используя зачастую криминальные методы и не учитывая существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия.    

Предметом курсовой работы является формирование системы управления государственной налоговой политики и налогового менеджмента.

Объектом исследования является налоговая политика и налоговый менеджмент государства.

 

Цель работы  состоит  в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;

- изучить содержание  и элементы государственного налогового менеджмента;

- выявить роль налогового менеджмента в разработке государственной налоговой политики.

Значительный вклад  в разработку проблем теории и  организации корпоративного налогового менеджмента внесен такими экономистами, как Е.С. Вылкова, А.Ю. Казак, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, Р.Г. Самоев, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина и др. Среди зарубежных исследований проблемы, наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмпбелла, Е. Томсетта, Д. Джонсона и др. Серьезные разработки в области налогового планирования выполнены Р.Ф. Галимзяновым, А. Горбуновым, С. Гуськовым, В.Я. Кожиновым, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведевым, Д. Мельником, А.И. Погорлецким, Б.А. Рогозиным, Д.Н. Тихоновым, Д.Г. Черником и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные дефиниции налогового планирования, определяются место налогового планирования в системе управления предприятием и роль различных структурных подразделений в налоговом планировании, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения.   

В то же время, проблема планирования налоговых платежей рассматривалась  в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методики законного снижения налоговых отчислений. Разработка и внедрение новых современных методов, методологии стратегии и организации налогового менеджмента в системе общеэкономического и финансового управления на государственном (макроэкономическом) уровне и уровне отдельного предприятия обычно отходит на второй план. Без адекватных современным условиям теории и методологии, стратегии и тактики налоговый менеджмент не сможет в полной мере реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВЫ государственной НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

 

Современная социально-политическая ситуация в мире диктует необходимость прогрессивного, опережающего развития экономической науки в России. Специфика осуществления финансовой деятельности государства требует наращивания научного и практического потенциала в области аккумуляции денежных средств государством. Необходимость изучения вопросов налогообложения в настоящее время в нашей стране все очевиднее.

Снизившийся в  середине 1990-х гг. интерес к вопросам налогообложения и налоговой  политики сменился бурным подъемом этого  интереса в начале XXI в. Современное экономическое научное сообщество все больше осознает нарастающую необходимость комплексного исследования особенностей налоговой политики, изучения непрямых взаимосвязей (таких как "тяжесть налогового бремени, собираемости налогов") вкупе с правовыми вопросами налогового администрирования1.

Существует  потребность в углубленном изучении методологии налоговедения, истории  налогообложения, которые (особенно в  условиях России) позволяют ответить на множество насущных и современных вопросов и избежать повторения прошлых ошибок2. Необходим анализ оптимальности налогового бремени и возможности его теоретического обоснования и пр.

Именно в  связи с продолжением и развитием  уже достаточно явственно наметившейся тенденции в вопросах изучения налоговой политики особенно актуальным становится вопрос определения и теоретического обоснования концептуальных основ налоговой политики.

При рассмотрении теоретических основ осуществления  и проведения налоговой политики государством исследователь сталкивается не только со все еще достаточно слабым (хотя именно с наступлением XXI в. налоговая политика стала объектом такого внимания ученых-экономистов, какого не испытывала за всю предшествующую историю России) теоретическим обоснованием концепций налоговой политики в научной и учебной литературе, но и существенными различиями в понятийно-терминологическом инструментарии налоговой политики3.

Нередка ситуация, когда ученые-экономисты, употребляя термины "форма" или "метод" налоговой политики, подчас подразумевают абсолютно разные понятия. Терминологического единства в этой сфере пока еще нет4. Более того, совершенно не очевидны тенденции в попытке обнаружения консенсуса по вопросам подобного терминологического единства.

В связи с  этим представляются особенно актуальными попытки восполнения данного пробела в отечественном налоговедении. Существует необходимость в следующем:

- предлагать  свои подходы к решению данного  вопроса;

- дискутировать;

- как следствие  - вырабатывать единую понятийно-терминологическую  концепцию в отношении налоговой политики.

Прежде чем  определить концептуальные основы налоговой  политики, надо четко обозначить ее место наряду с видами налогов. Вопрос соотношения налоговой политики, финансовой политики, экономической  политики, бюджетной политики и т.д. до сих пор в профессиональной литературе остается крайне дискуссионным. Отсутствие четкого подхода к данной проблеме мешает:

- выделить цели  и методы налоговой политики;

- определить  ее смысловую и ведомственную  принадлежность.

Систематизация видов государственной политики в области экономики и место налоговой политики среди них представлены на рис. 1.

 

 

 

                 ┌────────────────────────────────────────┐

                 │         Экономическая  политика         │

                 └──────────────────┬─────────────────────┘

            ┌───────────────────────┼──────────────────────────┐

           \│/                     \│/                        \│/

┌───────────┴──────────┐  ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────────┴──────────┐

│ Промышленная политика│ │ Финансовая политика│ │   Социальная политика   │

└───────────┬──────────┘  └──────────┬─────────┘ └──────────────┬──────────┘

           /│\        ┌─────────────┴──────────────┐          /│\

            │        \│/                          \│/          │

            │┌────────┴──────────┐    ┌────────────┴──────────┐│

            ││Финансовая политика│    │  Финансовая политика  ││

            ││   на макроуровне  │    │       на уровне       ││

            ││                   │    │хозяйствующего субъекта││

            │└────────┬──────────┘    └────────────┬──────────┘│

            │                                     /│\          │

            │        ┌┼─ ──  ── ── ── ── ── ──  ── ──┼┐          │

            │         │  ┌────────────────────┐    │           │

            │        │└─>│  Налоговая стратегия│    ││          │

            │            └──────────┬─────────┘    │           │

            │        │             /│\             ││          │

            │                     \│/             │           │

            │        │   ┌──────────┴─────────┐    ││          │

            │           /│\Фискальная  политика│<───┘           │

            │        │   ├──────────┬─────────┘     │          │

            │            │         /│\                         │

            │        │   │         \│/              │          │

            │            ├──────────┴─────────┐                │

            └───────>│   │ Бюджетная  политика/│\    │<─────────┘

                         ├──────────┬─────────┤

                     │   │         /│\        │     │

                         │         \│/        │

                     │   ├──────────┴─────────┤     │

                        \│/Политика в области\│/

                     │   │       налогов      │     │

                         └──────────┬─────────┘

                     │             \│/              │

                         ┌──────────┴─────────┐

                     │   │  Налоговая тактика  │     │

                         │по отдельным налогам│

                     │   └────────────────────┘     │

                     └── ── ── ── ── ──  ── ── ── ── ┘

 

Рис. 1. Место  налоговой политики в составе  экономической

политики государства

 

Данные, приведенные  на рис. 1, отражают сущность налоговой политики на государственном уровне, т.е. на макроуровне. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях остается открытым5.

В целом разделение политики по уровням невозможно без  выделения признаков, по которым данное разделение будет производиться. Наиболее целесообразным представляется выделение признаков:

Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент