Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38
оглавление
введение ………………………………………………………
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
налогового менеджмента ………………………………… 28
заключение …………………………………………………
Список использованной литературы …………………………… 38
введение
Актуальность темы. Значение налогов в обеспечении стабильного социально-экономического развития страны не ограничивается выполнением ими только фискальной функции. Сейчас трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов современного предприятия без детального знания механизмов уплаты налогов. Именно поэтому в учебные программы большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов, налоговой системы и налогового менеджмента.
Глобализация
экономики и актуализация проблем
инновационного обновления факторов производства
российской экономики требуют построения
новых системных связей между
теорией налогообложения и
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.
Особенности процесса налогообложения, его значимость для экономики страны вызывает необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России. Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы, включая криминальные, минимизации налоговых платежей, а государство, все более активнее, проводит налоговую реформу, не всегда получая должного фискального и регулирующего эффекта.
Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, не признает необходимость управления государством налоговыми отношениями на макроуровне рыночными формами и методами. Заложить основы такого государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.
Управление налоговыми
платежами российскими
Предметом курсовой работы является формирование системы управления государственной налоговой политики и налогового менеджмента.
Объектом исследования является налоговая политика и налоговый менеджмент государства.
Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;
- выявить роль налогового менеджмента в разработке государственной налоговой политики.
Значительный вклад в разработку проблем теории и организации корпоративного налогового менеджмента внесен такими экономистами, как Е.С. Вылкова, А.Ю. Казак, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, Р.Г. Самоев, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина и др. Среди зарубежных исследований проблемы, наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмпбелла, Е. Томсетта, Д. Джонсона и др. Серьезные разработки в области налогового планирования выполнены Р.Ф. Галимзяновым, А. Горбуновым, С. Гуськовым, В.Я. Кожиновым, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведевым, Д. Мельником, А.И. Погорлецким, Б.А. Рогозиным, Д.Н. Тихоновым, Д.Г. Черником и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные дефиниции налогового планирования, определяются место налогового планирования в системе управления предприятием и роль различных структурных подразделений в налоговом планировании, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения.
В то же время, проблема планирования налоговых платежей рассматривалась в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методики законного снижения налоговых отчислений. Разработка и внедрение новых современных методов, методологии стратегии и организации налогового менеджмента в системе общеэкономического и финансового управления на государственном (макроэкономическом) уровне и уровне отдельного предприятия обычно отходит на второй план. Без адекватных современным условиям теории и методологии, стратегии и тактики налоговый менеджмент не сможет в полной мере реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.
1. ОСНОВЫ государственной НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
Современная социально-политическая ситуация в мире диктует необходимость прогрессивного, опережающего развития экономической науки в России. Специфика осуществления финансовой деятельности государства требует наращивания научного и практического потенциала в области аккумуляции денежных средств государством. Необходимость изучения вопросов налогообложения в настоящее время в нашей стране все очевиднее.
Снизившийся в середине 1990-х гг. интерес к вопросам налогообложения и налоговой политики сменился бурным подъемом этого интереса в начале XXI в. Современное экономическое научное сообщество все больше осознает нарастающую необходимость комплексного исследования особенностей налоговой политики, изучения непрямых взаимосвязей (таких как "тяжесть налогового бремени, собираемости налогов") вкупе с правовыми вопросами налогового администрирования1.
Существует
потребность в углубленном
Именно в связи с продолжением и развитием уже достаточно явственно наметившейся тенденции в вопросах изучения налоговой политики особенно актуальным становится вопрос определения и теоретического обоснования концептуальных основ налоговой политики.
При рассмотрении
теоретических основ
Нередка ситуация, когда ученые-экономисты, употребляя термины "форма" или "метод" налоговой политики, подчас подразумевают абсолютно разные понятия. Терминологического единства в этой сфере пока еще нет4. Более того, совершенно не очевидны тенденции в попытке обнаружения консенсуса по вопросам подобного терминологического единства.
В связи с этим представляются особенно актуальными попытки восполнения данного пробела в отечественном налоговедении. Существует необходимость в следующем:
- предлагать
свои подходы к решению
- дискутировать;
- как следствие
- вырабатывать единую понятийно-
Прежде чем
определить концептуальные основы налоговой
политики, надо четко обозначить ее
место наряду с видами налогов. Вопрос
соотношения налоговой
- выделить цели и методы налоговой политики;
- определить ее смысловую и ведомственную принадлежность.
Систематизация видов государственной политики в области экономики и место налоговой политики среди них представлены на рис. 1.
┌─────────────────────────────
│ Экономическая политика │
└──────────────────┬──────────
┌───────────────────────┼─────
\│/ \│/ \│/
┌───────────┴──────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────────┴──────────┐
│ Промышленная политика│ │ Финансовая политика│ │ Социальная политика │
└───────────┬──────────┘ └──────────┬─────────┘ └──────────────┬──────────┘
/│\ ┌─────────────┴──────────────┐
│ \│/ \│/ │
│┌────────┴──────────┐ ┌────────────┴──────────┐│
││Финансовая политика│ │ Финансовая политика ││
││ на макроуровне │ │ на уровне ││
││ │ │хозяйствующего субъекта││
│└────────┬──────────┘ └────────────┬──────────┘│
│
│ ┌┼─ ── ── ── ── ── ── ── ── ──┼┐ │
│ │ ┌────────────────────┐ │ │
│ │└─>│ Налоговая стратегия│ ││ │
│ └──────────┬─────────┘ │ │
│ │ /│\ ││ │
│ \│/ │ │
│ │ ┌──────────┴─────────┐ ││ │
│ /│\Фискальная политика│<───┘ │
│ │ ├──────────┬─────────┘ │ │
│ │ /│\ │
│ │ │ \│/ │ │
│
├──────────┴─────────┐
└───────>│ │ Бюджетная политика/│\ │<─────────┘
├──────────┬─────────┤
│ │ /│\ │ │
│ \│/ │
│ ├──────────┴─────────┤ │
\│/Политика в области\│/
│ │ налогов │ │
└──────────┬─────────┘
│ \│/ │
┌──────────┴─────────┐
│ │ Налоговая тактика │ │
│по отдельным налогам│
│ └────────────────────┘ │
└── ── ── ── ── ── ── ── ── ── ┘
Рис. 1. Место налоговой политики в составе экономической
политики государства
Данные, приведенные на рис. 1, отражают сущность налоговой политики на государственном уровне, т.е. на макроуровне. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях остается открытым5.
В целом разделение политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым данное разделение будет производиться. Наиболее целесообразным представляется выделение признаков:
Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент