Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи налоговой политики и налогового менеджмента государства.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- определить основы налоговой политики государства как экономической категории;
- изучить содержание и элементы государственного налогового менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ …………… 7
2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 38
Официальное оформление налоговой политики государства происходит прежде всего:
- в программах
социально-экономического
- в бюджетных
посланиях Президента РФ, губернаторов
и мэров соответствующих
- в законах о бюджетах на очередной год на федеральном, региональном и местном уровнях;
- в различных законодательных и нормативных актах по налоговым вопросам.
Помимо этого отдельные положения налоговой политики закрепляются в:
- многосторонних международных договорах;
- соглашениях
об устранении двойного
- других нормативно-правовых актах.
При более четком рассмотрении понятия "налоговая политика государства" как экономической дефиниции необходимо выделить целый ряд определяющих признаков: элемент, этап, метод, способ, инструмент, средство, стадия, форма, вид, направление и т.д.
Стадия - (от греч. stadion) - период, фаза, ступень экономического процесса13. В соответствии с данным определением в налоговой политике государства можно выделить четыре стадии. Стадии, в свою очередь, подразделяются на этапы. Этап в данном случае выступает как некоторый пункт событий, которые необходимо пройти на определенной стадии:
1) определение
основных экономических
- принимается заказ от общества с учетом политической, экономической и социальной ситуации: какой должна быть налоговая политика государства;
- выделяются
главные цели налоговой
- выбирается
налоговая теория, в соответствии
с которой будет происходить
формирование налоговой политик
- определяются
примерные нормативные цели, которые
должны быть достигнуты в
2) формирование
налоговой политики
- формулируются
цели и задачи налоговой
- разрабатывается налоговое законодательство;
- определяется
налоговая составляющая
- фиксируются
основные моменты
3) реализация налоговой политики государства:
- обеспечивается поступление налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;
- апробируется и совершенствуется налоговое законодательство;
- реструктуризируются и модернизируются налоговые органы;
- развивается
кадровая составляющая налогово
4) оценка сформированной
модели налоговой политики
- оцениваются
результаты качества
- оцениваются
результаты качества
- происходят организационные и кадровые выводы по качеству формирования и реализации налоговой политики государства;
- инициируется
процедура исправления
Налоговая политика
государства может
1. В форме внутренней налоговой политики:
- мониторинг налоговых процессов;
- планирование налогового законодательства;
- элементы налогов;
- контроль за налоговой деятельностью внутри страны.
2. В форме
международной налоговой
В качестве методов налоговой политики целесообразно выделить:
- метод прямого счета;
- расчетно-аналитические и статистические методы;
- комбинированные методы;
- методы дедуктивно-индуктивных связей;
- методы экономико-
Эти методы могут носить как ситуационный (т.е. осуществляться при формировании и реализации конкретной ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).
Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого типа налоговой политики, отображен на рис. 4.
┌───────────────────────────┐
│ Начало формирования │
│ налоговой политики │
└─────────────┬─────────────┘
┌─────────────┴─────────────┐
│ Анализ текущего состояния │
│ экономики /│\
└─────────────┬─────────────┤
┌─────────────┴─────────────┤
│ Формирование налоговой │
│ политики государства │ В случае признания
└─────────────┬─────────────┤
┌─────────────┴─────────────┤
┌>│ Осуществление налоговой │
│ │ политики государства │
│ └─────────────┬─────────────
│ \│/ │
В случае признания │ ┌─────────────┴─────────────┤
полученных │ │ Сравнение налоговой │
результатов │ │ политики государства │
удовлетворительными │ └─────────────┬─────────────
│ \│/
│ ┌─────────────┴─────────────
└─┤ Контроль за налоговой │
│ политикой государства │
└───────────────────────────┘
Рис. 4. Алгоритм осуществления налоговой политики государства
При построении налоговой политики основными моментами являются:
- определение цели налоговой политики;
- постановка тех задач,
достижение которых (или
Вопрос функций налоговой политики в современном налоговедении является ничуть не менее спорным, чем вопрос функций налогообложения в целом.
Условно можно выделить три подхода к пониманию функций.
1. Налоговая политика
не имеет никаких других
2. Налоговая политика изначально несет в себе две функции:
- фискальную;
- регулирующую.
Однако, принимая во внимание специфический характер регулирующей функции, у нее существует возможность "преобразовываться" и "адаптироваться" к любым функциям. Можно выделить ряд функций как "подфункций" регулирующей: социальная, экологическая и т.п. Подобная точка зрения является наиболее популярной среди ведущих отечественных налоговедов.
3. Налоговая
политика включает в себя
Необходимо четко разделять понятия "функции" и "цели" налоговой политики государства. Пусть изначально учеными-экономистами не предполагались иные цели для налоговой политики, кроме пополнения бюджета государства. Современность вносит свои коррективы в установившийся порядок. На данном этапе развития отечественной налоговой мысли совершенно очевидно, что налогообложение как инструмент государственного регулирования экономики вышло далеко за установленные "фискальные" рамки. Налогообложение становится все более применяемым инструментом в регулировании отнюдь не налоговых и даже не социальных вопросов.
Прогрессивная западная наука давно использует налоги как инструмент регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы.
Систематизация
некоторых целей
┌─────────────────────────────
│ Цели государственной
└─────────────────────┬───────
┌──────────────────────┴──────
\│/
┌────────────┴───────────────┐
│ Первостепенные ├─ ── ─┐ │ Второстепенные │
└────────────┬───────────────┘
\│/ │ \│/
┌────────────┴───────────────┐
│ Фискальная │ └─ ─ ─>│ Регулирующие │
└────────────────────────────┘
┌──────────────────────────┐
│ Экономическая │<───────┼───────>│ Экологическая │
└──────────────────────────┘
┌──────────────────────────┐
│ Социальная │<───────┼───────>│ Международная │
└──────────────────────────┘
┌────────┴────────┐
│ Прочие │
└─────────────────┘
Рис. 5. Цели государственной налоговой политики
Необходимо отметить некоторую двойственность целей налоговой политики и условность разделения ее на первостепенную и второстепенную. Государство иногда готово пойти на ущемление своих фискальных целей ради достижения некоторых социальных целей - экономических или международных. На такое послабление государство идет не так часто, но это обязывает оставлять возможность перемещения вектора государственных целей с первостепенных на второстепенные.
Разбирая основные характеристики налоговой политики, нельзя не упомянуть о ее принципах. Принципом в данном случае выступает основа устройства, действия налоговой политики как экономического механизма. При исследовании принципов построения налоговой политики возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, в настоящее время мало исследований, в которых отдельный пункт (а иногда и целая глава) не были бы посвящены принципам налогообложения. С другой стороны, речь идет именно о теоретических принципах налогообложения индивидуумов, но не о принципах построения налоговой системы или принципах реализации налоговой политики государства.
Информация о работе Налоговая политика и налоговый менеджмент