Мотивирвание персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить существующие сегодня системы мотивации руководящего состава, дать анализ их позитивных и негативных сторон, а также предложить механизм определения системы стимулирования .

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть……………………………………………………………...5
1. Понятие и механизм мотивации и стимулирования персонала…………….5
2. Основные теории мотивации………………………………………………...6
2.1 Теория Маслоу и концепция Макгрегора ( теория «Х» и «У»)………..6
2.2 Японский опыт управления персоналом……………………………………8
2.3 Теория « социального человека»…………………………………………..10
3. Проблема мотивации труда, формирование мотива труда………………..11
4. Система мотивов и стимулов труда…………………………………………15
5. Состояние и тенденции изменения мотивации персонала………………..17
6. Наиболее эффективные методы мотивации персонала…………………....20
7. Стимулирование как основа мотивации, сочетание стимулов……………27
8. Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда….30
9. Разновидности мотивации сотрудников……………………………………32
Практическая часть работы…………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………..45
Список используемой литературы……………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

    Другим методом укрепления отождествления работников с компанией является поощрение частных и прямых связей.

    Существует несколько систем общения: утренние митинги, цеховые собрания и собрания малых групп (кружков качества и ритуальных групп).

     Митинги проходят обычно утром. На них управляющий фирмой обращается к служащим с изложением политики компании, после чего часто проводится утренняя гимнастика, заканчиваемая скандированием типа: «Будем работать напряженно!!!!»

    Японские фирмы часто проводят церемонии празднования открытия нового офиса, начала нового года или начала службы пожизненно нанятых служащих (1 апреля каждого года), выдающихся рекордов явки на работу и др. Каждую осень устраиваются спортивные встречи и один или два раза в год — коллективные туристические поездки.

   Когда играют в бейсбол, футбол или регби команды двух компаний, посещаемость высокая. Это увеличивает сплоченность персонала, его моральный дух.

  В обычном деловом офисе служащие одного отдела занимают одну большую комнату и сидят лицом к лицу вокруг большого стола, благодаря чему они могут легко общаться друг с другом, в том числе и с управляющим.                     Японские управляющие и их подчиненные используют общие обеденные комнаты и туалеты. Различия по рангу  или классу отсутствуют. Завтракая вместе с управляющим, рабочие чувствуют равенство и отсюда сильную связь с управляющим и компанией.  Распространены и неформальные связи между служащими. Служащие из одного отдела часто ходят в бар или пивной зал и обсуждают свои проблемы. Любой руководитель может пригласить своих подчиненных в бар для обсуждения проблем,касающихся работы.

   Во время отпусков и праздников служащие компании часто объединяются для совместного отдыха и пикников. Такой групповой отдых поощряется компанией .

 

 

2.3  Теория « социального человека».

 

    Интересны с позиции активизации человеческого фактора опыт и поиски западных предприятий по «обогащению труда», ориентированные на повышение его содержательности и привлекательности. На предприятиях США, Великобритании, Голландии и других стран работникам доверяют планирование и организацию работ, распределение заработной платы,  контроль  за  качеством, обучением и прием новых сотрудников, наблюдение за состоянием и ремонт оборудования.

   Интересна в этом плане   теория «социального человека» Ф. Херц-берга, который выделил две группы побудительных мотивов активизации трудовой деятельности человека — гигиенические и мотивационные.

     Гигиенические мотивы — это мотивы психологические, создающие настрой на труд.

В  их числе: стиль руководства, управленческая доктрина компании, заработная плата, условия труда, межличностные отношения, социальное положение работника, гарантия сохранения работы, стиль личной жизни.

По концепции Херцберга, гигиенические истины не являются активными.

     Такую функцию выполняют мотивационные факторы: трудовые успехи работника, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный рост,профессиональное совершенство, обогащение труда элементами творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблема мотивации труда, понятие, формирование мотива труда.

   В управлении персоналом важнейшее значение имеет проблема мотивации труда.

    В узком смысле «мотивированная деятельность» — это свободные,

обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

направленные на достижение целей, реализацию интересов. В

мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в

зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

    Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности  (получить определенные блага)  посредством трудовой деятельности.

     В структуру мотива труда входят:

- потребность, которую хочет удовлетворить работник;

- благо, способное удовлетворить эту потребность;

-трудовое действие, необходимое для получения блага;

- цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

    Мотивы труда формируются если:

—        в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально - обусловленным потребностям человека;

—        для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;

—        трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

     Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых усилий,  либо это благо очень трудно получить, то есть требуются сверх  усилия, то мотив труда чаще всего не формируется.

    И в том, и в другом случае работник пассивен. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый феномен выученной беспомощности, исключающий трудовую активность.

    Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага.  Если же критерием в распределительных отношениях служат статусные различия  (должность, квалификационные разряды, степени, звания и т.п.) , стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (ветеран, инвалид, участник войны, мать-одиночка и др.), то формируются мотивы служебного продвижения, получения разряда, степени или звания, закрепления за рабочим местом и т.д., которые не обязательно предполагают трудовую активность работника, так как могут достигаться при помощи других видов деятельности.

    Любая деятельность сопряжена с определенными издержками, имеет свою цену. Так, трудовая деятельность определяется затратами физических и моральных сил. Высокая интенсивность труда может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособности. Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы в ряде случаев обусловливают  такую стратегию трудового поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда.

     Однако возможна и иная ситуация, когда работник для поддержания определенного уровня благосостояния готов оплатить здоровьем получение дополнительных благ: надбавок и льгот, связанных с условиями труда, повышенной оплатой за сверхурочные работы и т.п., тем более что общество, устанавливая такие льготы, это санкционирует.

     Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее краткий путь к желаемому результату.

     Существует такое понятие, как сила мотива, которая определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.

    Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт труда, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей. Рыночная  экономика через механизм конкуренции гармонизирует мотивы «для себя» и «для других». Плановая экономика в условиях командно-административной системы приводит к рассогласованию этих мотивов, так как в ней работник отдает обществу существенно больше, чем получает за свой труд. Реакцией на это является снижение качества труда, ухудшение потребительских  свойств  продукции.

     Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему.

  Это мотивы: содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

    Очевидно, что, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие  значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.

    Понятия «мотив труда» и «стимул труда» имеют свою специфику.

Понятие «мотив» относится к внутренним побуждениям личности к той или иной деятельности или предмету.

    Понятие же «стимул» имеет отношение к внешним по отношению к человеку факторам, побуждающим его на деятельность.

В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом — об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

  Стимулирование труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система мотивов и стимулов труда.

 

  Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу — нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт, вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей.

     В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.

     Работник  должен знать:  какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вариантов поведения.     

     Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

     Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но ни в коем случае их не заменяет.      

    Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят.

     Цель стимулирования — не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) то, что обусловлено трудовыми отношениями.

      Мотивация труда формируется еще до начала профессиональной Трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и

школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые  качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки.

  Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей. Именно они придают смысл всей дальнейшей трудовой деятельности.

     В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием. Он знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством труда. Реальная производственная среда заставляет его трансформировать ценностные ориентации, «приземлить» их. Так формируется второй, практический пласт трудового сознания, обусловленный, с одной стороны, ценностными ориентациями личности, а с другой — конкретными обстоятельствами профессиональной трудовой жизни. Практические требования к работе обусловливают конкретную мотивацию, которая, в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов их реализации.

Информация о работе Мотивирвание персонала