Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 21:12, курсовая работа
Результат экономической деятельности зависит от имеющихся ресурсов и эффективности использования способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества, которая во многом определяется отношением людей к труду, формами и методами мотивации.
ВВЕДЕНИЕ
1. Мотивация в системе менеджмента предприятия
1.1. Сущность мотивации
1.2. Теории мотивации
1.3. Зарубежный опыт мотивации
2. Анализ системы мотивации на РУП «ОЗАА»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ материального стимулирования персонала
2.3. Анализ факторов мотивации персонала на предприятии
3. Совершенствование системы мотивации на РУП «ОЗАА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Главный практический
вывод теории «У» – необходимо
предоставлять работникам
Согласно рекомендации МакГрегора, «ХУ»-теорию необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «Х» к состоянию «У», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному».
Теория человеческих отношений.
К теории «У»
достаточно близка по своей
направленности теория
- трудовая мотивация
определяется в первую очередь
существующими в организации
социальными нормами, а не
- важнейший мотив
высокой эффективности
- важное значение для мотивации производительного труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом человеке, информирование работников о жизни организации, т.е. руководителями всех уровней и подчиненными.
Данная теория
оказала большое влияние на
практику коллективной
Теория «Z» Оучи. Главная отличительная черта данной теории - обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности требуют развития у сотрудников отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом, производительности труда.
Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация, признаками которой являются пожизненный наем, создающий твердые гарантии занятости; медленное продвижение по службе; коллективный, основывающийся на согласования, метод принятия решений и групповая ответственность; нечетко выраженный механизм контроля; постоянная забота о социальных и экономических потребностях работников; сглаженность ранговых различий.
Таким образом,
теория «Z» уделяет главное
внимание коллективной
В целом же
теории мотивации, дающие
Внутриличностные теории мотивации
Теория иерархии потребностей А.Маслоу. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии.
Маслоу выделяет 5 основных групп потребностей человека:
1. физиологические
потребности – потребности в
пище, одежде, жилье, сне, отдыхе
и т.д. Их удовлетворение
2. потребность в
безопасности – эти
3. социальные потребности
– будучи существами
4. потребности в уважении – это потребности в уважении со стороны других, в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении.
5. потребности в самореализации – потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей.
В мотивации
поведения человека
Теория потребностей К.Альдерфера.
Автор предпринял
попытку уточнить и творчески
развить предыдущую теорию, он
выделял три группы
- потребности существования,
к которым он отнес
- социальные потребности,
включая потребности общения,
групповой принадлежности и
- потребности личностного
роста, т.е. потребности в
Теория мотивационных потребностей Д.МакКлелланда.
Он утверждает,
что любая организация
Потребность в
успехе – она не в равной
степени выражена у разных
работников. Человек, ориентированный
на достижение успеха, обычно
желает автономии и готов
Потребность во
власти выражается в желании
влиять на других людей,
Потребность в
принадлежности проявляется в
желании общаться и иметь
Теория двух факторов Ф.Херцберга.
Выделил две
группы факторов, явно не одинаково
влияющие на мотивацию труда.
Первую группу факторов
Вторую группу
факторов составляют
В качестве
практических рекомендаций для
менеджеров, вытекающих из позитивного
опыта использования программ
по обогащению труда, можно
назвать следующие: сотрудники
должны регулярно узнавать о
позитивных и негативных
Процессуальные
теории мотивации. Они
Теория ожидания Врума.
Даная теория
базируется на положении о
том, что наличие активной
Если значение
любого из этих трех
Теория справедливости.
Согласно данной теории люди
субъективно определяют
Модель Портера-Лоулера.
Данная модель включает элементы теории
ожиданий и справедливости. В этой модели
используются 5 переменных: затраченные
усилия, восприятие, полученные результаты,
вознаграждение, степень удовлетворения.
Таким образом. Достигнутые результаты
зависят от приложенных сотрудником усилий,
его способностей и характерных особенностей,
а также осознания им своей роли. Уровень
приложенных усилий будет определяться
ценностью вознаграждения и степенью
уверенности в том, что данный уровень
усилий повлечет за собой определенный
уровень вознаграждения. В модели устанавливается
соотношение между вознаграждением и
результатами, т.е. человек удовлетворяет
свои потребности посредством вознаграждений
за достигнутые результаты. [4,с.376-381]
1.3 . Зарубежный опыт
мотивации
Опыт компании «Маркой»., которая занимает¬ся в основном трейдерской деятельностью, оптовой торговлей продуктами питания датского и германского производства. Политика компании отражена в тарифной системе оплаты труда. Каждый работник имеет свой разряд, и ему присваивается коэффициент. Таким образом, в тарифной системе отражен уровень занятости, сложности и ответ¬ственности должности.
Должностные оклады
строятся от официально
Информация о работе Мотивация в системе менеджмента предприятия