Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ понятия «мотивация» и выявление наилучших способов использования мотивации в труде.
Задачами работы являются:
раскрыть сущность и понятие мотивации как специфической функции менеджмента. Рассмотреть основные теории мотивации и выявить проблемы мотивации в компаниях.
охарактеризовать деятельность конкретного предприятия и проанализировать действующую там систему мотивации.
представить и обосновать предложения по совершенствованию мотивационного механизма в исследуемой организации.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мотивация как функция менеджмента…….……………………….5
1.1 Общая характеристика мотивации………………………………...5
1.2 Понятие мотивации………………………………………………....5
1.3 Мотивационный процесс…………………………………………...6
Глава 2. Научные концепции мотивации…………………………………….9
2.1 Содержательные теории мотивации……………………………….9
2.2 Процессуальные теории мотивации……………………………….14
2.3 Современные теории мотивации…………………………………..18
Глава 3. Разработка системы мотивации в ООО «».…………………….….24
Заключение…………………………………………………………..………….30
Литература ……………………………………………………………...………34
Модель Портера-Лоулера включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме того, устанавливается соотношение между вознаграждениями и результатами – человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.[19, с. 82]
Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов: 1) затраченных усилий; 2) способностей и характерных особенностей человека; 3) осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит: 1) от ценности вознаграждения; 2) от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня
результативности может
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.
Модель Портера-Лоулера
Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно и производительно.
Направления партисипативного
Партисипативное управление
1) когда возрастает зрелость
2) для того, чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысит их действенность и реализацию;
3) при создании механизма
4) чтобы повысить активность
Процессуальные теории, объясняя
то, как следует воздействовать
на людей, чтобы побуждать их
к результативной работе, дают
менеджерам ключ к построению
действенной системы
На западе продолжается разработка теоретических и практических подходов к мотивации труда. Одним из последних шагов в этом направлении явилась разработка английских специалистов по персоналу Ш. Ричи и П. Мартина. В процессе исследования они рассмотрели факторы, которые были выделены как мотиваторы предшествовавшими исследованиями и опытом, и добавили к ним новые мотиваторы, которые до сих пор недостаточно учитывались. На основе этих мотивационных факторов был разработан уникальный мотивационный тест, который выявляет относительную ценность мотиваторов для каждого человека.
Использование
соционических подходов к мотивации
позволяет упорядочить
Мотиваторы являются внутренними побудительными причинами, заставляющими человека совершать определенные поступки, вести себя определенным образом. Типичным мотиватором, называемым многими исследователями, является потребность во власти и влиятельности.
Стимуляторы
являются внешними побудительными и
нередко принудительными
Применение
соционических подходов к мотивации
труда позволило разделить
Для разных групп характерны различные мотиваторы. Анализ психологии соционических типов и практический опыт позволяют использовать мотиваторы, предложенные Ш. Ричи и П. Мартином, отобрав из них наиболее значимые и реальные.
Е. Торндайк предложил так называемый закон аффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека.
Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием, закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью. В соответствии с теорией подкрепления мотивов подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием. Применение наказания обычно имеет такие побочные эффекты, как деструктивная тревожность, недоброжелательность, враждебность и «уход в себя». Наказание может вынудить индивида прекратить конфетное поведение, но оно не увеличивает вероятности правильного поведения. Если нежелательное поведение первоначально очевидно, то наказание часто вынуждает индивида не отказаться от нежелательного поведения, а лишь трансформировать его в форму не столь явную и потому не попадающую под наказание. Разумеется, есть случаи, когда наказание является необходимым средством подавления социально опасного поведения, угрожающего здоровью и жизни других людей. Однако, как правило, наказание – малоэффективное средство воздействия на поведение людей, которого следует по возможности избегать.[17, с. 189]
Однако практика человеческого поведения показывает, что вопрос глубже, чем кажется, и заслуживает более подробного рассмотрения. В частности, институциональная теория предприятия, быстро развивающаяся последние годы, занимается изучением оппортунистического поведения людей, под которым понимается поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства.
При этом нарушение того или иного правила, будучи индивидуально выгодным, способно привести к отрицательным внешним эффектам, то есть возложить на других индивидов дополнительные издержки, которые в сумме могут превысить индивидуальную выгоду нарушителя. Следовательно, с точки зрения максимизации стоимости подобные нарушения нежелательны. Средством их предотвращения выступают санкции – те или иные наказания за нарушение правила, то есть действия, направленные на снижение полезности для их объекта, например, путем возложения на него некоторых дополнительных издержек.
Современная теория мотивации делает упор на мотиваторы исключительно положительные. Однако в связи с вышесказанным необходимо вводить, рассматривать и использовать на практике наряду с положительными также отрицательные и нейтральные мотиваторы. Так, если потребность к власти является мотиватором положительным (чем больше власти, тем больше удовлетворение), то отрицательным мотиватором будет ее отсутствие, безвластие, бесправие (чем меньше власти, тем больше неудовлетворение). Нейтральные мотиваторы – это потребности, безразличные для человека. Примером нейтрального мотиватора в описанной ситуации может служить, например, потребность в социальных контактах, общении.
Использование понятия положительных,
отрицательных и нейтральных мотиваторов
является принципиально важным для теории
мотивации и построении на этой основе
систем стимулирования, использующих
как поощрение, так и наказание.
Глава
3. Разработка системы
мотивации в ООО «»
Общество с ограниченной ответственностью «» занимается оптовой торговлей продовольственных товаров. Создано решением предприятия и зарегистрировано Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по …………административному району г. ……………6.12.2002 г. Местонахождение: г……………., 73. В его подчинении находятся около ста человек: директора, менеджеры, торговые представители, кассиры-операционисты, заведующий складом, грузчики и т.д. на данной фирме существует проблема – это большая текучесть кадров, вследствие отсутствия системы мотивации. Работники не заинтересованы в том, чтобы оставаться на постоянном месте работы. Коллектив не сплоченный, нет перспективы роста, отсутствует нормальная организация рабочего времени. Чтобы рассматриваемая организация работала успешно в своей сфере деятельности, нужно заняться разработкой системы мотивации для этой компании.
Говоря о мотивации, нужно
Менеджер, помимо этого, должен
оценить степень трудового