Оплата
труда является мотивирующим фактором,
только если она непосредственно связана
с итогами труда. Работники должны быть
убеждены в наличии устойчивой связи между
получаемым материальным вознаграждением
и производительностью труда. В заработной
плате обязательно должна присутствовать
составляющая, зависящая от достигнутых
результатов.
Использование
различных форм и методов стимулирования
позволит руководству предприятия
сформировать действенную мотивацию кадров
к эффективной деятельности, что, в свою
очередь, будет способствовать не только
функционированию, но и развитию предприятия.
Необходимо,
на основе всего вышеизложенного, сделать
правильные выводы относительно развития
и усовершенствования процесса мотивации
в организациях. В частности отметим следующее:
- На своём
рабочем месте каждый хочет показать,
на что он способен и что он значит для
других, поэтому необходимы признание
результатов деятельности конкретного
работника, предоставление возможности
принимать решения по вопросам, относящимся
к его компетенции, консультировать других
работников.
- На рабочих
местах следует формулировать мировоззрение
единой команды: нельзя разрушать возникающие
неформальные группы, если они не наносят
реального ущерба целям организации.
- Практически
каждый имеет собственную точку зрения
на то, как улучшить свою работу. Опираясь
на заинтересованную поддержку руководства,
не боясь санкций, следует организовать
работу так, чтобы у работника не пропало
желание реализовать свои планы. Потому,
в какой форме, с какой скоростью и каким
способом работники получают информацию,
они оценивают свою реальную значимость
в глазах руководства. Поэтому нельзя
принимать решения, касающиеся изменений
в работе сотрудников, без их ведома, даже
если изменения позитивны, а также затруднять
доступ к необходимой информации. Информация
о качестве труда сотрудника должна быть
оперативной, масштабной и своевременной.
- Работнику
нужно предоставлять максимально возможную
степень самоконтроля.
- Большинство
людей стремится в процессе работы приобрести
новые знания. Поэтому так важно обеспечивать
подчиненным возможность учиться, поощрять
и развивать их творческие способности.
- Каждый человек
стремится к успеху. Успех - это реализованные
цели, для достижения которых работник
приложил максимум усилий. Успех без признания
приводит к разочарованию, убивает инициативу.
Этого не случится, если подчиненным, добившимся
успеха, делегировать дополнительные
права и полномочия, продвигать их по служебной
лестнице.
В
теоретической части выпускной
квалификационной работы были рассмотрены
основные теории мотивации, формы и методы
стимулирования продуктивной деятельности.
Изложенные теории позволяют сделать
вывод о том, что отсутствует какое - либо
канонизированное учение, объясняющее,
что лежит в основе мотивации человека
и чем определяется мотивация. Сравнивая
классификации всех теорий, можно отметить,
что выделенные в различных работах группы
потребностей и механизмов в определённой
мере дополняют друг друга.
В
аналитической части работы дана организационно-экономическая
характеристика ООО «Управление ресурсов
«Центр», подробно рассмотрен процесс
мотивации в ООО «УРЦ». На основе экономического
анализа и анализа процесса мотивации
на предприятии ООО «УРЦ» сделаем выводы:
- предприятие
находится в неустойчивом финансовом
положении;
- предприятие
ООО «УРЦ» использует только материальное
стимулирование (премии, персональные
надбавки, материальная помощь) для удовлетворения
потребностей своего персонала;
- минусом является
отсутствие организационных и морально-психологических
способов мотивации.
По
результатам проведенного анализа можно
сделать вывод, что существующий в ООО
«УРЦ» процесс мотивации не является эффективным.
В сложившейся сложной экономической
ситуации для предприятия особое внимание
следует уделять нематериальному стимулированию,
создавая гибкую систему льгот для работников,
гуманизируя труд, в том числе:
- признавать
ценность работника для организации, предоставлять
ему творческую свободу;
- применять
программы обогащения труда и ротации
кадров;
- использовать
скользящий график, неполную рабочую неделю,
следует ввести двухсменный график работы
обслуживающего персонала;
- предоставлять
средства для проведения отдыха и досуга,
обеспечивать бесплатными путёвками,
выдавать кредит на покупку жилья, садового
участка, автомашин и так далее;
- следует внедрить
на предприятии систематическое и плановое
обучение;
- для повышения
удовлетворенности сотрудников необходимо
наладить процесс коммуникации на предприятии;
- необходимо
учитывать потребности всех сотрудников;
- необходимо
создать условия,
при которых люди испытывали бы профессиональную
гордость за то, что лучше других могут
справиться с порученной работой, причастность
к ней, личную ответственность за её результаты;
ощущали бы ценность результатов, конкретную
их важность для кого – то.
Мотивация
через потребности процесс творческий,
носящий вероятностный и индивидуальный
характер, изменяющийся со временем и
во многом зависящий от конкретной ситуации.
Грамотное применение теоретических знаний
в этой области на практике позволит руководителю
через эффективную мотивацию быстро и
рационально достичь целей, стоящих перед
организацией, и, при прочих равных условиях,
обеспечить ей конкурентное преимущество.
список
использованной литературы
- Андреев В.В.
Проблемы мотивации руководителей
и специалистов на промышленных предприятиях
/ Управление персоналом. - 1998. - №10.
- Бовыкин В.И.
Новый менеджмент. - М.: Экономика, 1997.
- Брэддик У.
Менеджмент в организации. - М.: Инфра -
М, 1997.
- Бурлаков
Г.Р. Мотивационный климат организации//Управление
персоналом. - 1998.
- Веснин В.Р.
Практический менеджмент персонала. -
М.: ЮРИСТЬ, 1998.
- Веснин В.Р.
Основы менеджмента. - «Триада, ЛТД», 1997.
- Виссема X.
Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.:
Инфра - М, 1996.
- Виханский
О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент».
- М.: Гордарика, 1998.
- Гадушаури
Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным
предприятием. - М.:ЭКМОС,1998.
- Генкин Б.М.,
Конакова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы
управления персоналом. - М.: Высш.шк.,1997.
- Герчикова
И.Н. Менеджмент: учебник для вузов.
- М.: ЮНИТИ, 1994.
- Гришанина
Н.В., Лопашина Г.С. и др. Основы менеджмента.
- М.:Юрайт,1999.
- Гришина
Н.В. Психология конфликта СПб., 2000.
- Драницина
Е.А. Компенсационная программа для менеджеров
по продажам как источник материальной
мотивации // Top Meneger, 2004, №8. С. 5.
- Егоршин
А. П. Управление персоналом: - Н. Новгород:
НИМБ, 2001.
- Емельянов
Ю.В. Как помочь самому себе. - М., 1993 г.
- Зайцев Г.
Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами
на предприятии: персональный менеджмент.
- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та
экономики и финансов, 1992.
- Иванцевич
Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы
управления. – М.: Дело, 2003.
- Сахова В.П.
Гибкий график работы и работа из дома
// Кадры предприятия, 2004, №3. С. 2.
- Сахова В.П.
Мотивация и стимулирование персонала:
основы построения системы стимулирования
// Кадры предприятия, 2004, №9. С. 27.
- Кибанов
А.Я. Основы управления персоналом: Учеб.
по спец. «Менеджмент организации», «Управление
персоналом» — М.: ИНФРА-М, 2002.
- Кнорринг
В. И. Теория, практика и искусство управления.
Учебник для вузов по специальности «Менеджмент».
— 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство
НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА
- М) 2001.
- Маслов Е.В.
Управление персоналом предприятия. Москва
– Новосибирск, 1998г.
- Медведев
А.Н. Основы менеджмента – ГУП Чехов 2002г.
- Мескон М.Х.
и др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
- Мельникова
И.К. Соревнование как способ мотивации
// Свой бизнес, 2004, №1. С. 15.
- Орлов А.И.
Менеджмент // Учебное пособие – М., Гардарики,
1998г.
- Мирская
М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. –
М.: 2000.
- Модели и
методы управления персоналом: Российско-британское
учебное пособие // под ред. Е.Б Моргунова
(Серия «Библиотека журнала «Управление
персоналом»). — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,
2001.
- Пугачев
В.П. Управление персоналом организации:
Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.
- Сацков Н.Я.
Практические советы по мотивации // Практический
менеджмент, 2004, №4. С. 7.
- Старобинский
Э. Передача полномочий – один из важнейших
принципов менеджмента. // Управление персоналом,
2000, №4.
- Травин В.В.,
Дятлов В.А. Менеджмент персонала
предприятия:— 4-е изд. — М.: Дело, 2002.
- Управление
персоналом: Учебное пособие // под ред.
А.Я. Кибанова – М.: «Издательство ПРИОР»,
1998.
- Управление
персоналом организации: Учебник // под
ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
- Шевченко
О.С. Коммуникация как фактор мотивации
персонала // Свой бизнес, 2004, №7. С. 2.Уткин Э. Управление
фирмой. - М.: «Акалис», 1996г.
- Шекшня С.В.
Управление персоналом современной организации.
Учебно-практическое пособие. Изд. 3-е перераб.
и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление
персоналом») – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,
1998.
- Шепель В.
М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.
- М.: Финансы и статистика, 1992.
- Шипунов
В.Г. Основы управленческой деятельности.
- М.,"Высшая школа",1999
- Шувалов
В.И. Социальная психология менеджмента.
М.,1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1