Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа
Особенностью управления персоналом в современных экономических условиях является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы стимулирования. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без поиска новых современных форм мотивации и стимулирования труда.
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности в менеджменте
1.1 Понятие и содержание процесса мотивации 5
Особенности формирования мотивации профессиональной деятельности 9
Методы стимулирования персонала 13
2. Анализ системы управления мотивацией в турфирме «Ника»
2.1 Организационно-экономическая характеристика туристской компании 17
2.2 Анализ мотивационных моделей, применяемых в турфирме "Ника" 20
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации в туристской организации
Мероприятия по усовершенствованию мотивации труда 25
3.2 Методические рекомендации по усовершенствованию мотивации в организации 27
Заключение 32
Список литературы 35
Мотивы личности могут усиливаться или ослабляться. В этом проявляется динамичность мотивационного ядра личности. Мотивационное ядро личности — основной критерий при определении типа мотивации индивида.
Мотивация и стимулирование как методы управления персоналом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения: второе — на его закрепление, но при этом они дополняют друг друга.
Стимулирование
должно соответствовать потребностям,
интересам и способностям персонала
организации, т.е. механизм стимулирования
должен быть адекватен механизму
мотивации работника.
Мотивация профессиональной деятельности – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций[11, c.73-75]:
– побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);
– направляющую (определяет характер цели в профессиональной
деятельности);
– регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы про-
фессиональной деятельности).
Сорочан
В.В. считает, что мотивация фиксирует
такое состояние
Потребность
в профессиональном труде – это
готовность к активности человека,
вызванная его нуждой в чем-либо,
предпосылка к
Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы, как внутренние побуждения. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная и система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются. Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить – не означает сделать. Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата – «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают:
– сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое)
–
слабое целеполагание (зависимое от
внешних условий). Труд эффективен,
когда существует смысл профессиональной
деятельности. Смысл – это основания
для оценки человеком значимости
профессиональной деятельности лично
для себя. Эмоции – субъективные
переживания человеком успеха–
Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:
– перестраивание общественных отношений человека;
–
изменение условий
– логика саморазвития человека;
– неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности;
–
рассогласование между
Для
сложившейся мотивационной
– разнообразие побуждений, что позволяет поддерживать и укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах труда;
– качество и наличие параметров каждого из побуждений, например, действенности, осознанности, устойчивости;
– выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;
– преобладание конструктивной направленности мотивационно сферы труда;
– гибкость, подверженность изменениям в зависимости от условий труда, социальных отношений в обществе, логике саморазвития человека и т.д [15, с. 91-93].
Недостаточность мотивационной
сферы профессиональной
– бедность мотивационной сферы, присутствие только отдельных побуждений, например, мотивы только исполнительного труда, при отсутствии мотивов творчества;
– дискредитация прежних мотивов труда;
– доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии
(например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к
содержанию труда);
– наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость,
неосознанность и др.);
– конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
– неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
– неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;
–
искусственное вызывание
неправомерного увеличения риска.[15, с. 33-36]
Неудовлетворенность трудом
1.3
Методы стимулирования
персонала
Методы
стимулирования персонала могут
быть самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно - административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на[8, c.61]:
- Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
-
Организационно-
- Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
В
современном менеджменте
- Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
- Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
- Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
- Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В
рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные
Вывод:
Мотивация фиксирует такое состояние
профессиональной деятельности, которое
желательно для человека, но которого
еще нет в наличии. Она определяется постоянно
меняющимся соотношением разных побуждений,
входящих в мотивационную сферу. К таким
побуждениям относят: профессиональное
призвание, профессиональное намерение,
потребность в профессиональном труде,
ценностные ориентации в профессиональной
деятельности, мотивы профессиональной
деятельности. Существут различные
теории мотивации профессиональной деятельности.
Главную роль в выборе ценностей имеют
мотивы, которые, в свою очередь, зависят
от интересов и потребностей личности,
целей этой личности. По виду мотивы выбора
профессии можно разделить на шесть групп:
общая мотивировка; романтика профессий;
мотивы познавательного характера; мотивы,
в которых подчеркивается общественная
значимость профессии; немотивированный
выбор. Успешность профессиональной деятельности
во многом зависит от его способности
и психологической готовности к поиску,
видению и решению новых, выдвинутых жизнью,
общественной практикой задач.
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности в менеджменте