Мотивация трудовой деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы трудовой мотивации
1.1 Основные понятия в мотивации трудовой деятельности
1.2 Содержательные теории мотивации
1.3 Процессуальные теории мотивации
2. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом
2.1 Задачи и функции управления персоналом
2.2 Проблемы, связанные с низкой мотивацией персонала
2.3 Основные задачи системы мотивации
3. Материальное стимулирование труда как основной элемент системы мотивации на предприятии
3.1 Оплата труда, ее определяющая роль в системе вознаграждения
3.2 Формы и системы организации заработной платы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

моя курсовая- мотивация.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

       Изменения в стоимости труда могут резко  сказаться на конечной цене продукта или услуги, на суммарных издержках, на прибыли. Поэтому цена труда имеет серьезное влияние на использование труда как ресурса.

       Таким образом, можно сказать, что заработная плата определяется сделкой между  работодателем и работником и устанавливается в интервале между максимумом, который согласен платить работодатель, и минимумом, на который согласен работник.[18]

       Целью стимулирования «человека экономического»  является образование связи между  количественно-качественными показателями труда и количественно-временными характеристиками вознаграждения за выполненный труд и его результаты. В связи с этим считается, чем точнее будет установлена зависимость между качественно-количественными показателями труда и формами вознаграждения, тем эффективнее будет действовать система стимулирования.

       Обращаем  внимание, что эта связь, прежде всего, ориентирована на формы зарплаты и только, во вторую очередь, на ее количественные характеристики. Последние нередко  представляют своего рода константы, которые задаются рядом факторов, в том числе, нормой зарплаты, средней зарплатой (по отрасли, региону, стране), существующими традициями, имеющимися ресурсами и т.п. Эффективность стимулирования «человека экономического» достигается за счет:

  • нормирования труда и его оплаты;
  • манипулирования временем;
  • дифференциации зарплаты.

       Нормирование  труда и его оплата длительное время составляли одно из важнейших  направлений экономики труда. Особенно оно было продуктивным при разработке норм физического труда, при котором можно измерить психофизические затраты, связать их со средствами, необходимыми для восстановительного периода, и соответствующим эквивалентом в денежном.[19]

       Все резко изменяется, когда осуществляется измерение и соответственно нормирование труда, основанного на интеллектуальных умениях и, тем более, творческого труда. Здесь чисто нормативный подход не выработан до сих пор, в силу совершенно иных значимых критериев этого вида труда. Однако частично нормативный подход сохраняет свое значение и в этом случае. Но в основном в тех профессиях и при тех операциях, которые можно определить как вспомогательные, т.е. обеспечивающие интеллектуальную и творческую деятельность.

       Но  даже и в квалифицированном физическом труде при его нормировании всегда было сложно оценить качественную сторону труда. И это не случайно, поскольку она также связана со способностями и в значительной степени творческими возможностями человека, а также такими его нравственными характеристиками, как трудолюбие, прилежание, аккуратность, внимательность и т.п., которые практически невозможно оценить количественно, т.е. связать с нормативными единицами.[20]

       В управлении нормативный подход к  стимулированию воспринимался как  данность, но его возможности его  использования значительно ограничены трудоемкостью разработки нормативов и мониторинга их адекватности текущему моменту.

       Следует заметить, что недостатки нормативного подхода были поняты давно и их пытались устранить посредством  введения комбинированных форм заработной платы и других экономических стимулов.

       Под маневрирование временем понимается не только использование повременной  оплаты, но и периодичность выплаты  заработной платы.

       Известно, что сама по себе периодичность выплаты  заработной платы может быть использована в качестве организационно-экономического стимула. Понедельная, полумесячная (двухнедельная), месячная, поденная и другие виды оплаты труда по разному воспринимаются и оцениваются персоналом.

       В специальном исследовании, проведенном  на различных предприятиях, изучалась  стимулирующая роль периодичности выплаты заработной платы, и было отмечено следующее:

  • Наиболее сильное стимулирующее воздействие оказывает понедельная выплата зарплаты;
  • Вторым по этому показателю является двухнедельная или полумесячная 
    периодичность выплаты заработной платы;
  • Примерно равное стимулирующее значение имеют поденная и помесячная выплата зарплаты.

       Таким образом, наибольшее стимулирующее  значение имеет понедельный и  полумесячный расчеты. Интересно интерпретировать сходство поденного и помесячного  расчета. В основе лежат преимущественно причины,  связанные с  восприятием и осознанием событий, связанных с получением зарплаты.

       Поденная  зарплата оказывает меньшее стимулирующее  значение по следующим причинам:

       Один  день в восприятии работника является менее показательным, чем недельный период, в результате которого он может сделать более весомые и аргументированные выводы по оценке своего индивидуального труда;

  • Один день по получаемой сумме невелик, чтобы представить себе величину приобретения или потерь в связи с последующими рабочими днями;
  • Один день вызывает порою неудовольствие тем, что сумма, получаемая в качестве оплаты, оказывается несопоставимой с ближайшими целями и задачами потребительского поведения (многие не умеют планировать свои расходы, в частности, не умеют самостоятельно откладывать деньги с целью потратить их в будущем, т.е. не умеют экономить и накапливать).

       Низкая  стимулирующая  роль экономических стимулов, выплачиваемых помесячно, объясняется следующими причинами:

       Длительностью временного периода выплат: за этот срок многое забывается и сохраняется главным образом эмоциональная реакция на саму сумму выплаты;

       Полученная  сумма уже предвидится и соединяется  обычно с необходимыми тратами, т.е. направлением потребительского поведения;

       Обычно, при наличии выбора между двухнедельной и месячной периодичностью выплаты зарплаты персонал против помесячных выплат, и это само по себе снижает их стимулирующее значение.

       Дифференциация зарплаты и других стимулирующих выплат связывается с квалификацией работников, с условиями труда (благоприятные – неблагоприятные), с дефицитностью рабочей силы данной категории на рынке труда, со стажем работы на конкретном предприятии и т.п.

       Нетрудно заметить, что дифференциация зарплаты по этим направлениям решает важные управленческие задачи:

  • Ориентировать работника на повышение мастерства и тем самым на работу более высокого качества;
  • Ориентировать работника на постоянное рабочее место (предотвращение текучести);
  • Сделать привлекательными те профессии и рабочие места, которые характеризуются неблагоприятными условиями труда.

       Дифференциация  стимулирования труда в связи  с его категориями и условиями  в России развита гораздо меньше, чем в европейских странах. Поэтому  можно сказать, что это основание  стимулирования разрабатывается недостаточно и его возможности далеко неисчерпанные.

       Дифференциация  стимулов особенно позитивно проявляет  себя в корпоративно устроенных организациях. Это связано с тем, что как  раз этот тип организации ставит основной управленческой задачей умножение индивидуального вклада каждого работника, как на своем рабочем месте, так и в отношении организации в целом.[21]

       В российской практике управления персоналом концепция «человека экономического» остается наиболее адекватной данному этапу развития общества. В наиболее развитых странах в связи с интенсификацией социальной направленности в развитии производственных и других общественных отношений, реализация концепции «человека экономического» в системах стимулирования утрачивает свою адекватность и целесообразность. На смену этой концепции приходит другая – концепция «человека социального». Она не отвергает подходов концепции «человека экономического» но при этом обогащает ее следующими аспектами: усилением роли вознаграждения за высокие достижения в работе; ставкой на групповую солидарность и поддержание удовлетворенности трудом; усилением роли нематериальных стимулов; ставкой на «справедливое вознаграждение», связанное с оценкой работ; усилением роли лояльности компании и общего трудового стажа.[22] 

       3.2  Формы и системы  организации заработной платы

       Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи  количества и качества труда с  размерами его оплаты путем использования  совокупности составных элементов  (нормирования, тарифной системы, премий, доплат и надбавок).[4]

       Форма системы оплаты труда характеризует  соотношения между затратами  рабочего времени, производительностью  труда работников и величиной  их заработка. Различают две основные формы тарифной системы оплаты труда: повременную и сдельную. При сдельной оплате заработок работника пропорционален количеству изготовленной им продукции. Повременной называется форма оплаты, при которой величина заработка пропорциональна фактически отработанному времени.

       Сдельные  и повременные системы оплаты отличаются различным подходом к организационно-техническому нормированию труда, базируясь на одном и том же тарифном нормировании. При повременной оплате основной нормой труда является единая, установленная законом, продолжительность рабочего времени, с перечнем трудовых обязанностей работника, которые он должен выполнить в течение этого времени, вытекающих из сложившегося на предприятии разделения труда между работниками и определяемого организационно-техническими условиями производства. За выполнение этой нормы предусматривается определенная мера оплаты – тарифная ставка. Если работник отработал меньше времени, чем предусмотрено нормой, ему будет начислено меньше его тарифной ставки. Если отработанное работником рабочее время с конкретным содержанием трудовых обязанностей будет превышать установленную норму (при согласии на это работодателя), то ему будет начислена оплата выше его тарифной ставки.

       При сдельной оплате в качестве основной нормы труда выступает норма  выработки (норма времени на единицу работы), которая также рассчитывается исходя из установленной законом продолжительности рабочего времени. За выполнение такой нормы (основной трудовой обязанности работника) он получает оплату в размере тарифной ставки. При ее невыполнении или перевыполнении начисленная работнику оплата будет соответственно ниже или выше тарифной ставки.

       В обеих формах тарифной оплаты труда нормы труда учитывают и результат, и требуемое для него рабочее время. Разница состоит в том, что при повременной оплате результат выступает в скрытой форме (в форме должностных инструкций и иных перечнях трудовых обязанностей, обеспечивающих достижение конечного результата), а рабочее время, неотделимое от этих трудовых обязанностей, – в открытой. При сдельной оплате – результат труда выступает непосредственно, а рабочее время, требуемое для его достижения и неотделимое от него, – опосредованно.

       В сдельных и повременных системах оплаты, наряду с основной нормой труда, чаще всего используется одна или несколько дополнительных норм труда. За выполнение и перевыполнение которых начисляются, так называемые, текущие премии (или премии за основные результаты производственной деятельности), которые представляют собой выплаты работникам денежных сумм сверх основного заработка для поощрения достигнутых успехов и их дальнейшей активности. Премирование предполагает выплату премий определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий, предусмотренных в положениях о премировании. Последние являются юридической основой, позволяющей администрации начислить премию, работнику – ее получить.

       Выбор показателей, условий и сроков премирования должен учитывать задачи, стоящие перед каждым подразделением, коллективом и отдельным работником.

       Использование той или иной формы или системы заработной платы и стимулирования зависит от сферы деятельности работников, характера трудовых операций, технологических процессов и т.п.[7]

       Введение  в организации стимулирующих  выплат должно быть закреплено в коллективном договоре или в другом локальном нормативном правовом акте.  Выплата премий определенному кругу лиц и условия премирования предусматриваются в положениях о премировании, на основании которых у работников возникает право требовать выплаты премии, у организации – обязанность уплатить премиальную сумму. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда. [23]

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала