Мотивация трудовой деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы трудовой мотивации
1.1 Основные понятия в мотивации трудовой деятельности
1.2 Содержательные теории мотивации
1.3 Процессуальные теории мотивации
2. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом
2.1 Задачи и функции управления персоналом
2.2 Проблемы, связанные с низкой мотивацией персонала
2.3 Основные задачи системы мотивации
3. Материальное стимулирование труда как основной элемент системы мотивации на предприятии
3.1 Оплата труда, ее определяющая роль в системе вознаграждения
3.2 Формы и системы организации заработной платы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

моя курсовая- мотивация.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

       Результаты  первоначальных научных исследований, опубликованные в книге «Мотивация к труду»(1959), вызвали большой интерес среди руководителей. Герцберг показал, что определенные гигиенические аспекты труда суть необходимые, но недостаточные условия мотивации. Политика компании и административная служба (управление, контроль) нормальные межличностные взаимоотношения с начальством и коллегами, адекватные условия труда образуют лишь предпосылку к труду подобно тому, как система общественного водоснабжения не делает человека здоровым, а только не позволяет ему стать «больным», предохраняя его от инфекционных заболеваний в качестве фактора социальной гигиены. Гигиенические факторы не могут быть мотиваторами – они лишь повышают удовлетворенность человека условиями труда.

       Мотиваторы, положительно воздействующие на установку  к труду, включают такие стимулирующие факторы, как возможность достижения цели и профессионального роста, признание хорошо выполненной работы, сознание ответственности, привлекательный характер самого труда. Подобные факторы удовлетворяют потребность персонала в труде как источнике самореализации и личного совершенствования.

       Менеджер  должен иметь в виду, что все  факторы, которые могут лишь усилить  неудовлетворенность в случае их отсутствия, являются внешними, или  не присущими данному рабочему месту. Они связаны с окружением, коллегами по работе и политикой компании. Вместе с тем мотиваторы – внутренние факторы, то есть они присущи самой работе. По мнению Герцберга, ключ мотивации прост. Если Вы, будучи менеджером, советовал он, хотите мотивировать рядовых работников или других менеджеров, дайте им осмысленное задание, которое предполагает возможности достижения, роста и признания.

       Герцбергом  была разработана система мероприятий, повышающих мотивационную насыщенность выполняемой работы. Эта система получила название «система обогащения труда». Идеология «обогащения» труда направлена на преодоление ситуации отчужденности сотрудника в организации, когда от него требуется выполнение ограниченного набора должностных обязанностей. В такой ситуации человек выступает не в многообразии своих мотивов и целей, а как функционал, которому не доступны ценности и цели организации. Конечно, идеальной была бы ситуация, в которой человек мог бы быть востребован полностью. Но, к сожалению, это возможно только в отдельных видах профессиональных деятельностей. Такие профессии чаще всего называются творческими, и человек может полностью использовать свой творческий потенциал, самостоятельно планируя цели и достигая их. Тем не менее, в большинстве других профессий также возможно более или менее полное включение не только исполнительских, но познавательных возможностей человека.[7]

       Жизнь показала неправомерность ряда утверждений  авторов содержательных теорий мотивации. Потребности по-разному  проявляются  в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, пол, возраст и тд.): не обязательно жесткое следование одной потребности за другой, удовлетворение верхних потребностей не обязательно приводит к ослаблению их взаимодействия на мотивацию и т.д. Заслуга этих авторов в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности, сделали попытку классифицировать потребности, показали их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается и большинством современных исследователей, хотя единой, всеми принятой классификации до сих пор нет [8]. 

1.3 Процессуальные теории мотивации

        Большинство современных процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые лал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся  в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчиненным, что направление  усилий на достижение целей организации приведет к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трех областях:

1) ожидания  в отношении «затраты труда  - результатов» (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;

2) ожидания  в отношении «результатов –  вознаграждений» (Р-В) – это ожидания  определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;

3)  третий  фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания, - ценность полученного поощрения или вознаграждения.[4]

Так в  общем виде выглядит формула мотивации  по теории ожиданий:

Мотивация = Затраты – Результат  х Результат – Вознаграждение х Ценность вознаграждения

Или:

  Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты Х Ожидание того, что результаты повлекут за собой  ожидаемое вознаграждение Х Ожидаемая ценность вознаграждения = Мотивация  

Теория  ожидания в практике управления

             Руководители, которые стремятся усилить мотивацию рабочей силы, теория ожиданий представляет для этого различные возможности.

            Довольно часто вознаграждение предлагается до его оценки сотрудниками. Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Следовательно, руководство организации должно сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие и давать вознаграждение только за эффективную работу.

           То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели организации.

         Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели.

         Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от:

  • ценности вознаграждения (желательности) и
  • его достижимости (реальности получения вознаграждения, «ценности ожиданий»).
  • Руководство организации должно сформулировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушать им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, что ожидает от них руководство.
  • Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, тоже будет высокой. Если же его ожидания не слишком высоки, то производительность скорее всего будет низкой. Мощное воздействие, оказываемое ожиданиями одного человека на поведение другого, давно уже признано психологами, педагогами и управленцами
  • Если же ожидания не осуществляются, препятствия к достижению цели порождают ощущение тщетности усилий.  Чем больше для человека важность (ценность) недостигнутой цели, тем больше ощущение тщетности.  В следующий раз, может быть, будет немного снижен и уровень цели и, если цель не осуществится несколько раз, снизится оценка реальности ее достижения и, как говорилось выше, мотивация уменьшится. Ощущение тщетности снижает мотивацию, а низкая мотивация уменьшает исполнительский вклад, осложняет достижение цели.
  • Следует помнить, что работники смогут достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированные им полномочия и их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставленной задачи.
 

Теория справедливости

           Она постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

          Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

         Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение. 
 
 

Модель Портера-Лоулера

      Эта модель (Рис. 3.) включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. В этой модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятия, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. При этом достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей, а так же от осознания работником своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.

      В теории Портера-Лоулера устанавливается  соотношение между вознаграждением  и результатами, т.е. человек удовлетворяет  свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

      Один  из наиболее важных выводов Портера  и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство управленцев. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер напротив полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению производительности.

      Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.

      В итоге, модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает так же, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.[7] 

[8] 

      Теория  Макгрегора (X-Y), Оучи - Z

         Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников:X и Y.

Основные  характеристики работника типа X:

- от  природы ленив, не хочет работать;

- не  хочет нести ответственность,  избегает напряжения нервных  сил;

- не  инициативен, если к этому его  не подталкивать;

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные  характеристики работника типа Y:

- существует  естественная потребность в работе;

- стремится  к ответственности;

- творческая  личность;

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

          В 1981 год У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относитcя ни к типу X, ни к типу Y. Он отноcитcя к типу Z, т.е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Мотивация  трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом 

       2.1. Задачи и функции управления персоналом

       Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого  фактора и развитие новых форм и методов управления персоналом. Главный потенциал предприятия (организации) заключен в работниках. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия ни существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри организации. Реализация как стратегических задач и целей, так и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, совокупность которых можно назвать производственным поведением. Основной смысл и цель управления персоналом предприятия (организации) состоит в обеспечении требуемого для достижения организационных целей поведения каждого сотрудника. Эффективность использования человеческих ресурсов в организации зависит как от способности или потенциала сотрудников, так и от их желания работать, т.е. от уровня трудовой мотивации. [9]

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала