Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности и ее мотивирования.
Задачи:
Проанализировать научную литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности
Выявить профессионально важные психологические качества менеджеров и уровень успешности их деятельности
Проверить гипотезу о том, что успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности 5
1.1. Понятие профессионально важных психологических качеств 5
1.2. Профессиограмма менеджера 10
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Методы исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Оценка
успешности профессиональной деятельности
испытуемых проводилась менеджером
по персоналу и руководством компании.
Каждому испытуемому был
1-3 – низкая успешность
4-6 – средняя успешность
7-10 – высокая успешность
Результаты представлены в таблице 1.
Рисунок 1. Успешность профессиональной деятельности испытуемых
Таким
образом у большинства
В ходе эмпирического изучения индивидуально-психологических особенностей личности по 16-факторному личностному опроснику Кеттела были получены следующие данные:
Таблица 2. Средние оценки в стенах по 16 факторам методики Р. Кеттела
фактор | Название фактора |
Средняя оценка | Стандартное отклонение |
A | Замкнутость-общительность | 6,17 | 1,95 |
B | Интеллект | 7,75 | 1,14 |
C | Эмоциональная устойчивость | 6,75 | 1,48 |
E | Подчиненность-независимость | 5,75 | 1,36 |
F | Беспечность-озабоченность | 4,08 | 1,62 |
G | Сознательность-беспринципность | 4,83 | 1,34 |
H | Смелость-застенчивость | 5,83 | 1,27 |
I | Чувственность-твердость | 5,17 | 1,11 |
L | Подозрительность-доверчивость | 6,92 | 1,62 |
M | Богемность-практичность | 6,42 | 1,16 |
N | Уклончивость-прямолинейность | 6,42 | 1,24 |
O | Чувство вины - самоуверенность | 5,00 | 1,65 |
Q1 | Радикализм-консерватизм | 6,50 | 1,31 |
Q2 | Самостоятельность-зависимость | 6,58 | 1,73 |
Q3 | Контроль-индифирентнность | 5,08 | 0,67 |
Q4 | Напряженность-расслабленность | 4,08 | 0,90 |
Как видно из приведенной таблицы коллектив по фактору A , в целом показывает средние результаты общительности и замкнутости, т.е. среди испытуемых люди готовые к сотрудничеству, уживчивые и внимательные компенсируют скептичность и холодность неконтактных сотрудников.( 6,17)
По фактору В испытуемые показали высокий уровень интеллекта. (7,75)
По фактору C следует отметить, что коллектив показал верхнюю границу среднего показателя, что говорит о тенденции стремления к уверенному поведению и эмоциональной устойчивость. (6,75)
Средние показания фактора E показывают распределение руководящих сотрудников и сотрудников выполняющих распоряжения. (5,75)
Фактор беспечности и озабоченности (F) также дает средний результат, что может говорить о присутствии в коллективе людей как беззаботных и импульсивных, так и серьезных и сдержанных. (4,08)
Фактор G показывает наличие в коллективе сотрудников как ответственных, так и небрежных и легкомысленных. (4,83)
Фактор склонности к риску (H) также показывает средний результат, что говорит о том, что авантюрные настроения отельных сотрудников компенсируются нерешительностью более спокойных коллег. (5,83)
Средний показатель фактора I говорит о том, что не проявляет крайних степеней нетерпимости и непрактичности, также как и цинизма, суровости и жестокости. (5,17)
Фактор L дал высокий результат, который показывает, что в коллективе преобладают открытые, понимающие, снисходительные, мягкосердечные, спокойные, не завистливые, и умеющие ладить друг с другом люди. (6,92)
Близкие к высоким показатели фактора M говорят о некотором преобладании практичных сотрудников, направленных на непосредственный успех. (6,42)
Аналогичный результат по фактору N показывает превалирование в коллективе людей прямолинейных, не боящихся высказывать собственное мнение, иногда в некорректной форме. (6,42)
Средний показатель, близкий к низкому фактора О, характеризует коллектив, как уверенный в себе, спокойный, как правило лишенный депрессивных настроений и необоснованных страхов. (5,00)
Достаточно высокий результат по фактору Q1 говорит о склонности коллектива к экспериментированию и нововведениям в разумных пределах. (6,50)
Также по результатам фактора Q2, можно сказать о том, что коллектив предпочитает иметь собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям. (6,58)
Интересный результат получен по фактору Q3, низкий показатель стена говорит о внутренней конфликтности, низком самоконтроле, недисциплинированности и спонтанности поведения. (5,08)
Такой же низкий показатель по фактору Q4 характеризует коллектив, как флегматичный, релаксирующий, расслабленный, не вполне оправданно удовлетворенный. (4,08)
Результаты
изучения коммуникативных и
Таблица
2. Коммуникативные и
Показатель |
Средняя оценка | Стандартное отклонение |
Коммуникативные способности | 3,8 | 1,75 |
Организаторские способности | 3,6 | 1,21 |
Как следует из рисунка 3, испытуемым характерен средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей с тенденцией к уровню ниже среднего. Испытуемым со средними показателями стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Рисунок
3. Коммуникативные и
Есть определенный процент испытуемых, который характеризуется низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Те, у кого результаты ниже среднего, иногда они могут чувствовать себя скованно в новой компании, коллективе, испытывать трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Однако
10 и 17 % характеризуются очень высоким
уровнем коммуникативных и
Также значимый процент испытуемых с высокими показателями по этим шкалам - они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним побуждениям.
Корреляционный
анализ проводился с использованием
коэффициента Пирсона, данные обрабатывались
в программе SPSS. 13. Статистически
значимые различия получены при p<0,01
(**), что значит - различия обнаружены
на высоком уровне статистической значимости
и при p<0,05 (*) – получены статистически
достоверные различия. Результаты корреляционного
анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3.Корреляционный анализ
показатель | экспертная оценка |
коммуникативные сп-ти | ,781(**) |
организаторские | ,711(**) |
Замкнутость | ,368 |
мышление | ,171 |
Эмоц. устойчивость | ,738(**) |
зависимость | -,430 |
серьезность | ,398 |
Принципиальность | ,352 |
Склонность к риску | ,307 |
жесткость | ,239 |
доверчивость | -,120 |
практичность | ,062 |
прямолинейность | -,734(**) |
спокойствие | -,347 |
консервативность | -,670(*) |
уступчивость | -,183 |
контроль | -,015 |
напряженность | ,125 |
Результаты
корреляционного анализа
Таким
образом эффективности
Профессионально важные качества - это такие качества личности, которые помогают человеку быстро обучаться выбранной профессии, быстро адаптироваться к рабочему месту и эффективно выполнять профессиональные функции. В число ПВК могут входить определенные антропометрические и биомедицинские характеристики человека, например, психические свойства, специальные способности, умения, темперамента, характер, социальные установки человека и пр.
Менеджер
– профессионально
Результаты эмпирического исследования профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности позволяют сделать следующие выводы. Эффективности профессиональной деятельности менеджера по персоналу способствуют «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний и честолюбивое стремление к утверждению своей личности; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать. Также профессионально важными качествами являются эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции. В общении важна дипломатичность. Для успешной управленческой деятельности важна готовность к изменениям, к восприятию нового, креативность.