Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности и ее мотивирования.
Задачи:
Проанализировать научную литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности
Выявить профессионально важные психологические качества менеджеров и уровень успешности их деятельности
Проверить гипотезу о том, что успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности 5
1.1. Понятие профессионально важных психологических качеств 5
1.2. Профессиограмма менеджера 10
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Методы исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Медицинские противопоказания: серьезные заболевания нервной системы, органов зрения и слуха
В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам отнесены8
Второй блок включает следующие конкретные качества:
К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами.
Рассмотрим профессиограмму руководителя, предложенную Л.В. Фаткиным, которая предусматривает системно-факторный подход. По мнению автора, до сих пор общий фактор — единая организаторская способность, от которого зависит успех деятельности руководителя, не установлен. Поэтому приходится искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся: 9
Наличие
специфических личностно-
Некоторые специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта.
Другими
словами, профессиональная пригодность
человека более характеризуется
не столько совокупностью
Профессиональную пригодность субъекта, конечный успех в становлении человека как специалиста определяет совокупность характеристик. Основными из них называют следующие:10
Итак,
менеджер – профессионально
В заключении следует отметить, что способы поведения, основанные на выработанных профессиональных качествах, не всегда одинаковы на различных уровнях управления. Так, на средних и низших уровнях управления организацией наиболее важны решительность, коммуникабельность, на высших на ведущее место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые задачи, осуществлять преобразования.
Выборка составила 40 человек (20 мужчин, 20 женщин) в возрасте от 24 до 40 лет, менеджеры по продажам.
Исследование проводилось на базе сети магазинов "М-Видео". Испытуемым предлагалось заполнить опросные листы, инструкции были предоставлены.
16-ти факторный опросник Р.Б. Кеттела (приложение 1)
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. 11
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены).
Тест “Коммуникативные и организаторские способности” (приложение 2). Описание психодиагностической методики. Для проведения теста необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой вопрос обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». 12
Обработка результатов
Сопоставить
ответы испытуемого с дешифратором
и подсчитать количество совпадений
отдельно по коммуникативным и
Коммуникативные склонности:
Положительные ответы – вопросы первого столбца
Отрицательные ответы – вопросы третьего столбца
Организаторские склонности:
Положительные – 2-й столбец
Отрицательные – 4-й столбец
Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:
К=к/20 О=о/20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:
|
Корреляционный анализ проводился с использованием критерия Пирсона. Суть критерия Пирсона состоит в вычислении критерия по следующей формуле:13
где — это число разрядов наблюдаемых значений, а — теоретические частоты соответствующих значений.