Мотивация труда в работе менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности и ее мотивирования.
Задачи:
Проанализировать научную литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности
Выявить профессионально важные психологические качества менеджеров и уровень успешности их деятельности
Проверить гипотезу о том, что успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности 5
1.1. Понятие профессионально важных психологических качеств 5
1.2. Профессиограмма менеджера 10
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Методы исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

Motivacija truda v rabote menedzhera.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

     Медицинские противопоказания: серьезные заболевания нервной системы, органов зрения и слуха

      В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств  руководителя. К общим качествам  отнесены8

  • незаурядный интеллект,
  • фундаментальные знания,
  • достаточный опыт.

      Второй  блок включает следующие конкретные качества:

  • идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
  • организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

      К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами.

  • коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
  • красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
  • визуальность — внешняя привлекательность личности.

      Рассмотрим  профессиограмму руководителя, предложенную Л.В. Фаткиным, которая предусматривает  системно-факторный подход. По мнению автора, до сих пор общий фактор — единая организаторская способность, от которого зависит успех деятельности руководителя, не установлен. Поэтому приходится искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся: 9

  • адаптационная мобильность — это умение быстро находить свое место в том или ином коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;
  • эмоциональное и деловое лидерство как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при решении большинства проблемных ситуаций;
  • способность к интеграции социальных функций (ролей) — фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта.
  • контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний и честолюбивое стремление к утверждению своей личности; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать.
  • стрессоустойчивость в широком смысле слова, то есть интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.

      Наличие специфических личностно-деловых  качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного  обаяния.

     Некоторые специалисты обращают внимание на структуру  ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта.

     Другими словами, профессиональная пригодность  человека более характеризуется  не столько совокупностью исходных, элементарных составляющих ПВК, но более  зависит от их внутренней организации, говоря более строго и точно — от структуры ПВК.

     Профессиональную  пригодность субъекта, конечный успех  в становлении человека как специалиста  определяет совокупность характеристик. Основными из них называют следующие:10

  • профессиональную мотивацию как побудительную и направляющую активность человека на удовлетворение всего спектра потребностей, от биологических до доступной степени его личностной зрелости (в самосовершенствовании, в самоактуализации в том числе);
  • общую и профессиональную подготовленность (знания, умения, навыки, необходимые для деятельности в типовых и нештатных ситуациях);
  • уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности, уровень развития анализаторов и физических качеств, актуальных для успешной работы;
  • состояние индивидуально-психологических функций организма человека (специфические ПВК, психомоторика, познавательные процессы, темперамент, характер и эмоционально-волевые особенности личности).

      Итак, менеджер – профессионально подготовленный руководитель.  Профессиональные, нравственные и личные качества менеджера являются основанием для соответствия тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. В качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие: желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера; умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества); гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения; оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция; высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

      В заключении следует отметить, что  способы поведения, основанные на выработанных профессиональных качествах, не всегда одинаковы на различных уровнях  управления. Так, на средних и низших уровнях управления организацией наиболее важны решительность, коммуникабельность, на высших на ведущее место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые задачи, осуществлять преобразования.

 

      Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности

     2.1. Организация исследования

 

      Выборка составила 40 человек (20 мужчин, 20 женщин) в возрасте от 24 до 40 лет, менеджеры  по продажам.

      Исследование  проводилось на базе сети магазинов "М-Видео". Испытуемым предлагалось заполнить опросные листы, инструкции были предоставлены.

     В процессе исследования были использованы следующие методики.
  • На первом этапе проводился подбор методик  и формирование выборки.
  • На втором этапе проводилось исследование. Испытуемым предлагались бланки фиксации результатов и тексты опросников, предъявлялась инструкция. Испытуемые работали индивидуально, сложностей при заполнении опросников не возникало. Проводилась оценка менеджером по персоналу и руководством компании успешности деятельности испытуемых.
  • Третий этап  включал компьютерную обработку данных исследования, анализ и интерпретацию результатов, проверку гипотезы и  формулирование теоретических  выводов.

     2.2. Методы исследования

         16-ти  факторный опросник  Р.Б. Кеттела (приложение 1)

    Опросник  Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов  оценки индивидуально-психологических  особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и  предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. 11

    Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

    Предлагаемый  опросник состоит из 105 вопросов (форма  С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в  бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

    Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены).

      Тест  “Коммуникативные и  организаторские  способности” (приложение 2). Описание психодиагностической методики. Для проведения теста необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой вопрос обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». 12

     Обработка результатов 

     Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским  склонностям. Дешифратор

     Коммуникативные склонности:

     Положительные ответы – вопросы первого столбца 

     Отрицательные ответы – вопросы третьего столбца

     Организаторские склонности:

     Положительные – 2-й столбец 

     Отрицательные – 4-й столбец 

     Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей  как отношения количества совпадающих  ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

     К=к/20 О=о/20

     Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:

К О Шкальная оценка
0,10-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,75-1,00

0,20-0,55

0,56-0,65

0,66-0,70

0,71-0,80

0,81-1,00

1

2

3

4

5

     Математические  методы обработки  данных

     Корреляционный  анализ проводился с использованием критерия Пирсона. Суть критерия Пирсона состоит в вычислении критерия по следующей формуле:13

      

     где — это число разрядов наблюдаемых значений, а — теоретические частоты соответствующих значений.

     2.3. Анализ результатов исследования

Информация о работе Мотивация труда в работе менеджера