Мотивация труда в работе менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности и ее мотивирования.
Задачи:
Проанализировать научную литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности
Выявить профессионально важные психологические качества менеджеров и уровень успешности их деятельности
Проверить гипотезу о том, что успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности 5
1.1. Понятие профессионально важных психологических качеств 5
1.2. Профессиограмма менеджера 10
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных психологических качеств менеджера как условия успешной деятельности 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Методы исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

Motivacija truda v rabote menedzhera.doc

— 412.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мотивация труда в работе менеджера

     (курсовая работа) 

 

Содержание 
 

 

Введение

 

     Актуальность. Конкуренция в среде менеджеров среднего звена достаточно высокая. Увеличение количества различных фирм, торговых предприятий, а, следовательно, людей, занятых в этой сфере, приводит к обострению конкуренции, что с необходимостью требует повышения требований к субъекту деятельности в целом, к работникам сервиса и торговли, в частности. Одновременно, необходимо учитывать экономические реалии мирового кризиса и его психологические последствия. Продвижение товара в условиях снизившейся покупательской способности населения так же повышает требования к эффективности профессиональной деятельности менеджеров. Поэтому при подборе кадров очень важно учитывать профессионально-важные качества (ПВК).

      Ни  одну из практических задач психологии труда нельзя правильно решить до тех пор, пока не будет проведен психологический анализ соответствующих видов трудовой деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова1 профессионально важные качества (ПВК) выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности и является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

     Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой  отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.2

     Цель  курсовой работы: рассмотреть профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности и ее мотивирования.

     Задачи:

    • Проанализировать научную литературы по теме профессионально важных психологических качеств как условия успешной деятельности
    • Выявить профессионально важные психологические качества менеджеров и уровень успешности их деятельности
    • Проверить гипотезу о том, что успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.

     Объект: профессионально важные психологические качества

     Предмет: профессионально важные психологические качества как условия успешной деятельности менеджера

     Гипотеза: успешности профессиональной деятельности менеджера способствуют развитые коммуникативные и организаторские способности, дипломатичность, эмоциональная устойчивость.

     Методы:

    • Тест Кеттелла
    • Опросник КОС
    • Математические методы обработки данных (коэффициент Пирсона)

 

Глава 1. Анализ литературы по теме профессионально  важных психологических  качеств как условия  успешной деятельности

1.1. Понятие профессионально  важных психологических  качеств

     Профессиональный  отбор строится на выявлении соответствия данного человека требованиям профессиональной деятельности. Критериями такого соответствия принято считать наличие у человека соответствующих способностей или профессионально важных качеств.

     Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические  и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

     Согласно  А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности3 :

  • абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
  • относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
  • мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
  • анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

     Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

     Во  всех видах деятельности принято  различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

     В число ПВК могут входить определенные антропометрические и биомедицинские характеристики человека, например, психические  свойства, специальные способности, умения, темперамента, характер, социальные установки человека и пр.

     Психические свойства - это индивидуальные особенности  психической деятельности конкретного  человека, особенности его психического состояния, его межличностных и  личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

     К числу психических свойств относятся:4

  • индивидуальные черты (психические черты или личностные черты): это свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты (темперамент - это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения, то есть генетически унаследованной. Темперамент, прежде всего, сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Характер - общая стилистика в привычках индивида, его навыках, усвоенных тактиках поведения. Формируется в результате взаимодействия темперамента с особым, индивидуально-приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры);
  • способности - психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Среди способностей различают общие, частные и специальные (умения). Частные способности ("парциальные способности или факторы) - психические свойства, обусловливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (цветовым, фигуративным или пространственным зрением, музыкальным или фонематическим слухом, памятью на лица и т.п.). Специальная способность - способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых парциальных способностей (факторов), либо специального опыта обучения и закрепления навыков.
  • психические состояния - разновидность психических свойств, имеющих, как минимум, две отличительные особенности: неустойчивость во времени, (кратковременность) и глобальность - в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства. В психологии принято различать два вида психических состояний функциональные состояния и эмоциональные состояния.

     Функциональные состояния - психические состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент. Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена и направленность поведения (радость, грусть, гнев и т.д.).

    • свойства сознания и самосознания;
    • социальные установки и межличностные отношения - группа так называемых социально-психологических качеств личности.

      Некоторые специалисты относят к ПВК  и навыки - действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). Различают перцептивные, двигательные и интеллектуальные навыки; вариантом последних являются учебные навыки. На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация и обучаемость субъекта, уровень его развития (наличие определенных предварительных знаний и умений, полнота уяснения содержания материала, овладение которым происходит при выработке навыка, и т.д.

      Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

     Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов — объективных и субъективных. 5

    • Объективный фактор — это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
    • К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

     Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

1.2. Профессиограмма  менеджера

 

     В контексте профессиографии профессионально  важные качества (ПВК) рассматриваются  как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач.

     Разные  сферы профессиональной деятельности требуют различных сочетаний  профессионально важных качеств. Рассмотрим необходимые ПВК с позиции типов профессий, предложенных Е. А. Климовым.6

     Для профессий типа «человек — человек» выделены такие профессионально  важные качества:

    • доброжелательность, такт;
    • общительность;
    • эмоциональная устойчивость;
    • самообладание, выдержка;
    • чуткость, отзывчивость, сопереживание (эмпатия);
    • самостоятельность;
    • доминантность;
    • организаторские способности;
    • социальный интеллект; 
    • чистота, четкость, выразительность речи;
    • экспрессия лица и поведения;
    • настойчивость.

     Рассмотрим  профессиограмму менеджера, предложенную М.  Бендюковым и И. Соломиным. 7

     Содержание  труда: Организация производства или  коммерческой деятельности, организация внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы.

     Должен  знать: Трудовое законодательство, положения, уставы, инструкции, технику ведения  коммерческих переговоров, организацию  производства, кредитование и банковское дело, маркетинг.

     Профессионально важные качества:

  • хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • логическое мышление;
  • умение быстро принимать решения, четко излагать мысли.

     Квалификационные  требования: ВУЗы, ССУЗы.

Информация о работе Мотивация труда в работе менеджера