Мотивация профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методов совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ООО ТД «ПРИЗ». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
Изучение методов мотивации персонала.
Дать общую характеристику предприятия.
Анализ организации стимулирования персонала ООО ТД «ПРИЗ». Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ООО ТД «ПРИЗ». Разработка системы управления деловой карьерой как фактора мотивации персонала ООО ТД «ПРИЗ».
Применение новых форм оплаты труда.

Содержание

Введение………………………………………………………….……..3

1. Мотивация персонала как фактор повышения
эффективности производства…………………………………..5
1.1 Роль и значение мотивации персонала…………………….5
1.2 Теоретические основы мотивации персонала……………..9
1.3 Методы мотивации персонала……………………………..23
2. Организация стимулирования персонала
на примере ООО ТД «ПРИЗ»……………………………………………….27
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия………27
2.2 Анализ систем стимулирования персонала
на предприятии………………………………………………...30
2.3 Совершенствование системы мотивации персонала…….34
Заключение……………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая работа..doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     – Безынициативность сотрудников

     – Деятельность руководства негативно оценивается персоналом

     – Неудовлетворительный морально психологический климат

     – Недостаточное оснащение рабочих мест

     – Организационная неразбериха

     – Недостаточное внимание к учебе и стажировки резерва

     – Неразвитость соцкультбыта предприятия

     – Низкий моральный дух в коллективе

     – Проблемы управления персоналом, склонному к честолюбию, карьерному росту и многие другие.

     1.2 Теоретические основы  мотивации персонала

 

     В современном обществе мотивация  основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться  на психологические характеристики деятельности человека начали содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теории «кнута и пряника» и ей подобных. С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.

     Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечня  и структуры потребностей людей. Процессуальные теории мотивации считаются  наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.

     Наиболее  распространенными содержательными  теориями мотивации являются теории А. Маслоу, МакКлелланда и Г. Герцберга. Теория А. Маслоу выделяет пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру.

     Теория  Мак Клелланда дополнительно  к потребностям определенным классификацией А. Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.

     Теория  Г. Герцберга основывается на анализе  факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы  делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.

     Основными процессуальными теориями мотивации  являются теория ожиданий: основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем создания у людей соответствующих ожиданий, теория справедливости: основным мотивом деятельности людей служит оценка справедливости возложения на них данного вида деятельности и вознаграждения за него, именно воспринимаемая людьми степень справедливости определяют усилия затрачиваемые людьми степень справедливости определяют усилия затрачиваемые людьми на ту или иную деятельность, модель мотивации Портера – Лоуера: согласно этой модели результативность труда и степень прилагаемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности, а том, что оно будет получено.

     На  формирование потребностей влияют следующие  факторы:

     – пол;

     – возраст;

     – профессия;

     – семейное положение;

     – экономическая ситуация;

     – политическая ситуация;

     – уровень образования;

     – воспитание;

     – социальная принадлежность.

     Применяемые в современной хозяйственной  практике системы стимулов достаточно разнообразны и зависят от множества  условий как объективного характера (экономическое положение в стране, уровень безработицы, цены, состояние социального страхования и т.п.), так и от более частных обстоятельств (квалификационный уровень сотрудников, их число, человеческие черты, возраст, психологический климат).

     Между тем, жизнь не стоит на месте и  «…тот фактор, который сегодня  мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает».5 Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.

     Научные и учебные издания по менеджменту  содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.

     Так, широкое применение сегодня находит  партисипативный к мотивации  персонала, реализующий программы  вознаграждения за труд, направленные на усилие внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы6. Основные формы партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.

     Особое  внимание заслуживает подход к управлению персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом  подходе к взаимодействию человека и организации.7

     По  мнению авторов, все перечисленные  теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в, то, же время, способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях, либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.

     В литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающих предметы, процессы и методы мотивации.8

     Так, к примеру, в статье В.Н. Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно – стимулирующих условий по отношению к работнику (таблица 1)9. 

     Таблица 1 – Система создания мотивационно – стимулирующих условий труда

Функция привлеченного

человека

Позиционер Что необходимо поддерживать у работающего
Работник (собственник рабочей силы) Работодатель (собственник  денежных средств и средств производства) Заинтересованность  в результатах своего труда, в  максимальном приложении своих рабочих  сил.
Специалист-профессионал Предприниматель (хозяин дела) Профессиональное  самоопределение к работе в фирме в рамках специальности
Сотрудник фирмы Фирма в целом Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную  культуру, условия труда и пр.
Исполнитель Менеджер Самоопределение к исполнительным нормам
Коллега Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.) Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами.
Рационализатор Заинтересованный  в нормативной организации труда (НОТ) Заинтересованность  во внесении рациональных предложений
Член коллектива Коллектив Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию  здравого психологического климата
Член  коллектива Коллектив Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию  здравого психологического климата
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. Технолог Готовность  и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д.
 

     Ключевым  пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения  работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.

     Большое внимание в литературе сегодня уделяется  тем же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные  методы мотивации, и факторы, оказывающие  демотивирующее воздействие.10

     Проведенное журналом «Управление персоналом»  исследование «Системы и методы мотивации» среди подписчиков деловых журналов «Управление персоналом» и «Трудовое  право»11 показало, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале и индивидуальная надбавка 93,82).А затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь, (таблица 2) 

     Таблица 2 – Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала «Управление персоналом»12

Причина Оценка по 5-ти балльной шкале
Оклад 4,25
Индивидуальная  надбавка 3,82
Премия  по итогам работы отдела, фирмы 3,53
Кредиты 3,53
% от  продаж 3,50
Медицинское страхование 3,48
Квартальные 3,28
Обучение 3,20
Материальная  помощь 3,09
Оплаченные  обеды 3,06
Оплата  временной нетрудоспособности 3,02
Пособие по беременности и родам 2,90
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 2,81
Автомобиль 2,56
Мобильные телефоны 2,09
 

     Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы:

     – Хороший моральный климат в коллективе,

     – Карьера,

     – Хорошие условия труда,

     – Оплата путевок,

     – Социальные отпуска.

     Определяющими причинами в ситуациях недобросовестного (криминального) отношения персонала  к имуществу и финансам фирмы названы следующие (таблица 3):

 

      Таблица 3 – Причины недобросовестного (криминального) отношения персонала  к имуществу и финансам фирмы13

Причина Оценка по 5-ти балльной шкале
Бесконтрольность 3,81
Происхождение из соответствующей демографической среды 3,36
Недостаток  средств существования 3,10
Подверженность  всех людей к искушению 2,88
Обида на компанию 2,39
 

     Среди наиболее возможных факторов демотивации  в литературе называются:14

     – Нарушение негласного контракта;

     – Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;

     – Игнорирование идей и инициативы;

     – Отсутствие чувства причастности к компании;

     – Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста;

     – Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;

     – Отсутствие изменений в статусе сотрудника.

     Рассмотрим  указанные факторы в приблизительном  хронологическом порядке их проявления на новом месте работы:

     1 Нарушение негласного «контракта»

     При найме на работу кандидат и компания заключают «сделку», в которой свободное время, энергия и интеллект обмениваются на определенное материальное вознаграждение, потенциальные возможности реализовать свои личные мотивы и некую «среду обитания». Личные мотивы могут быть самыми разнообразными: от возможности каждый день куда-либо приходить и общаться с другими людьми, до возможности активно работать и видеть результаты своего труда. Зачастую со стороны кандидата деньги в данной сделке не являются доминирующим фактором, но в ходе интервью принято делать акцент именно на компенсационный пакет. Рекрутеры-профессионалы не забывают также постараться обсудить возможности реализации внутренних мотивов кандидата (насколько это возможно). А вот реальная «среда обитания», в которую кандидату предстоит войти, обсуждается очень мало – потому что кандидаты бояться задавать вопросы, а менеджеры по персоналу то хранят никому не ведомые коммерческие тайны, то расписывают работодателя только в розовом цвете. В «среду обитания» может входить множество факторов, начиная от внешнего вида офиса и графика работы, до специфики коллектива и поручаемых сотруднику задач. В результате у потенциального сотрудника формируются серьезно завышенные ожидания, которые расходятся с действительным положением вещей в компании. Вскоре после начала работы сотрудник обнаруживает, что обучение формально, перспектив для роста никаких, коллектив представляет собой закрытые группки сотрудников, не пускающие аутсайдеров15. Результат тот же – внутренняя мотивация испарилась, от энергичного и полного энтузиазма кандидата не осталось и следа, теперь это вялый сотрудник с потухшими глазами.

Информация о работе Мотивация профессиональной деятельности