Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 16:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по теориям мотивации, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1) изучить содержательные теории мотивации,
2) сделать сопоставление различных теорий,
3) показать возможные улучшения мотиваций работников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ…………………………………………………………………….6
Понятие мотивации…………………………………………………6
Мотивационный процесс……………………………………………7
Иерархия потребностей А. Маслоу………………………………...9
Использование теории А.Маслоу в управлении…………………12
Иерархия потребностей при работе в многонациональной внешней среде……………………………………………………...12
Критика теории А. Маслоу………………………………………..14
Двухфакторная теория Ф. Герцберга……………………………..15
Применимость теории Ф. Герцберга в практике управления…...18
Критика теории Ф. Герцберга……………………………………..19
Теория приобретённых потребностей Д. Мак Клелланда……….20
Сопоставление содержательных теорий мотивации…………….21
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ……………..24
2.1. Материальное стимулирование……………………………………..24
2.2. Совершенствование организации труда…………………………….25
2.3. Неденежное стимулирование………………………………………..27
2.4. Мотивация: опыт зарубежных стран………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
Рис.1. Иерархия потребностей по Маслоу
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек,
испытывающий голод, будет сначала
стремиться найти пищу и только после
еды будет пытаться построить
убежище. Живя в удобстве и безопасности,
человек сначала будет
Для
того чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность более низкого
уровня полностью. Таким образом, иерархические
уровни не являются дискретными ступенями.
Например, люди обычно начинают искать
свое место в некотором сообществе задолго
до того, как будут обеспечены их потребности
в безопасности или полностью удовлетворены
их физиологические потребности. Этот
тезис можно отлично проиллюстрировать
на примере той большой важности, которую
имеют ритуалы и социальное общение для
примитивных культур джунглей Амазонки
и некоторых частей Африки, хотя там всегда
присутствуют голод и опасности.
Теория Маслоу внеся исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремление людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивации людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, которые способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководитель могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемной персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.
В
итоге можно сделать вывод, что
если вы руководитель, то вам нужно
тщательно наблюдать за своими подчиненными,
чтобы решить, какие активные потребности
движут ими. Поскольку со временем эти
потребности меняются, то нельзя рассчитывать,
что мотивация, которая сработала один
раз, будет эффективно работать все время.
Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.
В одном достаточно полном исследовании на базе иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу: 1) руководители английских и американских фирм; 2) японские руководители; 3) руководители фирм северных и центрально-европейских стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия); 4) руководители фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия); 5) руководители фирм развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия). Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители из развивающихся стран придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ними таких вознаграждений, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг. Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более чем 40 стран, позволяет сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности
К
сожалению, систематических исследований
мотивации на международном уровне
не проводилось. Тем не менее, можно заключить,
что руководители, действующие на международном
уровне, должны постоянно учитывать, понимать
и внимательно относиться к культурным
отличиям потребностей людей, с которыми
они взаимодействуют. Руководители должны
всячески избегать явного предпочтения
сотрудников одной национальности другой.
Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми
вы управляете за рубежом, обладают теми
же потребностями, что я у вас в стране.
Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение
потребностей людей, которыми вы управляете,
если они работают эффективно.
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко ив полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категория, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ему не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет первую очередь определяться потребностью в. призвании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге,
как отмечает Митчелл. «Руководители
должны знать, что предпочитает тот
или иной сотрудник в системе вознаграждений,
и что заставляет какого-то из ваших подчиненных
отказываться от совместной работы с другими.
Рваные люди любят разные вещи, и если
руководитель хочет эффективно мотивировать
своих подчиненных, он должен чувствовать
их индивидуальные потребности».
Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Герцберг обнаружил в ответах две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.
Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду.
Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.
Итак, в работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:
Основное
значение двухфакторной теории заключается
в том, что менеджеры должны быть
очень осторожны и не делать ударения
на гигиенические факторы, как на
основные, при удовлетворении потребностей,
когда потребности низшего
Наверное,
наиболее удивительным и неожиданным
открытием, полученным в результате
проведённых Герцбергом исследований,
стал тот факт, что деньги однозначно
были отнесены к разряду гигиенических
факторов, а отнюдь не мотиваторов.
Деньги имеют важное значение для
большинства служащих, как из-за
их покупательной способности, так
и из-за статуса, который имеет
их владелец. Однако менеджеры оказывают
себе и своим организациям плохую
услугу, когда воспринимают деньги
как совершенное средство для
удовлетворения всех потребностей, которые
могут возникнуть у служащих.
Таблица 1.1
Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов.
Как показано в табл. 1.1. результаты проведённого исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Герцберга о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
Согласно
теории Герцберга, наличие гигиенических
факторов не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Для
того чтобы использовать теорию Герцберга
эффективно, необходимо сое вить перечень
гигиенических и, особенно, мотивирующих
факторов и дать сотрудникам возможность
самим определить и указать то,
что они предпочитают.