Мотивация персонала коммерческого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: – определить понятие социально-психологических методов управления персоналом; – изучить некоторые социологические методы управления; – рассмотреть некоторые психологические методы управления; – провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.

Содержание

Введение 2
Глава I : Мотивация персонала коммерческого предприятия
1.1 Основные понятия мотивации с позиции человеческих отношений и человеческих ресурсов. 3
1.2 Теория приобретенных потребностей. 4
1.3 Современные подходы. 5
Глава II :Социально-психологические аспекты управления персоналом
2.1 Социологические методы управления. 6
2.2 Психологические методы управления. 13
Глава III : Специфика деятельности предприятия и организация мотивации персонала предприятия на ЗАО «Одема»
3.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Одема» 17
3.2 Недостатки системы стимулирования персонала ЗАО «Одема» 20
3.3 Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала на ЗАО «Одема» 23
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.80 Кб (Скачать)

     Сегодня фабрика испытывает острую нехватку трудовых кадров. Молодых специалистов «Одема» готовит сама, но желающих стать швеями очень мало. На фабрике надеются, что в этом году их станет больше, учитывая рост безработицы.

     С начала этого года объемы производства «Одемы» упали на 50%. Но на фабрике  продолжают осваивать новое оборудование и новые виды продукции. Вместе с  новым заказом от итальянских  партнеров на фабрику привезли новую  машину для набивания пухом швейных  изделий. Для «Одемы» в новинку  не только это оборудование, но и  сама технология изготовления продукции. С целью обмена опытом и приобретения новых партнеров приднестровская  швейная фабрика в этом году уже  побывала на двух ярмарках – выставках  легкой промышленности в Москве и  Санкт-Петербурге.

     В швейном производстве февраль –  март – это межсезонье – время, когда заключаются договора, готовятся  к работе. В этом году пока у «Одемы»  есть заказы, а значит, фабрика будет  работать. 

3.2 Недостатки системы стимулирования персонала ЗАО «Одема»

     Анализ  деятельности предприятия показывает, что на предприятии не каких мероприятии  по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее время не проводится. Применяются не совершенные методы управления, которые распределения  и экономического стимулирования гасят  заинтересованность в полном использовании  фактически имеющихся резервов, у  работников нет заинтересованности в повышении эффективности производства. Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также  тем, что:

  • инициатива и предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот пресекаются;
  • фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а выделяется им из централизованных источников;
  • цеха не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

     В некоторые периоды функционирования предприятия ощущается временный  недостаток трудовых ресурсов. Проблема осложняется тем, то дополнительный набор кадров на предприятии не возможен по причине оптимального количества производственного персонала в  цехе. Таким образом, проблема состоит  в том, чтобы эффективным образом  и с минимальным объемом затрат смотивировать персонал для переработки  в период резкого повышения спроса. В настоящий же момент работник слабо  заинтересован в повышении результативности функционировании комбината.

     Данная  экономическая ситуация сложилась  в результате неэффективной организации  системы мотивации на предприятии, и как следствие, несоответствия затрат работника получаемому материальному вознаграждению. Все это проявляется в существовании понижающего коэффициента при оплате сверхурочного труда, отсутствии связи между заработком работника и финансовым результатом деятельности предприятия и др. Отмеченные проблемы могут быть решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации на предприятии.

     Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ЗАО «Одема» так же являются следующие  аспекты:

  • В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.
  • В некоторых случаях используется повременная оплата труда, при том, что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к значительному снижению производительности труда.
  • Оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности.

     Недостатки  системы стимулирования персонала  предприятия наиболее явно проявляются  в периоды максимального спроса на продукцию предприятия. В данные периоды коллектив комбината  не может обеспечить выпуска продукции  в нужном объеме, так как руководству  привлечь сотрудников к сверхурочной работе на добровольных началах не удается, а поиск новых сотрудников  для работы на непостоянной основе не представляется рациональным. Соответственно максимального запуска возможных  производственных мощностей у предприятия  не осуществляется. Эффективное стимулирование заинтересованности персонала в  повышении результативности функционирования предприятия возможно лишь при эффективной  корректировке системы мотивации  персонала.

     Целью управления сложившейся экономической  ситуацией должно стать, прежде всего, увеличение заинтересованности персонала  в повышении результативности функционирования предприятия для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного  увеличения емкости рынка. Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации  персонала путем развития имеющихся  и внедрения новых форм морального и материального стимулирования путем административных, экономических  и социально-психологических методов  управления.

     Для увеличения заинтересованности персонала  в результативности функционирования предприятия необходимо развивать  следующие компоненты мотивации:

     1. Развитие организационной культуры  предприятия (система общих для  всего персонала ценностных ориентаций  и норм). Основные инструменты:  Устав предприятия, открытые принципы  руководства и организации предприятия,  демократический стиль руководства.

     При использовании данного компонента могут быть достигнуты: понимание  и признание целей предприятия, ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов между работниками  предприятия.

     2. Система участия (участие работников  в распределении общего хозяйственного  результата, капитале предприятия  и развитие сотрудничества). Инструменты:  справедливое распределение результатов,  участие в капитале, развитие  отношений партнерства.

     Достигаются такие цели как: установка на кооперативность  в поведении, ориентации на соотнесение  затрат и результатов, готовность к  риску.

     3. Обслуживание персонала (все формы  социальных льгот, услуг и преимуществ,  предоставляемых работникам). Инструменты:  безопасность труда, охрана здоровья, создания условий для отдыха  и разгрузки, занятия спортом,  забота о работниках, нуждающихся  в помощи.

     Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с предприятием, повышение трудовой активности.

     4. Привлечение персонала к принятию  решений (согласование с работником  определенных решений, принимаемых  на рабочем месте, в рабочей  группе). Инструменты: делегирование  ответственности, добровольное участие  в принятие решений.

     Достигаемые цели: участие в принятие решений  на рабочем месте, вовлечение в дела предприятия.

     5. «Job» – факторы (мероприятия,  направленные на количественные  и качественные изменения рабочего  задания и поля деятельности). Инструменты: обогащение труда,  расширение зоны труда, ротация.

     Достигаемые цели: гибкость при выполнении рабочего задания, понимание производственных взаимосвязей, взаимная ответственность  и самостоятельность.

     6. Организация рабочего места (оснащение  рабочих мест техническими, эргономическими  и организационными вспомогательными  средствами с учётом потребности работников). Инструменты: технические и организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда.

     Достигаемые цели: удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие от работы и более качественное выполнение задания.

     7. Информирование работников (доведение  до работников необходимых сведений  о делах предприятия). Инструменты:  производственная документация, собрание  коллектива, отчеты о работе.

     Достигаемые цели: информированность о делах  предприятия, мышление и деятельность с позиции интересов предприятия.

     8. Оценка персонала (система планомерной  и формализованной оценки персонала  по определенным критериям). Инструменты:  различные методы оценки результатов  труда и возможностей работника.

     Достигаемые цели: положительное влияние на поведение, ответственность за свои действия. 

3.3 Система социально-психологических факторов  в управлении стимулированием персонала на ЗАО «Одема» 

     Социальным  развитием коллектива на ЗАО «Одема»  занимается специально созданное и  эффективно функционирующее объединения  социального развития. Объединение  социального развития занимается улучшением уровня жизни работников и членов их семей, созданием благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечением отдыха и лечения работников, оказанием жилищно-коммунальных услуг  и др. мероприятиями.                                                                                                                 Социальное объединение призвано выполнять разнообразные социальные программы, чтобы работники, члены их семей чувствовали себя лучше. В состав программ социального развития включаются следующие мероприятия: оказание автотранспортных услуг, ремонто-строительных услуг, обеспечение продуктами и питанием работников предприятия, профилактические мероприятия и лечение работников предприятия, услуги в области жилищно-экплуатационного управления, оказание ритуальных услуг, различные мероприятия в области культуры и спорта.                                                                                                    Социальные мероприятия финансируются из фонда социальной сферы, который формируется из прибыли предприятия в размере 40%.

     Каждое  лето дети работников предприятия отдыхают в различных детских пансионатах, из которых особая роль отводится  ДОП «Рассвет» на берегу Черного  моря в поселке городского типа Сергеевка. В один заезд этот лагерь способен принять 320 человек.                                                                                                        Если говорить о лечении работников предприятия, то оно осуществляется в медико-восстановительном центре ЗАО «Одема». Через фонд социального страхования предприятие получает льготные путевки с одноразовым или трехразовым питанием, а также курсовки. Бесплатную (частично платную) медицинскую помощь обеспечивают 14 штатных специалистов – врачей, работающих в собственном диагностическом центре, зубопротезная лаборатория, медико-восстановительный центр «Одема».                                               Кроме оздоровления работников и членов их семей предприятие заботится о питании своих сотрудников. Столовые и кондитерские цеха предприятия работают безупречно. В объединении организована индустрия питания, в которую входят всего 24 предприятия общественного питания: 6 столовых, 2 кафе, 8 буфетов, 3 кулинарных магазина, 2 кондитерских цеха.                                                  В объединении работает центр культуры «Мир» – это содружество профессиональных и самодеятельных коллективов: Эстрадно-духовой оркестр, профессиональный ансамбль «Стругураш».                                                                                    В объединении успешно функционирует отдел средств массовой информации. 5.12.1976 года вышла газета под первоначальным названием «Текстильщик», позже переименованная в «Одема».                                                                                 ЗАО «Одема» своевременно старается оказывать материальную помощь. Все работники предприятия имеют право написать заявление на материальную помощь. Предприятие делает все возможное, чтобы удовлетворите эту просьбу. Очень важно, что эта сумма помощи не остается неизменной, а растет вместе с повышением заработной платы.                                                                          Контроль за условиями труда работников ЗАО «Одема» осуществляется за счет эффективной работы следующих комиссий: по охране труда и проверке предприятия общественного питания, производственно-массовая комиссия, культурно массовая комиссия, комиссия по трудовым спорам, жилищно бытовая комиссия, комиссия социального страхования, оргкомиссия. Предприятие вплотную работает с клубом, инструктором по спорту. За счет профбюджета проводимые мероприятия обеспечиваются необходимыми подарками, призами.                                                                                         Предприятие оказывает материальную помощь пенсионерам.                                             Профком ЗАО «Одема» занимается распределением жилья. Только сейчас этот процесс принимает несколько иные формы. В последнее время строительство жилья не ведется. А на сегодняшний день в очереди на получение жилья стоят 276 человек. Кроме общей очереди на получение жилья есть очередь на расширение, льготные очереди: многодетных семей, участников боевых действий, сирот и по состоянию здоровья согласно постановлению министерства здравоохранения.                                                                             Основной задачей профсоюзов является защита прав и гарантий наших людей, работников предприятия. Еженедельно проводятся совещания совета председателей всех структурных подразделений, по мере необходимости проводятся заседания президиума, а также расширенные совместные заседания администрации и профкома.                                                                                              Вопросы, рассматриваемые на заседаниях, самые различные: распределение жилой площади в семейных общежитиях, состояние трудовой дисциплины в структурных подразделениях, организация общественного питания, состояние охраны труда и техники безопасности на предприятии, разбор писем и обращений по оказанию благотворительных акций, подготовка к проведению праздников, общественных мероприятий, осуществление контроля за выдачей заработной платы и своевременности расчетов с работниками по заработной плате, выполнение программы по обеспечению работников спецодеждой, спецпитанием, индивидуальными средствами защиты и многие, многие другие.     Таким образом видим, что социальное развитие коллектива находится на должном уровне. Руководство ЗАО «Одема» заботится о своих сотрудниках, об их семьях, создает все необходимые условия труда для эффективной работы специалистов.                                                                                                       Сложившаяся у руководителя система методов и приемов воздействия на подчиненных характеризует стиль его работы. Различают автократический (авторитарный), демократический, либеральный и некоторые другие стили руководства.                                                                                                                      В автократическом стиле преобладающую роль играют методы командования, принуждения подчиненных к выполнению единолично принятых руководителем решений.

     Характерной чертой демократического стиля является коллегиальная выработка решений, убеждение подчиненных в необходимости  их исполнения.

     Руководитель  либерального типа даст максимальную свободу членам коллектива, минимально вмешивается в деятельность организации, как правило, он недостаточно активен  и целеустремлен, склонен подчиняться  настроениям коллектива, избегает конфликтов.

     Существуют  также руководители-формалисты, которых  прежде всего волнует, как реагирует  на их действие начальство: они нервозны в деловых отношениях с людьми, явно благоволят к одним и придирчивы к другим, реже других помогают подчиненным  в работе, меньше заботятся об их благополучии.

     Встречается и «свойский» стиль, когда руководитель стремится быть справедливым со всеми, чаще других приходит людям на помощь, однако интересы дела он нередко готов  принести в жертву добрым отношениям с подчиненными.

     В зависимости oт обстановки руководитель должен гибко и умело использовать различные способы воздействия на подчиненных, применяя элементы того или иного стиля. Чаще всего руководители ЗАО «Одема» прибегают к демократическому стилю руководства, который оказывает наиболее благоприятное влияние на психологический климат в коллективе. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учётом мнения коллектива. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя – внутри группы, т.е. руководитель, ведёт себя как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых.

     Говоря  о использовании социально-психологических  методов стимулирования персонала  необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии  стимулирования служит открытость и  доверительность в отношениях между  руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической  ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих  секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.Меры по развитию системы мотивации персонала  на ЗАО «Одема» неизбежно требуют  усовершенствования применения социально-психологических  методов и концепций управления персоналом на предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических  методов в мотивации персонала:

Информация о работе Мотивация персонала коммерческого предприятия