Мотивация как функция управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении мотивации как функции управлении.

Также в данной курсовой работе можно выделить такие задачи: сущность мотивации в системе управления, основные теории мотивации, мотивирующие факторы.

Объектом изучения является система мотивации в сети магазинов «Техносила», а предметом изучения в свою очередь будет оценка мотивации труда в сети магазинов «Техносила».

Содержание

Введение……………………………………………………………....3


Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организации…………………………………………..5


1.1 Сущность мотивации в системе управления……………………5


1.2 Теории мотивации………………………………………………...8


Глава 2. Методы мотивации персонала…………………………15


2.1. Материальные методы мотивации……………………………..15


2.2. Нематериальные методы мотивации…………………………..20


2.3. Экономические методы мотивации……………………………23


Глава 3. Анализ системы мотивации в сети магазинов «Техносила»…………………………………………………………25


3.1. Общая характеристика компании «Техносила»……………..25


3.2. Оценка мотивации труда, используемая в компании………...27 «Техносила»


Заключение…………………………………………………………..30


Список использованной литературы……………………………….31

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
>     Потребности в безопасности и  защищенности подразумевают защиту  от физических и психологических  опасностей со стороны окружающего  мира и уверенность в том,  что физиологические потребности  будут удовлетворены в будущем.

   Потребности в принадлежности и причастности включает чувство принадлежности к чему – либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

   Потребности в признании и самоутверждении подразумевают самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих.

   Потребности самовыражения - это потребности  в реализации своих потенциальных  возможностей.

   Практические  выводы из концепции Маслоу:

   - потребности высших уровней не  могут стать мотивами, пока не  будут удовлетворены первичные  потребности (первых двух уровней);

   - чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей  они являются мотивами к активной  деятельности;

   - неудовлетворенные потребности  стимулирую работников, а удовлетворенные  перестают воздействовать, поэтому  их занимают другие неудовлетворенные потребности;

   - удовлетворение какой-нибудь одной  потребности не приводит к  автоматическому задействованию  потребности более высокого уровня.

   Концепция Маслоу оказала большое влияние  на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

     Во-первых, потребности по-разному  проявляются в зависимости от  многих ситуационных факторов (содержание  работы, положение в организации,  возраст и т.д.).

   Во-вторых, не всегда имеет место жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

   В-третьих,  удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключение из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослаблять, а, напротив, усиливать свое воздействие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения.

   В развитии теории А. Маслоу, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури предложили методы удовлетворения потребностей высших уровней работников на предприятии, а именно:

социальные  потребности:

  1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
  2. Создавать на рабочих местах дух единой команды.
  3. Проводить с подчиненными периодические совещания.
  4. Не стараться разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
  5. Создать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;

потребности в уважении:

  1. Предлагать подчиненным более содержательную работу.
  2. Обеспечить им обратную связь с достигнутым результатом.
  3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты.
  4. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
  5. Делегировать подчиненным дополнительные права полномочия.
  6. Продвигать подчиненных по служебной лестнице.
  7. Обеспечить обучение и переподготовку, которые повышают уровень компетентности;

потребности в самовыражении:

  1. Обеспечить подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
  2. Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
  3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.

   В теории приобретенных потребностей МакКлелланда рассматриваются три потребности, мотивирующие человека:

    • потребность соучастия, проявляющаяся в виде стремления  к дружеским отношениям с окружающими, получения от них поддержки. Для ее удовлетворения обладателям ее необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и прочее;
    • потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т.п.), состоящая в стремлении контролировать действия людей, брать на себя ответственность за их действия;
    • потребность достижения, проявляющаяся в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше.

     При этом подчеркивается, что  в настоящее время особенно  важны эти потребности высшего  уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены (в развитых странах).

   Причем  потребности достижения, соучастия и властвования в этой концепции не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепции Маслоу. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит  от их взаимовлияния.

   Лица  с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две в  принципе взаимоисключающие друг друга  группы. Первую составляю те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти ради того, что добиваться решения групповых задач.

   МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых  в его концепции потребностей (достижение, соучастие, и властвование) для менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

   Теория  двух факторов Фредерика Герцберга гласит, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами, т.е. к примеру, факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении приводили к увеличению удовлетворенности.

   Процесс «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека. Их называют мотивирующими и рассматривают как самостоятельную группу потребностей, которую обобщенно называют группой потребностей в росте. К ней относят: достижение, признание, ответственность, продвижение, саму работу, возможность роста.

   Процесс «неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие называют у работников чувство неудовлетворенности. В то же время наличие их не обязательно вызывает состояние удовлетворенности, т.е. они не играют мотивирующей роли. Их называют факторами «здоровья». Они могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем. К этим факторам относятся: заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте, распорядок и режим работы, контроль со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.

   Следовательно, при наличии у работников чувства  неудовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное внимание на факторы, которые ее вызывают, и делать все для ее устранения. В дальнейшем менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких результатов труда через достижение работниками удовлетворенности.

   Кроме указанных содержательных теорий мотивации также существуют процессуальные теории. Они говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно мотивировать людей на достижение желаемых результатов. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид повеления в процессе их реализации. Согласно этим теориям поведение личности является также функция его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

   Признание получили следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория равенства, модель мотивации Портера-Лоулера и концепция партисипотивного управления.

   Согласно  теории ожиданий наличие активной потребности  не является единственным необходимым  условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. В этой теории  система мотивации строится на количественных взаимосвязях между входом системы – затратами труда и ее выходом -  степенью удовлетворенности вознаграждением за вложенный труд. Например, исполнитель, повысив интенсивность своего труда на 20%, должен быть уверен в том, что степень удовлетворения вознаграждением от повышения интенсивности труда повысится не менее чем на 20%. Задача менеджмента  при этом сводится к разработке количественно обоснованной системы мотивации роста производительности или качества труда исполнителя.

   Основная  идея теории равенства, основателем  которой является Стейси Адамс, состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой, человек изменяет свое поведение.

   Человек испытывает чувство удовлетворенности, если соблюдается равенство, поэтому стремится к его поддержанию.

   Если  индивид считает, что вознагражден недостаточно или излишне, у него возникает чувство неудовлетворенности (во втором случае это чувство менее  выражено), он теряет мотивацию.

   Адамс выделяет шесть возможных реакций  человека на состояние равенства:

   - человек может решить для себя, что надо сократить затраты  труда;

   - индивид может предпринять попытку  увеличить вознаграждение, требовать  повышение заработной платы или  другого;

   -Человек может провести переоценку своих возможностей, решить, что неверно думал о своих способностях. При этом понижается уровень уверенности,  решит, что незачем увеличивать старания, так как то, что он получает, отражает  его возможности;

   - индивид может попытаться повлиять на организацию и сравниваемых лиц с целью заставить их увеличить затраты труда либо добиться уменьшения их вознаграждения;

   - человек может изменить для  себя объект сравнивания, решив,  что лицо, с которым он сравнивается, находится в особых условиях;

   - человек может перейти в другое  подразделение или организацию.

   Следовательно, руководству следует обеспечит  широкий доступ людей к информации о том, кто , за что и какое получает вознаграждение. Важно, чтобы существовала ясная система оплаты труда.

   Кроме того люди ориентируются на комплексную оценку труда. Оплата играет большую роль, но далеко не единственную.

   Руководству необходимо учитывать, что восприятие равенства и справедливости носит  субъективный характер, поэтому следует  проводить исследования, выясняя, как оценивается вознаграждение работниками, считают ли они его справедливым.

   Модель  мотивации Портера-Лоулера основана на тории ожидания и равенства. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят  от трех переменных: затраченных усилий, способностей и особенностей человека, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворения им.

   Концепция партисипативного управления основывается на следующем: если человек принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то получает от этого удовлетворение и работает с большей отдачей, более качественно и производительно, так как:

   - это дает работнику доступ к принятию решений по вопросам, связанным с его работой в организации, тем самым мотивирует его к лучшему выполнению работы;

Информация о работе Мотивация как функция управления предприятием