Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи – выживании фирмы в жёсткой конкурентной борьбе.

Актуальность данной курсовой работы в сфере управленческой деятельности мало квалифицированных работников и из – за этого в последствии происходит текучесть кадров.

Цель работы: доказать важность мотивации для успешного развития компании.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      

методы удовлетворения потребностей высших уровней:

Социальные  потребности
1) Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2) Создавать на рабочих местах дух единой команды.

3) Проводить с подчинёнными периодические совещания.

4) Не стараться разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5) Создать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.

Потребности в уважении
1) Предлагать подчинённым более содержательную работу.

2) Обеспечить рабочим положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3) Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчинёнными результаты.

4) Привлекать подчинённых к формулировке целей выработке решений.

5) Продвигать подчинённых по служебной лестнице.

6) Обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребности в самовыражении.
1) Обеспечивать подчинённым  потребности для  обучения и развития, которые позволили  бы полностью использовать  их потенциал.

2) Давать подчинённым  сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3) Поощрять и развивать  у подчинённых  творческие способности.

 

Менеджеры, действующие на международной  арене, также как  и их коллеги, действующие  внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для  удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчёт. Руководители должны всячески избегать явного предпочтения

сотрудников одной национальности другой.  Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми вы управляете за рубежом, обладают теми же потребностями  что и у вас  в стране.

     Проблемы  общения с руководством в компаниях:

     Опрос проведённый в  ряде российских компаний показал, что большинство  сотрудников удовлетворены  их отношениями с  руководством- 50%, 20% опрошенных не устраивает резкий тон начальства и 18% вовсе не устраивает руководство. 

1.3. Содержательные теории мотивации.

  Иерархия потребностей А.Маслоу.

Маслоу  утверждал, что поведение  человека зависит  от того, какой из пяти основных видов  потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в  одно и то же время  имеет потребности  всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей.

     Менеджер, который знает  уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и, следовательно, может выбрать наиболее эффективный «мотиватор».

     Рассмотрим  все пять уровней  иерархии потребностей Маслоу.(7.133)

     1. Физиологические  потребности.

     Состоят из основных, первичных  потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.

     2. Потребности в  безопасности.

     Как только физиологические  потребности удовлетворены, на передний план выходит  потребность в  безопасности. Эти  потребности отражают желание сохранить  уже полученные награды и положения и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь и лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.

     3. Социальные потребности.

     Когда достигнуто удовлетворение физиологических  потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в  дружбе, любви и  принадлежности. Как  «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

4. Потребности в  уважении.

Эти потребности могут  принимать две  различные формы. Первая – это потребность  в самоуважении, т.е. удовлетворение самим  собой. Самоуважение тесно связано  с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма – потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почётные звания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

5. Потребности в  самореализации и  самовыражении.

Когда удовлетворены потребности  четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворение потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

     Факт, что человеческие потребности можно расположить в иерархическом порядке, имеет важное значение. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

     Кроме этого, стоит учесть, что потребности низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня.

     Очень важное значение имеет  идея достаточности. Человек никогда  не испытывает чувства  полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей  хотят ещё больше денег, безопасности, друзей, уважения и  самоуверенности, независимо от того, сколько они уже добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

     При применении иерархии потребностей по А. Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением её популярности. Однако, с точки зрения конкретных действий руководства, подход А. Маслоу имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство из нас в одно и тоже время могут находиться на несколько уровнях иерархии потребностей.

     Также крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением  которых можно  мотивировать человека в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень  трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, от более значительных и реже встречающихся изменений (сдвигов) в человеческих потребностях.

     Сложность также возникает  при измерении  потребностей человека. Большинство из нас  испытывают большие  сложности в определении своих собственных потребностей и при расстановке приоритетов. Менеджер же, который должен создать мотивационную среду для многих своих подчинённых, сталкивается со сложнейшей задачей.(6.187) 

     Теория  мотивации МакКлеланда.

     В своей теории Дэвид  МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее  популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.

     Потребность в успехе лежит  в иерархии потребностей Маслоу где-то между  уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.

     Менеджеры, которые стремятся  понять, управлять  и создать мотивационную  среду для подчинённых  с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что  последние получают удовлетворение в  основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени – от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.

     Потребность во власти также находится  между потребностями  в уважении и самовыражении  Маслоу. Эта потребность  является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представлении человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым.

     То, что МакКлеланд называл  потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил  Маслоу. Эта потребность  отражает желание  человека иметь близкие, дружеские отношения  с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.

     Хотя  все члены любой  организации в  какой – то мере испытывают потребности  в успехе, власти и принадлежности, МакКлеланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:

    1. Так называемые институциональные менеджеры, которые испытывают большую потребность во власти, чем в принадлежности, и обладают высоким уровнем самоконтроля.
    2. менеджеры, у которых потребность во власти сильнее, чем потребность в принадлежности, но которые более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры.
    3. Менеджеры, у которых потребность в принадлежности сильнее потребности во власти и которые также открыты и социально активны.

     Исследования  показали, что менеджеры  первых двух типов  лучше управляют  своими отделами, в  основном из – за своей потребности  во власти.

     Работа  МакКлеланда показала, что потребность  в успехе можно  развить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого успеха и добиваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов менеджеров, описанных МакКлеландом.

     Теория  мотивации Л. Портера  – Э. Лоулера

     Комплексная процессуальная теория  мотивации, известная  как модель Портера  – Лоулера, построена  на основных элементах  теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в неё пять переменных величин:

    • Затраченные усилия
    • Восприятие
    • Полученные результаты
    • Вознаграждение
    • Уровень удовлетворённости

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала