Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:36, курсовая работа
Объектом курсовой работы является стимулирование и мотивация к труду персонала организации.
Предмет – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
Используются
следующие мотивационные
Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения – очевидная форма награды. Сомнение Херцберга в эффективности денег как средства мотивации заключается в том, что повышение зарплаты не приводит автоматически к повышению эффективности и производительности труда, хотя недостаток денег или задержка выплаты зарплаты однозначно приводит к росту недовольства, напряженности и снижению производительности труда. Но следует учитывать, что деньги являются средством достижения различных целей, прямо или непрямо связаны с удовлетворением многих потребностей.
Например,
в иерархии Маслоу деньги удовлетворяют
основные потребности выживания
и безопасности, они могут удовлетворять
и потребность в самоуважении,
в престиже и статусе, а также
желания вещемании и алчности.
Исследования показали, что деньги
наиболее привлекательны для определенной
группы сотрудников (25%) – молодых, напористых,
мобильных профессионалов, по сравнению
с другими группами лиц, которые
предпочитают престиж и статус (19%)
или удобства безопасной жизни и
общения с приятелями (18%). Ясно, что
все люди нуждаются в деньгах,
и требуется им платить необходимую
сумму для привлечения и: удержания
в организации. Единственным исключением,
выступают немногочисленные ситуации,
когда внутренняя привязанность
к работе превалирует над финансовыми
соображениями. Деньги могут вызывать
положительную мотивацию при
определенных, условиях, но Херцберг прав,
что неизменная систематическая
плата может и демотивировать.
Чтобы эффективно использовать деньги
как мотиватор и избегать их воздействия
как демотиватора, следует:
Зарплата – это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах применяются следующие поощрения:
Видный
английский психолог Дж. Браун утверждает,
что отсутствие информации о результатах
собственной работы часто становится
причиной инфантильности. Рядом исследований
подтверждено, что информирование исполнителя
о результатах его труда
Мотивация
не есть только вопрос раздачи наград.
Людям требуется знать, что их
ожидает в случае некомпетентного
или недобросовестного
Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение
достижений сотрудников мотивирует
их к улучшению дальнейшей деятельности,
если это поощрение разнообразно:
сама система зарплаты устроена так,
что связывает награду с
Упражнение
в руководстве, применение руководства
как ключевого фактора
В общем виде выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:
Основным фактором повышения продуктивности является научно-технический прогресс. Его реализация в значительной, степени зависит от разработки систем и методов управления, обеспечивающих стремление людей к нововведениям, к рационализаторским предложениям по улучшению продукции технологии и условий труда. Чем выше инициатива и творческая активность сотрудников, тем выше конкурентоспособность и эффективность фирмы.
Таким
образом, стало ясно, что отсутствие
мотивационных моделей на наших
предприятиях будет снижать эффективность
действующих систем управления и
социально-экономическую
Рассмотрев
основной теоретический материал по
мотивации и стимулированию персонала,
возникает потребность изучить
особенности стимулирующих
2.4.
Управление стимулированием
и мотивацией труда
персонала.
Разумеется,
что мотивационные и
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но, прежде всего:
Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий России длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна – единственная мотивационная модель «кнута и пряника», которая и сегодня не утратила своего применения.
Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).
Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.
Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.
Неэффективность функционирования действующих систем оценки можно подкрепить результатами ранее проведенного исследования на российских предприятиях. Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11,3% - не учитывают.
Пятая отличительная особенность состояла в том, что мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.
Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений).
Созданные
коллективным трудом социальные блага
предоставлялись в первую очередь
рабочим и только затем инженерно-