Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:36, курсовая работа
Объектом курсовой работы является стимулирование и мотивация к труду персонала организации.
Предмет – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
Три группы потребностей расположены иерархически. Однако Альдерфер считал, что движение идет в обе стороны, а не только снизу вверх, как в теории Маслоу. Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность – более высокого уровня.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Если, например, у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. В данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая потенциал мотивирования конкретного работника.
В
курсовой работе в наибольшей степени
использовалась иерархическая теория
Маслоу, на пяти основных уровнях человеческих
потребностей которой основывалось
проведённое социологическое
Однако
следует заметить, что все приведённые
модели и концепции не идеальны,
и каждая имеет свои плюсы и
минусы, изучению которых и посвящена
следующая глава курсовой работы.
2.2. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении.
Разумеется, что приведенные выше мотивационные модели не безупречны и их можно подвергнуть критике за имеющиеся в них недостатки в теоретическом и практическом аспектах. Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой на Л. Портера приходит к выводу и утверждает, что, например, модель Маслоу имеет следующие недостатки:
Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как организующую концепцию, а в известном смысле ее расплывчатость способствовала широкому признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии потребностей действуют среди рабочих и руководящих работников, у последних потребности в уважении и самовыражении часто не удовлетворены.
Думается,
критический взгляд Дж. О'Шонесси
и Л. Портера на мотивационную
модель Маслоу касается лишь теоретических
и методологических аспектов и в
отрыве от производственного процесса
и поведения человека в процессе
труда. Зачем, например, люди должны, работая
на производстве, жертвовать своей
жизнью ради выполнения своего долга.
В таких условиях человек часто
оказывается под воздействием или
несовершенства технологического процесса,
или недостаточного внимания со стороны
руководителя предприятия, стремящегося
к экономии затрат на создание комфортных
условий, ставя работника в
Не
осталась вне критики и мотивационная
модель Д. Макклеланда, который начал
с исследования не того, как человек
действует, а того, как он мыслит.
При этом Макклеланд использует так
называемую проектную методику, основанную
на том, что испытуемый словами описывает
показываемый ему рисунок. Основная
предпосылка заключается в том,
что чем более двусмысленным,
неясным является рисунок, тем с
большей степенью вероятности в
рассказе испытуемого проявятся (спроецируются)
его мотивы. Макклеланд утверждает,
что мысли, выраженные в таких
рассказах, можно сгруппировать
так, что они выразят три категории
человеческих мотивов. Это потребности:
Потребность
в достижении целей может быть
связана с несколькими
Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность в достижении целей. Она характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку. Высокая потребность в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании может в некоторых случаях приводить к неэффективности работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения. Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать работу для подчиненных, учитывая мотивацию последних. Существует мнение, однако, что этого еще не достаточно для высокой эффективности, что система вознаграждения (или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых и рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.
Хотя
модель Макклеланда может быть использована
для улучшения организационного
климата, составной частью которого
является мотивация персонала, в
его теории можно оспаривать многое,
в том числе методологию
К
сказанному можно добавить, что сегодня
нет такой мотивационной
Также
подвергается критическому анализу
и двухфакторная теория мотивации
Ф. Герцберга, которая отнесена к
категории «мотивационно-
В мотивационной модели Ф. Герберга отмечают три основных недостатка:
1. Данный подход на первый взгляд напоминает несколько видоизмененный гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь определить курс действий, следствием которого явились бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так как Герцберг точно определяет те условия, которые вызывают «страдания» или «психологический рост».
2. Кинг утверждает, что полемика по поводу двухфакторной теории Герцберга во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора. По мнению Кинга, наиболее вероятная версия такова: «Все мотиваторы, вместе взятые, вносят большой вклад в удовлетворение работой, чем совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы, вместе взятые, вносят больший вклад в неудовлетворенность работой, чем совокупность мотиваторов».
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства, применявшиеся для обоснования предпосылки «удовлетворение ведет к действию», не являлись экспериментальными.
Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию «Х» и теорию «У» Макгрегора.
Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории «Х», а именно:
1. Средний человек от природы ленив – он работает как можно меньше.
2.
Ему не достает честолюбия, он
не любит ответственности,
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4.
Он от природы противится
5. Он доверчив, не слишком сообразителен – легкая добыча для шарлатана и демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута» (угроза безработицы) и «пряника» (деньги).
Теория «У» придерживается следующего взгляда на человека:
1.
Люди не являются от природы
пассивными и не
2.
Мотивация, возможность
3.
Важная задача управления
Если
администрация разделяет
Теории
«Х» и «У» отражают полярные позиции
и взгляды. Но из сказанного следует,
что руководитель, обнаруживающий жесткое,
деспотическое поведение, должен придерживаться
положений теории «Х» однако, такого
однозначного соответствия между поведением
и взглядами нет.
Макгрегор
утверждает, что люди становятся такими,
какие они есть, потому что к
ним так относятся. Социолог не отрицает,
что поведение людей в
Таким
образом, противоречия, высказанные
разными авторами в части теоретических
и практических аспектов действующих
ныне мотивационных моделей, отнюдь
не приводят к их полному отрицанию,
наоборот, критические замечания, по
нашему мнению, главным образом направлены
на их совершенствование. Эффективность
или жизненность той или иной
модели можно проверить только путем
их апробации на практике с учетом
той среды, где они будут внедряться.
Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных
моделей на наших предприятиях будет
снижать эффективность
Вместе
с тем становится ясным, что мотивационные
модели могут приводить как к
положительным, так и отрицательным
социально-экономическим
Для того чтобы устранить негативные последствия мотивации Б. Карлоф предлагает следующие подходы:
1.
В драматической форме
2.
Показать группе невозможность
достижения поставленных целей.
3.
Посеять недоверие между
4.
Образовать «раскольнические»
5.
Объединить чувство
Таким
образом, рассмотрев основные теории и
концепции мотивации и
2.3. Мотивационные стратегии и методы.
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии: