Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:36, курсовая работа
Объектом курсовой работы является стимулирование и мотивация к труду персонала организации.
Предмет – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
Раздел 1. Введение.
Актуальность темы. Одной из составляющих кризисной ситуации в экономике является кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря трудом своей смыслообразующей функции, превращение труда из основы образа жизни в средство выживания.
Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала.
Проблемы
мотивации работников предприятий
любых форм собственности, всегда были
и остаются по сей день наиболее
актуальными независимо от общественно-политического
строя, который функционирует в
отдельно взятой стране и всего мирового
сообщества в целом, так как от
четко разработанных систем мотивации
зависит не только социальная и творческая
активность работников, но и конечные
результаты предприятий в их многогранной
социально-экономической
Актуальность
проблемы мотивации не оспаривается
ни наукой, ни практикой, так как
от четкой разработки эффективной системы
мотивации зависит не только повышение
социальной и творческой активности
конкретных работников, но и конечные
результаты деятельности предприятий
различных форм собственности и
сфер деятельности. Каждая в отдельности
модель мотивации существенно
Управление
человеческими ресурсами было и
остается в любом государстве
наиболее актуальной проблемой, сравниться
с которой не может никакая
другая проблема, так как правильным
разрешением проблемы управления трудом
во многом будет определяться поступательное
социально-экономическое
В
настоящее время вследствие как
отсутствия четкой программы выхода
из кризиса всего народно-
Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях, а не в масштабе страны в большей степени позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
Объектом курсовой работы является стимулирование и мотивация к труду персонала организации.
Предмет – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Цель
написания данной работы – исследование
теоретико-методологических основ и практических
приемов формирования мотивационного
комплекса, адекватного нынешнему этапу
развития рыночных отношений.
Раздел 2. Теоретическая часть.
2.1. Понятие мотивации и стимулирование персонала.
На
сегодняшний день под воздействием
исключительно субъективных условий
значительно снизилась
Мотивация – процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация – процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотивация имеет две формы:
Для эффективного мотивирования требуется:
1) разобрать
модель основного процесса
Процесс
мотивации начинается с какой-либо
ощущаемой неудовлетворенной
Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт снижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели. Некоторые приносят награду, а некоторые придут к провалу, наказаниям. Действия, которые приведут успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон аффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии). Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей.
Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведет к желательной цели. Сила ожидания может базироваться как на объективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте, но человек сталкивается с совершенно новыми ситуациями – в таких условиях мотивация будет наименьшей.
Изучение
человеческого поведения и
Из иерархической теории Маслоу можно выделить следующее, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации – высшей духовной потребности человека. Маслоу выделяет 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций:
5. Потребность в самореализации, самовыражении (стремление реализовать свои способности).
Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые I, II уровня.
Целесообразно выделить три основных уровня удовлетворения физиологических потребностей существования: минимальный, нормальный и уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования (СМ) обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей.
Нормальный уровень (СН) может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения СН-уровня целесообразно считать время, когда человек занят мыслями об удовлетворении нужд в пище, одежде, жилище и безопасности. Для СН-уровня это время не должно превышать 10% времени бодрствования. Объективной оценкой может стать потребительский бюджет, который эксперты считают достаточным для данного вида деятельности.
Уровнем роскоши (СР) предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше СН- и СО-уровней и становится самоцелью и средством демонстрации высокого общественного положения.
Свою классификацию потребностей, которые мотивируют руководителей, развил Д. Маккеланд:
1) потребность
достижения – как –
2) в привязанности (в теплых, приятельских отношениях с другими);
3) во
власти – потребности в
В отличие от Маслоу и Маккеланда двухфакторная теория Херцберга базируется на следующих положениях:
1. Некоторые
трудовые условия в случае, если
они отсутствуют, ведут к
2. С
другой стороны, существуют
Существуют
и другие классификации людских
потребностей. Одни авторы выделяют такие
человеческие потребности, как существования,
связи, и роста, другие – достижения,
соучастия и власти. Третьи предлагают
двухфакторную схему
Теория, потребностей, предложенная Клейтоном Альдерферо исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в три группы: потребности существования; потребности связи; потребности роста. Эти группы потребностей достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.