Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:45, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение мотивации, применение мотивационных программ и ее значение в организации. Изучение данной области предмета поможет так же в умении самостоятельно применять социально-психологические методы управления и грамотно выстраивать межличностные отношения, решать поведенческие задачи и выявлять причины недостаточной результативности организации, анализировать и конструировать организацию с позиции ее жизнедеятельности в общественной системе.
Введение
Глава 1.Понятие и сущность мотивации………………………………........
1.1 Сущность мотивационного процесса……………………………
1.2 Виды мотивации труда…………………………………………..
Глава 2. Теории мотивации………………………………………………….
2.1 Содержательные теории мотивации…………………………….
2.1.1Теория мотивации по А. Маслоу………………………………
2.1.2 Теория мотивации Фредерика Герцберга……………………
2.1.3 Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда………………….
2.2 Процессуальные теории мотивации…………………………….
2.2.1Теория ожидания В. Врума……………………………………
2.2.2 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………
2.2.3 Теория мотивации Л.С. Выгодского………………………….
Глава 3. Методы мотивации и их применение……………………………..
3.1 Материальная мотивация…………………………………………
3.2 Нематериальная мотивация……………………………………….
3.3 Самомотивация…………………………………………………….
3.4 Примеры использования методов мотивации в отделе продаж..
3.5 Способы для улучшения мотивации труда в организациях…...
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………...
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
1) Люди
должны регулярно узнавать о
позитивных и негативных
2) Они
должны сами составлять
3) Им
нужно предоставить
4) Они
должны нести определённую
5) У них
должна быть возможность
6) Они
должны отчитываться за
2.1.3 Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда
В своей
теории Дэвид Мак Клелланд утверждает,
что любая организация
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей А. Маслоу где - то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких - либо проблем и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала и до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. Мак Клелланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти и, что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияния на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым. То, что Мак Клелланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны. Хотя все члены любой организации, в какой - то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, Мак Клелланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:
1) Так
называемые институционные
2) Менеджеры,
у которых потребность во
3) Менеджеры,
у которых потребность в
Работа Дэвида Мак Клелланда показала, что потребность в успехе можно развить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого и добиваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов менеджеров, описанных Мак Клелландом.
2.2 Процессуальные теории
2.2.1Теория ожидания В. Врума
Большинство
современных процессуальных теорий
мотивации рассматривают
1) Ожидания
в отношении «затраты труда
- результатов» - это соотношение
между затраченными усилиями
и полученными результатами. Чем
сильнее ожидание, что усилия
приведут к желаемому
2) Ожидания
в отношении «результатов - вознаграждений»
- эти ожидания определённого
вознаграждения или поощрения
в ответ на достигнутые
Во - первых, уверенность возрастает, если обещания менеджера ясны и определённы.
Во - вторых, уверенность возрастает, если рабочий знает, что менеджер действительно обладает полномочиями по обеспечению желаемого вознаграждения.
3) Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - ценность полученного поощрения или вознаграждения.
Самая «популярная» проблема, возникающая по поводу ценности вознаграждения, заключается в том, что люди редко уделяют достаточно времени и внимания тщательной оценке своих потребностей. Более того, так как за деньги можно купить множество вещей, которые способны удовлетворить самые разные потребности, подчинённые очень часто входят в заблуждение и начинают верить, что деньги - это самое лучшее вознаграждение. Такие идеи приводят к разочарованию и неудовлетворению. Служащие, которые пытаются получить удовлетворение от работы только с помощью денег, часто страдают от недостатка самоуважения, чувства невостребованности своего интеллекта, навыков и способностей.
Маслоу использовал термин «доминирование» для определения общего уровня потребностей, удовлетворение которых будет руководить действиями людей. Но как менеджеру определить, какое из многочисленных вознаграждений является на данный момент средством удовлетворения потребностей того или иного подчинённого? Чтобы ответить на этот вопрос, Врум использует термин «валентность» для определения силы предпочтения того или иного вознаграждения.
По Вруму, валентность - это мера ценности или приоритетности. Валентность вознаграждения измеряется от высоко положительной (1.00) до строго отрицательной (- 1.00). Хотя понятие валентности является довольно абстрактным, оно позволяет людям сравнивать свои запросы. На основе общих теоретических предпосылок Врумом была построена модель теории ожидания. Мотивация человека направлена на комбинацию ожиданий, ценного и валентного вознаграждения, которая обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей.
Теория ожидания Врума предлагает несколько советов по улучшению действий менеджеров:
Процесс сравнения потребностей подчинённых с вознаграждениями, получаемыми ими от организации, должен быть систематическим.
Подчинённым
часто требуется помощь, чтобы
осознать связь между затраченными
усилиями, полученным результатом, вознаграждением
и удовлетворением
Так как
для разных людей приоритетными
являются самые разнообразные
Менеджеры
должны усилить мотивационный
2.2.2 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в неё пять переменных величин:
-затраченные усилия
-восприятие
-полученные результаты
-вознаграждение
-уровень удовлетворённости
Содержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определённых результатов и получить вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения.
Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же, как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоутверждения), и внешними (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе).
Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворённости, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.
Портер и Лоулер, на основе анализа предложенной модели, сделали вывод о том, что результативный труд ведёт к удовлетворению. Это заключение ранних теорий человеческих отношений, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворённые работники дают лучшие результаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации
2.2.3 Теория мотивации Л.С. Выгодского
Среди отечественных учёных наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определённый момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путём. «Не хлебом единым жив человек». Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Исходя
из системного представления человеческой
деятельности, можно утверждать, что
человек принимает решения на
уровне регулирования, адаптации и
самоорганизации. Соответственно, и
потребности должны быть реализованы
на каждом из указанных уровней
Глава 3.Методы мотивации и их применение
Существуют три основных метода мотивации (табл.1)
Материальная |
Нематериальная |
Самомотивация |
прямая |
косвенная |
Повышение привлекательности труда в данной организации за счет:
возможности карьерного роста
получения права совещательного голоса при принятии решений руководством
повышения квалификации
организации гибкого графика работы |
повременная/сдельная оплата труда
премирование трудовых достижений
участие в доходах компании
оплата обучения |
предоставление льгот для
льготы на проезд в транспорте
организация питания на предприятии |
3.1 Материальная мотивация
Деньги как мера стоимости и эквивалент труда являются универсальным инструментом для премирования. Надо помнить, что в вопросе материальной мотивации определяющим будет не мнение работодателя о том, насколько выплачиваемое вознаграждение соответствует труду работника, а как раз именно человек сам решает, насколько же зарплата адекватна его труду. Даже некоторые профессионалы вследствие низкой самооценки работают за меньшие деньги, чем могли бы. И, наоборот, очень часто бонусы, которые получаются без особых усилий, сотрудниками воспринимаются как должное. Когда заходит речь о том, что ради премии надо будет дополнительно постараться, то это рождает бурю эмоций. Если бонусы долгое время остаются на одном и том же уровне, то активность персонала постепенно угасает. В вопросе материальной мотивации важно вести грамотную политику.
Информация о работе Мотивация и результативность в организации