Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить, какую роль играет процесс мотивации трудовой деятельности в управлении предприятия ОАО «ЖБК-1».
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и методологические аспекты мотивации;
- изучить идеи содержательных теорий мотивации в практике управления;
- оценить механизм мотивации в ОАО «ЖБК-1»
- рассмотреть основные направления совершенствования системы мотивации в ОАО «ЖБК-1».
По
теории Маслоу, все эти потребности
модно разложить в строгую
иерархическую структуру, в которой
они располагаются в
Можно согласиться с Маслоу в том, как он разделил потребности по группам, но, во-первых, поведение человека не всегда определяет нижняя неудовлетворённая потребность (например, человек из чувства собственного достоинства может пренебречь своей безопасностью) и, во-вторых, если потребность удовлетворена, то она не всегда прекращает мотивирующее воздействовать (допустим, потребность в уважении).
Теория МакКлелланда. Справедливо полагая, что модель Маслоу не полностью отражает систему потребностей человека, Д. МакКлелланд предложил дополнить её потребностями успеха, власти и соучастия. Уразных людей может доминировать та или другая из них. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится между потребностями в уважении и самовыражении. Люди, ориентированные на власть, прояляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стемящиеся отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. Люди с мотребностью власти – это не обязательно люди рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее употребляемом значении этого слова.
Потребность успеха также находится где-то между потребностью в уважении и самовыражении. Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя.
Мотивация на оновании потребности причастности по МакКлелланда схода с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, наладивании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут увлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
Теория Герцберга. Следующей попыткой расширить и перегруппировать круг изучаемых потребностей стала двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга, выделившая в отдельные группы факторы здоровья, которые связаны с условиями, оплатой труда и социальными благами, и мотивирующие факторы: карьеру, успех, творчество, самовыражение, высокую степень ответственности. Факторы первой группы, по мнению Герцберга, не являются мотивирующими, а всего лишь позволяют избежать неудовлетворённости работой.
Истинной мотивацией служат факторы только второй группы, связанные непосредственно с характером и сущностью самой работы, обогащение содержания труда. Эта двухфакторная модель значительно расширила область мотивационных исследований и эффективно использовалась в ряде фирм. Вместе с тем она имела тот же недостаток. Что и предыдущие теории абстрагировалась от психологических особенностей каждого индивида, предполагая однозначную реакцию любого работника на определённый мотивационный фактор и исключая вероятностный характер мотивации.
Теория Альдерфера. Из необходимости объединить потребности в отдельные группы исходил и К. Альдерфер в своей теории ERG. Он выделил три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические и потребности безопасности, за исключением трудовой безопасности. Потребности связи корреспондируются с группами потребностей принадлежности и причастности, отражают социальную природу человека. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения, признания и самореализации. При этом движение, в отличие от пирамиды Маслоу, идёт не только вверх по иерархии. Но и вниз (фрустрация) при невозможности удовлетворить потребности верхнего уровня. При этом возможно также переключение с одной конкретной деятельности на другую. Если, скажем, у организации не имеется возможности удовлетворить потребность человека в продвижении, то она может переключиться на потребность связи, создав соответсувующую этому социальную среду в коллективе. Это вызовет процесс регрессии с верхнего уровня на нижний, но мотивационный эффект в определённой степени будет достигнут.
В основу всех рассмотренных теорий заложено изучение потребностей и их мотивационного воздействия на человека. Вместе с тем в каждой теории присутствуют и принципиально новые взгляды на движение потребностей и характер их мотивирующего влияния на человека. В теории Альдерфера двидение осуществляется не только по иерархии снизу вверх (как у Маслоу), но и в противоположном направлении. МакКлелланд вводит идею о постоянном совершенствовании самой иерархии путём приобретения и развития новых потребностей под влиянием жизненнго опята окружающей среды.герцберг установил. Что не все потребности постоянно мотивируют человека, а только те их них, что ведут к развитию состояния удовлетворения.
Савременными
содержательными теориями установлено.
Что у человека существует примерно
15 общих потребностей, не сводимых одно
к другой и не взаимозаменяемых; каждая
из нах оказывает в разные моменты времени
своё влияние на поведение работника в
зависимости от степени её насущности,
удовлетворённости, а также от свойств
относительности и случайности потребностей.
Методы
мотивирования персонала могут
быть самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
- материальное поощрение;
- организационные методы;
- морально-психологические.
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату, и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка, при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность
материальным вознаграждением, его
справедливым уровнем мотивирует инициативу
людей, формирует у них приверженность
организации, привлекает к ней новых
работников. Хотя труд в нашей стране,
в отличие от высокоразвитых стран,
на сегодняшний день рассматривается,
в основном, лишь как средство заработка,
можно предположить, что потребность
в деньгах будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после
которого деньги станут условием нормального
психологического состояния, сохранения
человеческого достоинства. В этом
случае в качестве доминирующих могут
выступить другие группы потребностей,
связанные с потребностью в творчестве,
достижении успехов и другие. Для
руководителя очень важно умение
распознавать потребности работников.
Потребность более низкого
Конечно,
ни одна система материального
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как
отмечалось, кроме экономических (материальных)
способов мотивации существуют не экономические,
а именно: организационные и морально-
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
- участие в делах организации (как правило, социальных);
- перспектива приобрести новые знания и навыки;
- обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
-
создание условий,
- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
-
признание (личное и публичное,
-
высокие цели, воодушевляющие людей
на эффективный труд (любое задание
должно содержать в себе
- атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый
рядом авторов, рост роли экономических
методов управления в России связан,
прежде всего, с формированием и
совершенствованием рыночной экономической
системы. В условиях рынка экономические
методы управления неизбежно получат
дальнейшее развитие, повысится действенность
и результативность экономических
мотивов, что позволит поставить
каждого работника и коллектив
в такие экономические условия,
при которых появиться
Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная
схема классификации методов
мотивирования является классической.
В современном менеджменте
1.
Экономические мотивы всех
2.
Управление по целям. Эта
3.
Обогащение труда - эта система
в большей степени относится
к неэкономическим методам и
означает предоставление людям
более содержательной, перспективной
работы, значительной
4.
Система участия - в настоящее
время существует в