Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:51, курсовая работа
Целью данной работы - на основе изучения существующих теорий мотивации выявить основные мотивационные направления для повышения производительности труда персонала предприятия.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие процесса мотивации;
2) рассмотреть основные существующие теории мотивации;
3) выявить особенности формирования мотивов труда персонала;
4) указать пути повышения производительности труда за счет совершенствования мотивации.
Введение 3
1 Теоретические аспекты процесса мотивации 5
1.1 Сущность, содержание и структура процесса мотивации 5
1.2 Содержательные теории мотивации 8
1.3 Процессуальные теории мотивации 11
2 Мотивация как способ повышения производительности труда работников 14
2.1Особенности формирования мотивов труда персонала 14
2.2 Роль различных методов в повышении мотивации к труду 19
2.3 Пути повышения производительности труда за счет совершенствования мотивации работников к труду 22
Заключение 26
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Кандидат эконом.наук
_______________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления»
Мотивация
деятельности в менеджменте
Студент
Руководитель
канд.социол.наук,
доцент ____________________
Нормоконтролер
ст. преподаватель
Содержание
Введение
1 Теоретические
аспекты процесса мотивации
1.1
Сущность, содержание и структура
процесса мотивации
1.2
Содержательные теории
1.3
Процессуальные теории
2 Мотивация как способ повышения производительности труда работников 14
2.1Особенности формирования мотивов труда персонала 14
2.2 Роль различных методов в повышении мотивации к труду 19
2.3
Пути повышения производительности труда
за счет совершенствования мотивации
работников к труду
Заключение
Список
использованной литературы
Проблема мотивации персонала является одной из стрежневых в современном менеджменте. Радость от работы, партнерские отношения внутри фирмы, скрупулезное планирование в сочетании со свободой принятия решений — эти идеи предлагались теоретиками менеджмента и маркетинга давно, и сравнительно недавно их начали сопоставлять с системой мотивации персонала, понимая под мотивацией создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей.[1]
Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Обычно это оказывается успешным, хотя, по существу, и неверно. Следует рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить - они чрезвычайно сложны. Многочисленные теории мотивации – яркое тому подтверждение.
Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Овладев
современными моделями мотивации, руководитель
сможет значительно расширить свои
возможности в привлечении
Актуальность
темы курсовой работы проявляется в
том, что путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Наиболее эффективно это можно рассмотреть на примере коллективной деятельности людей в организации, то есть на примере мотивации их трудовой деятельности руководством организации.
Целью данной работы - на основе изучения существующих теорий мотивации выявить основные мотивационные направления для повышения производительности труда персонала предприятия.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1)
дать понятие процесса
2) рассмотреть основные существующие теории мотивации;
3)
выявить особенности
4)
указать пути повышения
Данная тема является достаточно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий посвященных вопросам связанных с процессом мотивации, способов мотивирования персонала в организации. Авторами этих статей являются практикующие менеджеры, консультанты в области управления персоналом такие как Сурков С.А., Ярных В., Чернышева Л. и ряд других. Достаточно часто в своей работе я обращалась к психологам, социологам и экономистам таким, как Занковский А.Н., Соломанидина Т.О., Кнорринг В.И., Хорошильцева Н.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по управлению мотивацией, психологии, теории управления, а также статьи в периодических изданиях.
1 Теоретические аспекты процесса мотивации
1.1
Сущность, содержание и структура
процесса мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Фактически, ситуацию можно представить так, что на каждого индивида действуют две внешних силы — противодействие окружающей среды, которая мешает ему продуктивно работать, лишает интереса к жизни и работе, и мотивирующие действия организации в лице вышестоящих менеджеров, которые изыскивают все доступные им возможности, для того чтобы создать интерес к работе. Собственные устремления индивида также помогают этой деятельности, реализуясь в виде сил, соответствующих заложенным в каждом человеке потенциалам.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека и мотивов. [2]
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действии. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. [3]
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. [4]
Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации. [5] Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей раздражения, вызывающих действие определенных мотивов. [2] В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия. [6]
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. [7]
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.