Модели поведенческих реакций по К. Томасу

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является американский психолог и опросник Кеннета У. Томаса.
К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас обратил акцент во изменении традиционного отношения к конфликтам. По мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

Работа содержит 1 файл

Презентация- текст.docx

— 27.72 Кб (Скачать)

Модели поведенческих  реакций по К. Томасу

 

1-ый слайд: Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является американский психолог и опросник Кеннета У. Томаса.

К. Томас исходил из того, что  людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими  управлять.

В своем подходе к изучению конфликтных  явлений К. Томас обратил акцент во изменении традиционного отношения к конфликтам. По мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

2-ой слайд: Идея, находящаяся в основе «Системы Томаса», состоит в том, что в поведении каждого человека в разной степени могут проявляться четыре фактора:

- Доминирование — ориентированность на результат, соперничество, целеустремленность, враждебность, решительность, стратегическое мышление и проч.

- Влияние — ориентированность на общение, построение взаимоотношений, дружелюбие, эмоциональность, оптимистичность и проч.

- Постоянство — ориентированность на безопасность, постоянство, стабильность, терпеливость, мягкость, дружелюбие, последовательность.

- Соответствие — ориентированность на логику, стандарты, самодисциплинированность, перфекционизм, аккуратность, точность, практичность.

С одной стороны, большинство людей  проявляют сочетание нескольких качеств, поэтому стиль поведения  индивидуума определяется комбинацией  этих реакций. С другой — эта комбинация определяет наш автопортрет, который  мы стремимся сохранить, и это  — предпочитаемый нами стиль поведения. Помимо профильного анализа личности, «Система Томаса» позволяет также  проводить профильный анализ должности  и командный аудит, который дает возможность осуществить анализ команды и охарактеризовать ее с  точки зрения вклада каждого из ее участников. 

3-ий слайд:   Система Томаса используется для решения следующих задач:

- Аудит персонала – быстрое определение психологических качеств и поведенческих характеристик сотрудников

- Внешнее и внутреннее рекрутирование – решение проблемы подбора «нужного человека на нужное место»

- Совершенствование и развитие руководства - знание характеристик персонала позволяет руководителю использовать их с максимальной пользой для самого персонала и для предприятия

- Гарантия качественного управления – управление на всех уровнях реализуется, опираясь на разработанные совместно с персоналом требования и основания

- Эффективное командообразование – налаживание коммуникаций между сотрудниками, координирование проектных групп и развитие группы

- Реорганизация – соблюдение принципа соответствия качеств сотрудника и требуемых качеств должности – «нужный человек на нужном месте»

- Стратегическое развитие персонала - планирование образования и развития компетенций в соответствии с потребностью предприятия находиться на высоком уровне, достигать поставленных целей или повышать уровень компетенции сотрудников

- Диалог сотрудничества - эффективная коммуникация между руководителем и сотрудником, благодаря достоверному знанию качеств партнера по диалогу

- Коммуникация и сотрудничество - хорошо налаженная коммуникация и эффективное сотрудничество - залог использования самых сильных сторон каждого сотрудника

- Работа с конфликтами – решение любых конфликтных ситуаций посредством эффективного диалога, основанного на знаниях о качествах и потребностях индивида

- Индивидуальная мотивация – знание того, что мотивирует и демотивирует сотрудника позволяет принимать верные управленческие решения

- Развитие личности – знание своих сильных и слабых сторон позволяет развивать и укреплять сильные, опираясь на них в работе

- Развитие карьеры - четкое определение того, в какой сфере личностные качества индивида позволят ему максимально эффективно использовать свой потенциал

- Развитие продаж - исходя из индивидуальных качеств индивида, сделать его более успешным продавцом, повысив способности продавца модифицировать свое поведение под каждого конкретного покупателя и под каждую конкретную ситуацию.

 

4-ый слайд: Таким образом, система Томаса имеет свои плюсы и минусы, составляющие в следующем:

- Простота  и доступность для понимания;

- Возможность  получения быстрых результатов;

- Отсутствие  убедительных теоритических обоснований;

- Хорошо налаженная система поддержки пользователей и интерпретации результатов;

- Данные о надежности не были подтверждены на отечественной выборке;

- Внедрение  «Системы Томаса» требует немалых  финансовых затрат;

- Анализ  оценки своих качеств кандидатом  может быть ситуативным и не  соответствовать реальному положению  дел.

 

5-ый слайд: Модели поведения и типы конфликтных личностей

Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:

- Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.

- При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.

- Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена  предметом конфликта, условиями  конфликтной ситуации, особенностями  межличностных отношений и индивидуально-психологического состояния субъектов конфликтного противостояния. Модели поведения определяют действия участников конфликта, его динамику и способы разрешения.

6-ой слайд: Стратегии поведения в конфликте

В 1972 году Кеннет Томас совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Оценка интересов в конфликте  – это качественная характеристика выбираемого поведения.

  7-ой  слайд: В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. Они исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. 

8-ой слайд: На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на:

9-ый слайд:  Приведем описание основных стратегий:

  • Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая  собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины  «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а  оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий  стратегию уступки, жертвует личными  интересами в пользу интересов соперника.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты:

- Иногда в такой стратегии  отражается тактика решительной  борьбы за победу. Уступка здесь  может оказаться лишь тактическим  шагом на пути достижения главной  стратегической цели.

- Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

- Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии  уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех  случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной  ситуации.

10-ый слайд:

  • Уход или избегание, уклонение  предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно  учитывать два варианта ее проявления:

- когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

- когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным  изменениям. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а  сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

11-ый слайд: 

  • Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений.

Стратегия сотрудничества характеризуется  высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует  учитывать некоторые обстоятельства:

- Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

- Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Такое поведение ориентировано  не на отстаивание своих интересов  любой ценой, а на поиск совместного  решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет  одинаково высокую ценность, как  для Вас, так и для соперника.

12-ый слайд:

  • Принуждение (борьба, соперничеств или противоборство, конкуренция) выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости  антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения.

Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта  из-за ухудшения взаимоотношений.

13-ый слайд: 

Информация о работе Модели поведенческих реакций по К. Томасу