Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является американский психолог и опросник Кеннета У. Томаса.
К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас обратил акцент во изменении традиционного отношения к конфликтам. По мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
Модели поведенческих реакций по К. Томасу
1-ый слайд: Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является американский психолог и опросник Кеннета У. Томаса.
К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас обратил акцент во изменении традиционного отношения к конфликтам. По мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
2-ой слайд: Идея, находящаяся в основе «Системы Томаса», состоит в том, что в поведении каждого человека в разной степени могут проявляться четыре фактора:
- Доминирование — ориентированность на результат, соперничество, целеустремленность, враждебность, решительность, стратегическое мышление и проч.
- Влияние — ориентированность на общение, построение взаимоотношений, дружелюбие, эмоциональность, оптимистичность и проч.
- Постоянство — ориентированность на безопасность, постоянство, стабильность, терпеливость, мягкость, дружелюбие, последовательность.
- Соответствие — ориентированность на логику, стандарты, самодисциплинированность, перфекционизм, аккуратность, точность, практичность.
С одной стороны, большинство людей проявляют сочетание нескольких качеств, поэтому стиль поведения индивидуума определяется комбинацией этих реакций. С другой — эта комбинация определяет наш автопортрет, который мы стремимся сохранить, и это — предпочитаемый нами стиль поведения. Помимо профильного анализа личности, «Система Томаса» позволяет также проводить профильный анализ должности и командный аудит, который дает возможность осуществить анализ команды и охарактеризовать ее с точки зрения вклада каждого из ее участников.
3-ий слайд: Система Томаса используется для решения следующих задач:
- Аудит персонала – быстрое определение психологических качеств и поведенческих характеристик сотрудников
- Внешнее и внутреннее рекрутирование – решение проблемы подбора «нужного человека на нужное место»
- Совершенствование и развитие руководства - знание характеристик персонала позволяет руководителю использовать их с максимальной пользой для самого персонала и для предприятия
- Гарантия качественного управления – управление на всех уровнях реализуется, опираясь на разработанные совместно с персоналом требования и основания
- Эффективное командообразование – налаживание коммуникаций между сотрудниками, координирование проектных групп и развитие группы
- Реорганизация – соблюдение принципа соответствия качеств сотрудника и требуемых качеств должности – «нужный человек на нужном месте»
- Стратегическое развитие персонала - планирование образования и развития компетенций в соответствии с потребностью предприятия находиться на высоком уровне, достигать поставленных целей или повышать уровень компетенции сотрудников
- Диалог сотрудничества - эффективная коммуникация между руководителем и сотрудником, благодаря достоверному знанию качеств партнера по диалогу
- Коммуникация и сотрудничество - хорошо налаженная коммуникация и эффективное сотрудничество - залог использования самых сильных сторон каждого сотрудника
- Работа с конфликтами – решение любых конфликтных ситуаций посредством эффективного диалога, основанного на знаниях о качествах и потребностях индивида
- Индивидуальная мотивация – знание того, что мотивирует и демотивирует сотрудника позволяет принимать верные управленческие решения
- Развитие личности – знание своих сильных и слабых сторон позволяет развивать и укреплять сильные, опираясь на них в работе
- Развитие карьеры - четкое определение того, в какой сфере личностные качества индивида позволят ему максимально эффективно использовать свой потенциал
- Развитие продаж - исходя из индивидуальных качеств индивида, сделать его более успешным продавцом, повысив способности продавца модифицировать свое поведение под каждого конкретного покупателя и под каждую конкретную ситуацию.
4-ый слайд: Таким образом, система Томаса имеет свои плюсы и минусы, составляющие в следующем:
- Простота и доступность для понимания;
- Возможность получения быстрых результатов;
- Отсутствие
убедительных теоритических
- Хорошо налаженная система поддержки пользователей и интерпретации результатов;
- Данные о надежности не были подтверждены на отечественной выборке;
- Внедрение
«Системы Томаса» требует
- Анализ
оценки своих качеств
5-ый слайд: Модели поведения и типы конфликтных личностей
Исследования позволили
- Конструктивная модель поведени
- При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.
- Конформистская модель характер
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, условиями конфликтной ситуации, особенностями межличностных отношений и индивидуально-психологического состояния субъектов конфликтного противостояния. Модели поведения определяют действия участников конфликта, его динамику и способы разрешения.
6-ой слайд: Стратегии поведения в конфликте
В 1972 году Кеннет Томас совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения.
7-ой слайд: В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. Они исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество.
8-ой слайд: На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на:
9-ый слайд: Приведем описание основных стратегий:
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты:
- Иногда в такой стратегии
отражается тактика
- Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.
- Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
10-ый слайд:
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
- когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
- когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
11-ый слайд:
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Анализируя стратегию
- Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
- Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность, как для Вас, так и для соперника.
12-ый слайд:
Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
13-ый слайд:
Информация о работе Модели поведенческих реакций по К. Томасу