Модели и основные методы, применяемые при разработке управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – всестороннее теоретическое изучение методов и моделей, применяемых при разработке управленческих решений.

Основными задачами исследования являются:
Выявить особенности решений в сфере управления, дать определение управленческим решениям
Показать роль научных моделей и методов, применяемых при разработке управленческих решений
Исследовать и дать понятие основным подходам к разработке управленческих решений
Исследовать процесс разработки и принятия решения на примере ЗАО «Ярославль-Резинотехника»

Содержание

Введение……………………………………………………………………....4

1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект.….7

1.1. Сущность управленческих решений…………….………….…………..7

1.2. Основные подходы к разработке управленческих решений…………14

2. Методология и методы принятия решений……………………...……...20

2.1. Моделирование как метод принятия решений……….………………20

2.2. Прогнозирование как метод принятия решений………………..…….26

3. Анализ и принятие управленческих решений в ЗАО «Ярославль-Резинотехника»………………………………………………………………30

3.1. Характеристика ЗАО «Ярославль-Резинотехника»………….……….30

3.2. Анализ разработки и принятия управленческих решений в ЗАО «Ярославль-Резинотехника»..……………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………….…..39

Список использованной литературы…….…………………………………41

Приложения………………………….……………………………………….42

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Патрикеева..doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Принятие  решений в управлении – более  систематизированный процесс, чем  в частной жизни, так как менеджер выбирает направление действий не только для одной личности, а чаше всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится,  существуют различия в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого работника в организации. Ошибки в принятии управленческих решений могут привести к большим негативным последствиям.

     Ответственность за принятие важных организационных  решений – тяжелое моральное  бремя, что особенно ярко проявляется  на высших уровнях управления. Поэтому  при принятии решений менеджер использует весь имеющийся у него опыт профессиональной работы, знания, результаты анализа конкретной ситуации. Качество решения зависит от компетентности руководителя, глубины знания им дела, опыта управления.

     Можно говорить, что при принятии управленческого  решения руководителем используется три элемента человеческой психики: ум, чувство и воля. Ум предполагает использование знаний, логического мышления, научных методов при принятии решений. На основе этого осуществляется анализ вариантов решений. Такое решение может быть получено как в результате осознанного поиска с расчетами и экспериментами, так и в результате подсознательного процесса мышления – интуиции. Характерной особенностью интуиции является скрытность логического вывода. Человек не может объяснить, как на основе интуиции логически получено решение. Чувство характеризует субъективный характер принятия решения. Это находит свое отражение в предпочтениях лица, принимающего решения. Предпочтения – это синтетическое сочетание рациональности вариантов решений и мотивов поведения лица, принимающего решения, его интересов. Лицо, принимающее решения также должно использовать свою волю как при выборе решения, так и при его реализации. Такая необходимость определяется тем, что лицо, принимающее решение формирует решение через борьбу интересов и мнений. Поэтому чтобы принятое решение было реализовано нужно приложить много энергии, преодолеть сопротивление отдельных лиц и организаций, найти союзников.

     Научную сторону принятия решений составляет, прежде всего теория принятия решений, в которой содержится система  основных идей, описываются закономерности процесса принятия решений, определяются методы и технологии принятия решений. Научный подход не отвергает решение, основанное на интуиции. Искусство управленца должно дополнять научные методы, обогащать их. Принимая решение, современный руководитель наряду с количественными результатами вычислений должен учитывать множество обстоятельств. Уступая компьютеру в скорости и точности вычислений, человек тем не менее обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками. [6, 15] Эффективное управленческое решение, по мнению ведущих специалистов в области принятия решений, является сплавом профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку принятие решений одновременно и наука и искусство. [7, 47]

     В теории принятия решений часто используется термин «лицо, принимающее решение» (ЛПР). Понятие ЛПР  - собирательно. Это может быть одно лицо – индивидуальное ЛПР – или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение, - групповое ЛПР. Так как в управленческой практике чаще используется термин «руководитель», то в нашем исследовании этот термин будет использоваться чаще, чем более научный термин «лицо, принимающее решение». Индивидуальное ЛПР и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.

     Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный  процесс, состоящий из ряда этапов и  стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему. В настоящее время ученые предлагают несколько вариантов подготовки решений: четыре этапа (Абчук), пять этапов (Мескон), одиннадцать этапов (Саймон) и другие. Но сама процедура, шаги, остаются неизменными или приблизительно одинаковыми. Процесс решения проблемы мы представим как состоящий из трех стадий. Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

    • Признание проблемы
    • Формулирование проблемы
    • Определение критериев успешного разрешения проблемы

     По  мнению российских исследователей, если исходить из того, что решение –  это организационная реакция  на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы. [4, 436] Действительно, признание проблемы является необходимым условием для её решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

     Поскольку ресурсы для решения проблем  ограничены, следует ранжировать  проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. На практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает возможности  менеджера по их решению в рамках имеющегося у него времени.

     Вторая  стадия состоит в выработке решения  и включает такие этапы, как:

    • Разработка альтернатив
    • Оценка альтернатив
    • Выбор альтернативы

     Каждое  новое решение в управлении возникает  на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, произошедшими во внешней среде.

     Завершающая стадия – выполнение решения.

    • Организация выполнения решения
    • Анализ и контроль выполнения решения
    • Обратная связь и корректировка

     Выполнение  решения – это устранение проблемы, его породившей, по отношению к  которой было принято решение. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров на этой стадии является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено. Процесс принятия разработки и принятия решений наглядно проиллюстрирован в Приложении 2.

     Управленческое  решение составляет основу процесса управления. Ряд управленческих решений  может быть представлен набором более мелких решений, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. Менеджер должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки, соединяющей поставленную цель и конкретный результат. [8, 20] Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если это необходимо, принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования организации, должны отменяться. Появление противоречащих друг другу решений – следствие плохого понимания законов функционирования организации, проявления низкого уровня управленческой культуры.

     Принятие  решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

     Чем выше профессионализм менеджера, тем  более эффективные решения он принимает, тем выше процент решений, приводящих к достижению поставленных целей. Хороший менеджер никогда не уклоняется от решения возникающих проблем. Поскольку, как справедливо отмечено в работе одного из российских исследователей: Эффективное управление возможно, когда оно осуществляется профессиональным менеджером. Попытки уклонения от принятия решения редко приводят к эффективному управлению. [7, 48]

     Таким образом, подводя итог, можно отметить, что управленческое решение –  это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации. Исходя из целей организации, а также факторов внешней и внутренней среды, для разработки управленческих решений могут быть использованы различные подходы. 
 
 
 
 

1.2. Основные  подходы к принятию решений 

     Эффективность и качество управленческого решения  определяется, прежде всего, обоснованностью  методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные методы и принципы. Сущность такого поведения заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Всё, что при этом делает человек, сводится к выбору направлений действий. Однако принять хорошее решение трудно, так как человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда чувство. Существует множество подходов, которые могут быть использованы руководителями для принятия и реализации управленческих решений. Анализ теории и практики разработки управленческих решений позволил установить необходимость применения тринадцати основных научных подходов.

     Системный подход. Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их изучения. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При системном подходе процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей. Вся проблема рассматривается как единая система, при этом цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы. Сложность управления системами зависит, прежде всего от количества изменений в системе и ее окружении. Р. Фатхутдинов отмечает, что системный подход – это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному. [12, 64]

     Комплексный подход. При применении этого подхода  необходимо учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и политические и демографические аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов управления, то проблема не будет полностью решена. [12, 95] На практике из-за сложности это требование не всегда соблюдается.

     Интеграционный  подход. Этот подход нацелен на исследование взаимосвязей по горизонтали и вертикали  звеньев управления. Термин «интеграция» означает усиление сотрудничества субъектов  управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. Это может выражаться в углублении и конкретизации взаимосвязей между отдельными подсистемами, количественным выражением этих взаимосвязей, формированием единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества и количества затрат. Интеграция дает фирме дополнительные возможности повышения качества выпускаемой продукции, улучшения взаимодействия элементов управления в результате расширения сотрудничества независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги.

     Маркетинговый подход. Такой подход предусматривает  ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления являются следующие:

    1. Повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;
    2. Экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, сервиса и других факторов;
    3. Экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

     Российский  исследователь Т. Фатхутдинов считает, что маркетинговый подход следует  применять при решении любой  задачи в любом подразделении фирмы. [12, 102] Но, в настоящее время маркетинговый подход на стадии формирования стратегии объекта применяется редко в связи со значительными трудностями в прогнозировании потребностей потребителей, а также нежеланием большинства менеджеров и специалистов применять современные методы и подходы.

     Функциональный  подход. Его сущность заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются  несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта и принципы его работы. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственно-эволюционным, маркетинговым. Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности.

     Динамический  подход. При применении подхода объект управления рассматривается в динамическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет. Кроме того, проводится также и перспективный анализ (прогноз).

     Воспроизводственный подход – подход, ориентированный  на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным  объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами такого подхода являются:

Информация о работе Модели и основные методы, применяемые при разработке управленческих решений