Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг, предложение путей анализа организации выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка».

Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:

мировая торговля услугами и ее значение;
характеристика и классификация услуг;
роль и место России на мировом рынке услуг;
перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5

1.1. Мировая торговля услугами и ее значение 5

1.2. Характеристика и классификация услуг 7

1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях 11

Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка» 14

Глава 3. Россия на мировом рынке услуг 26
3.1. Роль и место России на мировом рынке услуг 26

3.2. Перспективы развития рынка услуг в условиях вступления в ВТО 29

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 84.59 Кб (Скачать)

     Строительство выставочных комплексов – обоснованная необходимость для развития экономики  регионов. Сегодня суммарная площадь  выставочных центров – 406 тыс. кв.м. (закрытая). Но только 41% выставок проводятся в специализированных выставочных  центрах, остальные – в спортивных комплексах, гостиницах, Дворцах культуры и других площадях. Инфраструктура существующих выставочных центров  нуждается в модернизации. Более 64% владельцев выставочных комплексов проводят или планируют их модернизацию. В настоящее время выставочная  деятельность, благодаря наличию  собственной материально-технической  базы, инфраструктуры и квалифицированных  кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления  финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

     Одним из необходимых условий успешного  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, по опыту  Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Самарской областей, Краснодарского края должно стать активное подключение к этой работе органов  исполнительной власти всех субъектов  Федерации с использованием возможностей региональных торгово-промышленных палат, межрегиональных и отраслевых ассоциаций и союзов.18

     Подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ  материально-технической базы выставочной  деятельности, отсутствие выставочных  площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных  выставочных мероприятий на уровне современных требований. Необходима реконструкция и модернизация устаревшей материально-технической базы и  инфраструктуры выставочной отрасли.

     Проведение  научных исследований в области  выставочной деятельности позволило  бы разработать методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности и оценки эффективности участия  российских организаций в выставках  и ярмарках в Российской Федерации  и за рубежом; создать систему  статистического учета выставочно-ярмарочной деятельности; прогнозировать развитие в долгосрочной перспективе этого  сегмента рынка.

     Необходимо  также создание интегрированной  информационной системы обеспечения  выставочно-ярмарочной деятельности в  Российской Федерации; подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в этой области. 19

     Глава 3. Россия на мировом  рынке услуг

     3.1 Роль и место  России на мировом  рынке услуг

 

     В процессе перехода российской экономики  на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует  учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг.

     В отдельных отраслях наблюдается  довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая  тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с  недвижимым имуществом, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, жилищном хозяйстве, в сфере  финансов, кредита и страхования  и др. Реальный прирост объемов  ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве.

     Немаловажен для России и огромный потенциал  отраслей услуг в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный  характер процессов, связанных с  изменениями в структуре занятости  населения, в экономике России, тем  не менее, наблюдалась выраженная тенденция  роста доли занятых в сфере  услуг. 20

     В настоящее время Россия находится  в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий  этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт  и телекоммуникации, строительство  и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

     В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

     Все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь;
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • сфера операций с недвижимостью;
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение;
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации. 21

     На  современном этапе позиция России на международном рынке услуг  не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной  торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Нетто-экспортером  на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Как  свидетельствует мировой опыт, при  проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. 22

     Туризм  как наиболее динамично развивающаяся  сфера услуг занимает первое место  в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в  настоящее выезд отечественных  граждан за рубеж существенно  превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной  статьей российского баланса  услуг.

     В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей услуг  в российской экономике, быстрое  формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.23

     Конкурентоспособность России проявляется главным образом  в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и  в сфере еще имеющихся научно-технических  разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

     Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных  вложений. Наибольший интерес для  зарубежных инвесторов представляют такие  отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских  услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы  и образовательных услуг. 24

     3.2 Перспективы развития  рынка услуг в  России в условиях  вступления России  в ВТО

 

     Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортеров. Отметим, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это-приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств-условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например, динамика и соотношение производства импорта, которые могут быть оценены статистически. Исследования специалистов привели достаточно к противоречивым результатам. Все они могут быть сведены к двум сценариям. 25

     Катастрофический  сценарий основывается на том, что Россия в силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе развития не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, то есть не является глобально конкурентоспособной. Вступление в ВТО не сможет сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспортоориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит уже проявляющиеся симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря Социальной стабильности ослабит государственность и усилит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны.

     Большинство сторонников оптимистического сценария считает, что если применение принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также повышения транспарентности законодательства и мер регулирования.26

     Следование  нормам и правилам ВТО относительно доступа на рынок товаров и  услуг не создаст существенных негативных экономических последствий. Как  считает приверженцы второго  сценария, практически для всех отраслей условия присоединения или неприсоединения  к ВТО не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта  и собственного производства.

     Можно полагать, что решение нашего правительства  о присоединении нашей страны к ВТО базировалось на идее достаточной  устойчивости народного хозяйства  к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа на рынок  иностранных товаров. Основные тенденции  развития экономики, согласно этой идее, будут определяться не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития.27

Информация о работе Мировой рынок услуг