По
окончании каждой выставки составляется
записка, коротко отражающая все
проблемы, возникшие при подготовке,
каким образом они были решены
и какие уроки следует извлечь
в будущем. Обобщая результаты конкретной
выставки можно по горячим следам
зафиксировать все "+" и "-",
понять свои слабые места, быстро адаптироваться
к новым условиям.
К
сожалению, в известной нам литературе
мы не находим научного анализа социально-экономических
процессов, происходящих в процессе осуществления
выставочно-ярмарочной деятельности,
а также анализа внутренних и внешних
факторов, оказывающих на нее воздействие.
В этих условиях на первый план выходят
вопросы повышения научного уровня принимаемых
организационно-экономических управленческих
решений, поиска инновационных путей организации
и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий,
разработки инновационных методов к совершенствованию
управления развитием в этом виде бизнеса.
И хотя за рассматриваемый период основные
показатели, характеризующие этот бизнес,
имели тенденцию к росту, уменьшение темпов
прироста с конца 90-х гг. требует подойти
к практике и теории организации выставочно-ярмарочной
деятельности с позиций системного подхода
и специфики объекта инновационной деятельности.
Поиск инновационных подходов и решений
в области управления должны стать органической
составляющей повседневной деятельности
по организации выставочно-ярмарочных
мероприятий. Являясь самостоятельным
видом экономической деятельности и целостным
социально-экономическим объектом, выставочно-ярмарочный
бизнес должен обладать собственными
закономерностями управления.
В
настоящее время в выставочно-ярмарочной
деятельности имеется ряд нерешенных
проблем:
- действующая
нормативная правовая база не в полном
объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной
деятельности и требует разработки дополнительных
нормативных правовых актов;
- отсутствует
скоординированный подход к планированию
по срокам и тематике приоритетных выставочных
мероприятий, а также общая идеология
формируемых на них экспозиций;
- имеющиеся
методики экономического анализа выставочно-ярмарочной
деятельности не позволяют в полной мере
определить ее влияние на экономику России,
не ведется обобщенная статистика по выставочным
организациям, что затрудняет анализ текущего
состояния этой сферы деятельности и составление
прогноза ее развития;
- отсутствует
концептуальный подход федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Федерации к организации
выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих
особо важное значение для экономики Российской
Федерации;
- в ряде случаев
имеет место ведомственная разобщенность
в подходе к вопросам государственной
поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;
- материально-техническая
база выставочной деятельности недостаточно
развита и не в полной мере соответствует
международным требованиям.13
О
необходимости скорейшей разработки
государственной стратегии развития
выставочного дела в нашей стране
уже много говорилось. На встрече
представителей ТПП РФ, министерств,
ведомств, РСПП, Союза выставок и
ярмарок и крупнейших выставочных
организаций страны высказались
за необходимость создания правительственной
комиссии, призванной разрабатывать
и определять федеральную стратегию
выставочно-ярмарочной деятельности,
а также о формировании Фонда
поддержки этой деятельности. Настало
время проблемы выставочной деятельности
решать на государственном уровне.
Как сказывается на экономике
страны отсутствие государственной
стратегии развития выставочно-ярмарочной
деятельности? Эта ситуация «замораживает»
решение ряда важных экономических
проблем. Внешнеэкономические задачи.
Нельзя поднять экономику страны
без эффективной внешней торговли
и промышленного экспорта. Для
экспорта сырья нет необходимости
ехать на выставки за рубеж. Но Россия
еще производит товары и имеет
технологии, конкурентоспособные на
мировом рынке. Для их продвижения
невозможно обойтись без зарубежных
выставок. В этом деле участвуют
сегодня разные ведомства, каждое из
них лоббирует свои интересы. Отсутствие
единой государственной политики в
этом деле приводит к тому, что на
многих зарубежных выставках нет
технологий и изделий, способных вызвать
серьезный интерес у иностранных покупателей.
Нередко под флагом и на месте национальной
экспозиции России «коробейники»-перекупщики
устраивают «матрешечные выставки». В
этих условиях активно проявляет себя
и доморощенная мафия. Престиж нашей страны
среди деловых зарубежных кругов еще больше
падает. Комиссия правительства позволила
бы скоординировать и объединить усилия
ведомств по созданию программы национального
участия России в наиболее интересных,
выгодных и перспективных выставках и
ярмарках по всему миру.
Выставочно-ярмарочная
деятельность, этот важный инструмент
формирования рынка, развития отраслей
и регионов, не будет эффективно
работать без участия государства
в решении выставочных проблем.
Остановимся лишь на некоторых из
них:
- Выставочный
бизнес в стране развивается при отсутствии
современной законодательной и нормативной
базы.
- Возрастание
стоимости выставочных услуг при невысоком
сервисе, приводит к тому, что многие выставки
больше напоминают оптовые магазины, с
преобладанием посредников, торгующих
импортным ширпотребом. Это происходит
потому, что из-за рубежа на выставки в
Россию приезжают в основном посредники,
дилеры зарубежных фирм, которым легче
не завозить технологические новинки,
а торговать со стендов ранее завезенной
и растаможенной продукцией со своих складов.
- Во всех странах
государственную поддержку получают те
предприятия и отрасли, для которых определена
приоритетность развития. Эта поддержка
должна быть и в России, в т.ч. через выставочную
сферу (дотации, налоговые льготы для предприятий
- участников и организаторов мероприятий,
стимулирование инвестиций в эти проекты).
Направления совершенствования нормативной
правовой базы в области выставочно-ярмарочной
деятельности.14
На
настоящем этапе одной из главных
задач в области регулирования
выставочно-ярмарочной деятельности является
установление целесообразности разработки
единого основополагающего нормативного
правового акта в данной области,
а также, в случае признания такой
целесообразности, определение конкретного
нормативного содержания данного акта.
В
случае принятия решения о разработке
единого нормативного правового
акта, с учетом международного опыта
правового регулирования в указанной
области, в качестве основных целей
указанного нормативного правового
акта следовало бы предусмотреть
упорядочение регулирования выставочно-ярмарочной
деятельности, функционирования организаций,
ответственных за проведение выставочных
мероприятий.
Однако
достижение указанных целей вполне
может быть обеспечено путем разработки
и принятия нескольких специальных
нормативных правовых актов в
области выставочно-ярмарочной деятельности
с учетом наличия регулирования
отдельных вопросов актами общего значения
(Гражданским кодексом Российской Федерации,
Налоговым кодексом Российской Федерации
и др.).15
Анализ
существующей в Российской Федерации
ситуации в области регулирования
отношений, связанных с организацией
и проведением выставочно-ярмарочных
мероприятий, и зарубежного опыта
позволяют выделить следующие направления,
по которым в целях обеспечения
надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной
деятельности следовало бы разработать
соответствующие нормативные правовые
акты:
а) Об упорядочении
деятельности в области организации
и проведения выставок и ярмарок
в Российской Федерации.
Этот
нормативный правовой акт должен
урегулировать, такие вопросы:
- определение
основных понятий в области выставочно-ярмарочной
деятельности (торговые ярмарки, торговые
выставки и др.);
- функции
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в сфере выставочно-ярмарочной
деятельности (в части координации деятельности
других федеральных органов исполнительной
власти, а также в процессе взаимодействия
с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности);
- разделение
компетенции в сфере выставочно-ярмарочной
деятельности между специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
- порядок
осуществления государственной финансовой
поддержки выставочно-ярмарочной деятельности,
в том числе, в форме технической помощи,
с целью активизации такой деятельности,
а также источники выделения такой поддержки;
- процедуру
предоставления финансово-экономической
отчетности организаторами выставок и
ярмарок (сметы и балансы организованных
выставок, сведения о количестве экспонентов
и посетителей);
- создание
и функционирование организационного
комитета выставочно-ярмарочных мероприятий.
б) Об общих
правилах проведения выставок и ярмарок
в Российской Федерации.
Этот
нормативный правовой акт мог
бы содержать такие положения:
- требования
к организациям, участвующим в выставочно-ярмарочных
мероприятиях, в том числе, в отношении
порядка оформления их участия (подача
заявления по утвержденной форме и в установленный
срок, своевременное предоставление спецификаций
товаров, планируемых для экспозиции и
др.);
- процедура
и критерии допуска к участию и исключения
экспонентов;
- права, обязанности
и функции администраций выставок и ярмарок
в связи с организацией и управлением
проведения указанных мероприятий;
- специфические
требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным
мероприятиям, включая требования к экспонируемым
товарам, а также к ответственности и контролю
со стороны организаторов выставок (требования
к месту проведения ярмарок, наличию внутреннего
регламента участия экспонентов; соответствие
товаров теме и направлению ярмарки, требования
в отношении возможности экспонирования
товаров, представляющих угрозу или неудобство
для участников выставки);
- порядок организации
национальных дней во время проведения
ярмарок;
- процедура
решения спорных вопросов, возникающих
как между участниками выставки, так и
между участниками и организаторами выставки.
в) Об упорядочении
процедур присвоения выставочно-ярмарочным
мероприятиям официального статуса, составления
календаря выставок, имеющих официальный
статус, и выдачи разрешений на проведение
таких выставок.
В
данном нормативном правовом акте можно
было бы определить:
- органы (как
на федеральном уровне – для выставок
федерального значения, так и на уровне
субъектов Российской Федерации – для
выставок, регионального и местного значения),
в чью компетенцию входит признание квалификации
выставочных мероприятий, принятие решений
о выдаче разрешений на их проведение,
а также составление ежегодного календаря
выставочных мероприятий разного уровня,
имеющих официальный статус;
- порядок
предоставления заявки о признании квалификации
уровня выставки, а также заявки на получение
разрешения для ее проведения;
- меры по обеспечению
рационального распределения и координации
сроков проведения выставочных мероприятий,
имеющих официальный статус, в целях нормального
составления и соблюдения календарного
графика.16
Следует
иметь в виду, что, исходя из близкого
характера регулируемых вопросов, отдельные
из вышеперечисленных нормативных
правовых актов (разработка которых
представляется целесообразной для
обеспечения надлежащего правового
регулирования в области выставочно-ярмарочной
деятельности) могут быть объединены
в один нормативный правовой акт.
Так, например, положения, предусматривающие
упорядочение процедур присвоения международной
квалификации выставочным мероприятиям,
составления календаря выставок,
имеющих официальный статус, и
выдачи разрешений на проведение таких
выставок, могли бы стать частью
нормативного правового акта «Об
упорядочении деятельности в области
организации и проведения выставок
и ярмарок в Российской Федерации».
Одним
из направлений в области разработки
мер по обеспечению надлежащего
регулирования выставочно-ярмарочной
деятельности является анализ наиболее
существенных препятствий, возникающих
в деятельности организаций, связанной
с проведением и участием в
выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Необходимо установление возможных
законодательных и административных
путей устранения таких препятствий.
В этой связи представляется полезным
провести изучение и обобщение соответствующего
опыта зарубежных стран в сфере
правового регулирования вопросов,
требующих приоритетного урегулирования
применительно к российским реалиям
в данной области.
Необходимость
совершенствования нормативной
правовой базы в области выставочно-ярмарочной
деятельности, как путем внесения
соответствующих изменений и
дополнений в действующие акты, так
и посредством разработки и принятия
новых документов правового характера
в настоящее время не вызывает
сомнения. 17
Основной
вопрос состоит в выборе формы
осуществления указанного совершенствования:
либо с помощью разработки единого основополагающего
нормативного правового акта в данной
сфере и на его основе нескольких специальных
актов, развивающих положения общего акта
(в том числе, и на региональном уровне),
либо только путем создания комплекса
специальных нормативных правовых актов,
каждый из которых будет регулировать
отдельные вопросы, прямо затрагивающие
проблематику выставочно-ярмарочной деятельности.
В
настоящее время стоит задача
повышения качества и статуса
выставок, продвижение отечественной
продукции на рынки наших стран,
содействие через выставки развитию
торговых и экономических связей.
В сфере повышения качества выставок
активно работает Российский союз выставок
и ярмарок (РСВЯ), Комитет Союза
по добровольной сертификации выставочных
мероприятий. Создана и действует
Коллегия экспертов в сфере выставочной
деятельности, члены которой привлекаются
к проведению экспертизы на присвоение
выставкам Знака РСВЯ – символа
высокого качества мероприятия. Сегодня
Знаком Союза отмечены 209 выставочных
мероприятий.