Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг, предложение путей анализа организации выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка».

Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:

мировая торговля услугами и ее значение;
характеристика и классификация услуг;
роль и место России на мировом рынке услуг;
перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5

1.1. Мировая торговля услугами и ее значение 5

1.2. Характеристика и классификация услуг 7

1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях 11

Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка» 14

Глава 3. Россия на мировом рынке услуг 26
3.1. Роль и место России на мировом рынке услуг 26

3.2. Перспективы развития рынка услуг в условиях вступления в ВТО 29

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 84.59 Кб (Скачать)

     По  окончании каждой выставки составляется записка, коротко отражающая все  проблемы, возникшие при подготовке, каким образом они были решены и какие уроки следует извлечь  в будущем. Обобщая результаты конкретной выставки можно по горячим следам зафиксировать все "+" и "-", понять свои слабые места, быстро адаптироваться к новым условиям.

     К сожалению, в известной нам литературе мы не находим научного анализа социально-экономических процессов, происходящих в процессе осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, а также анализа внутренних и внешних факторов, оказывающих на нее воздействие. В этих условиях на первый план выходят вопросы повышения научного уровня принимаемых организационно-экономических управленческих решений, поиска инновационных путей организации и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, разработки инновационных методов к совершенствованию управления развитием в этом виде бизнеса. И хотя за рассматриваемый период основные показатели, характеризующие этот бизнес, имели тенденцию к росту, уменьшение темпов прироста с конца 90-х гг. требует подойти к практике и теории организации выставочно-ярмарочной деятельности с позиций системного подхода и специфики объекта инновационной деятельности. Поиск инновационных подходов и решений в области управления должны стать органической составляющей повседневной деятельности по организации выставочно-ярмарочных мероприятий. Являясь самостоятельным видом экономической деятельности и целостным социально-экономическим объектом, выставочно-ярмарочный бизнес должен обладать собственными закономерностями управления.

     В настоящее время в выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем:

  • действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов;
  • отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, а также общая идеология формируемых на них экспозиций;
  • имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности не позволяют в полной мере определить ее влияние на экономику России, не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы деятельности и составление прогноза ее развития;
  • отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации;
  • в ряде случаев имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;
  • материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям.13

     О необходимости скорейшей разработки государственной стратегии развития выставочного дела в нашей стране уже много говорилось. На встрече  представителей ТПП РФ, министерств, ведомств, РСПП, Союза выставок и  ярмарок и крупнейших выставочных  организаций страны высказались  за необходимость создания правительственной  комиссии, призванной разрабатывать  и определять федеральную стратегию  выставочно-ярмарочной деятельности, а также о формировании Фонда  поддержки этой деятельности. Настало  время проблемы выставочной деятельности решать на государственном уровне. Как сказывается на экономике  страны отсутствие государственной  стратегии развития выставочно-ярмарочной деятельности? Эта ситуация «замораживает» решение ряда важных экономических  проблем. Внешнеэкономические задачи. Нельзя поднять экономику страны без эффективной внешней торговли и промышленного экспорта. Для  экспорта сырья нет необходимости  ехать на выставки за рубеж. Но Россия еще производит товары и имеет  технологии, конкурентоспособные на мировом рынке. Для их продвижения  невозможно обойтись без зарубежных выставок. В этом деле участвуют  сегодня разные ведомства, каждое из них лоббирует свои интересы. Отсутствие единой государственной политики в  этом деле приводит к тому, что на многих зарубежных выставках нет  технологий и изделий, способных вызвать серьезный интерес у иностранных покупателей. Нередко под флагом и на месте национальной экспозиции России «коробейники»-перекупщики устраивают «матрешечные выставки». В этих условиях активно проявляет себя и доморощенная мафия. Престиж нашей страны среди деловых зарубежных кругов еще больше падает. Комиссия правительства позволила бы скоординировать и объединить усилия ведомств по созданию программы национального участия России в наиболее интересных, выгодных и перспективных выставках и ярмарках по всему миру.

     Выставочно-ярмарочная деятельность, этот важный инструмент формирования рынка, развития отраслей и регионов, не будет эффективно работать без участия государства  в решении выставочных проблем. Остановимся лишь на некоторых из них:

  1. Выставочный бизнес в стране развивается при отсутствии современной законодательной и нормативной базы.
  2. Возрастание стоимости выставочных услуг при невысоком сервисе, приводит к тому, что многие выставки больше напоминают оптовые магазины, с преобладанием посредников, торгующих импортным ширпотребом. Это происходит потому, что из-за рубежа на выставки в Россию приезжают в основном посредники, дилеры зарубежных фирм, которым легче не завозить технологические новинки, а торговать со стендов ранее завезенной и растаможенной продукцией со своих складов.
  3. Во всех странах государственную поддержку получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Эта поддержка должна быть и в России, в т.ч. через выставочную сферу (дотации, налоговые льготы для предприятий - участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты). Направления совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности.14

     На  настоящем этапе одной из главных  задач в области регулирования  выставочно-ярмарочной деятельности является установление целесообразности разработки единого основополагающего нормативного правового акта в данной области, а также, в случае признания такой  целесообразности, определение конкретного  нормативного содержания данного акта.

     В случае принятия решения о разработке единого нормативного правового  акта, с учетом международного опыта  правового регулирования в указанной  области, в качестве основных целей  указанного нормативного правового  акта следовало бы предусмотреть  упорядочение регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, функционирования организаций, ответственных за проведение выставочных  мероприятий.

     Однако  достижение указанных целей вполне может быть обеспечено путем разработки и принятия нескольких специальных  нормативных правовых актов в  области выставочно-ярмарочной деятельности с учетом наличия регулирования  отдельных вопросов актами общего значения (Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации  и др.).15

     Анализ  существующей в Российской Федерации  ситуации в области регулирования  отношений, связанных с организацией и проведением выставочно-ярмарочных мероприятий, и зарубежного опыта  позволяют выделить следующие направления, по которым в целях обеспечения  надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной деятельности следовало бы разработать  соответствующие нормативные правовые акты:

а) Об упорядочении деятельности в области организации  и проведения выставок и ярмарок  в Российской Федерации.

Этот  нормативный правовой акт должен урегулировать, такие вопросы:

  1. определение основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности (торговые ярмарки, торговые выставки и др.);
  2. функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выставочно-ярмарочной деятельности (в части координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности);
  3. разделение компетенции в сфере выставочно-ярмарочной деятельности между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  4. порядок осуществления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе, в форме технической помощи, с целью активизации такой деятельности, а также источники выделения такой поддержки;
  5. процедуру предоставления финансово-экономической отчетности организаторами выставок и ярмарок (сметы и балансы организованных выставок, сведения о количестве экспонентов и посетителей);
  6. создание и функционирование организационного комитета выставочно-ярмарочных мероприятий.

б) Об общих  правилах проведения выставок и ярмарок  в Российской Федерации.

Этот  нормативный правовой акт мог  бы содержать такие положения:

  1. требования к организациям, участвующим в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе, в отношении порядка оформления их участия (подача заявления по утвержденной форме и в установленный срок, своевременное предоставление спецификаций товаров, планируемых для экспозиции и др.);
  2. процедура и критерии допуска к участию и исключения экспонентов;
  3. права, обязанности и функции администраций выставок и ярмарок в связи с организацией и управлением проведения указанных мероприятий;
  4. специфические требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным мероприятиям, включая требования к экспонируемым товарам, а также к ответственности и контролю со стороны организаторов выставок (требования к месту проведения ярмарок, наличию внутреннего регламента участия экспонентов; соответствие товаров теме и направлению ярмарки, требования в отношении возможности экспонирования товаров, представляющих угрозу или неудобство для участников выставки);
  5. порядок организации национальных дней во время проведения ярмарок;
  6. процедура решения спорных вопросов, возникающих как между участниками выставки, так и между участниками и организаторами выставки.

в) Об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления  календаря выставок, имеющих официальный  статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.

      В данном нормативном правовом акте можно  было бы определить:

  1. органы (как на федеральном уровне – для выставок федерального значения, так и на уровне субъектов Российской Федерации – для выставок, регионального и местного значения), в чью компетенцию входит признание квалификации выставочных мероприятий, принятие решений о выдаче разрешений на их проведение, а также составление ежегодного календаря выставочных мероприятий разного уровня, имеющих официальный статус;
  2. порядок предоставления заявки о признании квалификации уровня выставки, а также заявки на получение разрешения для ее проведения;
  3. меры по обеспечению рационального распределения и координации сроков проведения выставочных мероприятий, имеющих официальный статус, в целях нормального составления и соблюдения календарного графика.16

     Следует иметь в виду, что, исходя из близкого характера регулируемых вопросов, отдельные  из вышеперечисленных нормативных  правовых актов (разработка которых  представляется целесообразной для  обеспечения надлежащего правового  регулирования в области выставочно-ярмарочной деятельности) могут быть объединены в один нормативный правовой акт. Так, например, положения, предусматривающие  упорядочение процедур присвоения международной  квалификации выставочным мероприятиям, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и  выдачи разрешений на проведение таких  выставок, могли бы стать частью нормативного правового акта «Об  упорядочении деятельности в области  организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации».

     Одним из направлений в области разработки мер по обеспечению надлежащего  регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является анализ наиболее существенных препятствий, возникающих  в деятельности организаций, связанной  с проведением и участием в  выставочно-ярмарочных мероприятиях. Необходимо установление возможных  законодательных и административных путей устранения таких препятствий. В этой связи представляется полезным провести изучение и обобщение соответствующего опыта зарубежных стран в сфере  правового регулирования вопросов, требующих приоритетного урегулирования применительно к российским реалиям  в данной области.

     Необходимость совершенствования нормативной  правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности, как путем внесения соответствующих изменений и  дополнений в действующие акты, так  и посредством разработки и принятия новых документов правового характера  в настоящее время не вызывает сомнения. 17

     Основной  вопрос состоит в выборе формы  осуществления указанного совершенствования: либо с помощью разработки единого основополагающего нормативного правового акта в данной сфере и на его основе нескольких специальных актов, развивающих положения общего акта (в том числе, и на региональном уровне), либо только путем создания комплекса специальных нормативных правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, прямо затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности.

     В настоящее время стоит задача повышения качества и статуса  выставок, продвижение отечественной  продукции на рынки наших стран, содействие через выставки развитию торговых и экономических связей. В сфере повышения качества выставок активно работает Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), Комитет Союза  по добровольной сертификации выставочных  мероприятий. Создана и действует  Коллегия экспертов в сфере выставочной  деятельности, члены которой привлекаются к проведению экспертизы на присвоение выставкам Знака РСВЯ – символа  высокого качества мероприятия. Сегодня  Знаком Союза отмечены 209 выставочных мероприятий.

Информация о работе Мировой рынок услуг