Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является - персонал организации, принимающий активное участие в межличностных коммуникациях.
Предмет данного исследования – межличностные коммуникации.
Цель курсовой работы – изучение составляющих эффективного взаимодействия во время личных контактов с работниками организации, и возникающих при этом определённых проблем.

Содержание

Введение

Раздел 1. Коммуникация в современной организации
1.1. Цели коммуникации
1.2. Роль коммуникации в управлении персоналом
1.3. Информационные технологии в процессе управления
Раздел 2. Особенности межличностных коммуникаций
2.1. Понятие межличностной коммуникации
2.2. Вербальная и невербальная коммуникация
Раздел 3. Успешность коммуникации на уровне отдельного сотрудника
3.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе
3.2. Коммуникационные барьеры на организационном уровне
3.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      В процессе движения информации внутри организации, смысл сообщений несколько  искажается. Такое искажение может быть вызвано рядом причин. Сообщения могут искажаться преднамеренно, в силу затруднений в межличностных контактах. Сознательное искажение информации может иметь место, кода кто-то не согласен с сообщением.

      Проблемы  обмена информацией вследствие искажения сообщений могут возникать также из-за фильтрации. Концепция фильтрации относится к тенденции искажения сообщений по мере движения их вверх, вниз или с уровня на уровень организации или отдела. В организации существует потребность фильтровать сообщения, для того, чтобы при переходе с одного уровня на другой  поступили только сообщения, касающиеся данного уровня (отдела).

      Для ускорения движения информации или  придания сообщению большей ясности  сведения суммируют и упрощают перед  отправлением сообщений в разные сегменты организации. Возможные преграды в межличностных контактах могут подталкивать к отсеиванию одних и акцентированию других сообщений. Такой отбор может стать причиной непопадания важной информации в другой сектор организации или поступления информации туда с существенным искажением содержания.

      Согласно  исследованиям, лишь 63% содержания информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов, 40% - до начальников  цехов, 20% - до рабочих. Эффективность  сообщений, отправляемых  вверх, составляет всего 10%. Они могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Дополнительной причиной ухудшения поступающей наверх информации может быть повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхних этажей власти по сравнению с информацией от их подчиненных. В числе причин, мешающих работникам передавать информацию наверх, могут быть страх пред наказанием и ощущение бесполезности этого дела.

      Преграды  на путях обмена информацией могут  также быть следствием перегрузки каналов  коммуникаций. Руководитель, поглощенный  переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной; то же относится и к обмену информацией. К сожалению, понимание руководителем важности информации отличается от понимания таковой другими работниками организации.

      Если  структура организации продумана  плохо, возможности руководителя планировать  и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. Некоторые из наиболее эффективно управляемых американских кампаний перешли к структуре с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена.

      К другим аспектам, которые могут вызвать  проблемы в коммуникации, можно отнести  неудовлетворительный состав и использование  комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределение задач. Наконец, создавать проблемы при обмене информацией могут конфликты между различными группами или отделами организации. Ясно, что и плохо проработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.

      В коммуникационных барьерах, помехах, препятствующих контакту между коммутатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию, усвоению сообщений можно выделить:

  • Технические барьеры. Они  возникают, когда в канале коммуникации обнаруживаются препятствия для продвижения сигналов от источника или же сам канал производит сигналы, мешающие восприятию сообщений реципиентом.
  • Психофизические барьеры. Связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограниченной способностью человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
  • Культурные барьеры. Присуши в первую очередь межнациональной коммуникации, где они могут быть вызваны различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей, в оценке разных форм коммуникации, в способах реакции на воспринимаемую информацию.
 

      Часто коммуникация оказывается чрезмерно  формализована. Чтобы избежать этого, необходимо:

  • расширять рамки для деловых и личных коммуникаций;
  • сокращать объемы коммуникаций в письменном виде;
  • внедрять правила бесед, встреч на производстве по благоприятному отношению к труду.
 

      Процессы  коммуникаций не сводятся лишь к простой  передаче информации от отправителя  к получателю.

      Во-первых, сам процесс обмена является не однонаправленным: в ходе его отправитель и получатель сообщения последовательно меняются ролями.

      Во-вторых, большое значение имеют когнитивные (познавательные) процессы - осмысление, интерпретация и отбор получаемой от отправителя информации. Чтобы добиться от получателя информации желаемых действий, необходимо передавать сообщения в четкой и ясной форме, не допускающей спорных толкований, обосновывать возможность выполнения получателем требуемых действий, показывать, что они не противоречат его собственным интересам.

      Кроме того, чтобы коммуникация была эффективной  и действенной, рекомендуется применять  всю гамму коммуникационных средств, которые могут быть разделены  на следующие категории: язык, средства распространения информации, символика, поступки. Немаловажное место занимают телекоммуникационные технологии, которые предоставляют персоналу организаций возможности доступа как к вычислительным ресурсам уже существующих сетей, так и к мировым вычислительным ресурсам. Использование средств компьютерных телекоммуникаций, включающих административные подразделения, позволяет значительно ускорить прохождение документов, проведение консультаций, совещаний, решает проблему оперативного информирования всех заинтересованных лиц существующей информацией. 

 

       3.3 Проблемы коммуникации 

        Выделяются следующие проблемы  коммуникаций: 

      1. Пробел. Существует две главных  формы трансформации - пробел  и искажение. Пробел означает  «стирание аспектов послания»,  и происходит это вследствие того, что реципиент не может воспринять содержание послания целиком и получает или пропускает только то, что удается уловить. Перегрузка коммуникации, о чем речь пойдет позже, также может быть причиной пробела, поскольку некоторые послания не удается обработать вследствие перегрузки. Пробел может быть намеренным, когда определенные блоки информации стираются, проходя через конкретные сегменты организации. Наиболее очевидны пробелы в восходящих коммуникациях, поскольку отправляется большое количество посланий большим количеством людей и подразделений, находящихся на нижних уровнях иерархии. Пробелы возникают по мере фильтрования коммуникаций на их пути вверх. Как было указано выше, в случае намеренных пробелов жизненно важно знать критерии пропуска некоторых видов информации. Могут быть пробелы в виде сокращения деталей и передачи наверх сути послания. Это, конечно, идеально, но практически недостижимо, поскольку обычно пропускают и часть содержания послания.

      2. Искажение. Искажение означает  изменение смысла посланий по мере их прохождения через организацию. Из предыдущей дискуссии о восприятии ясно, что люди намеренно или ненамеренно избирательно воспринимают то, что они получают в качестве посланий. Поскольку разные лица находятся в разных пунктах отправки и восприятия посланий, происходит значительное растворение смысла посланий в контексте, в котором происходит передача. Смысловые критерии во множестве точек пересечения отличаются вследствие разных личных и должностных квалификаций и разных точек зрения, обусловленных положением коммуникатора в организации.

      Искажение в горизонтальных коммуникациях  происходит вследствие различия в целях  и ценностях между организационными единицами. Избирательные пробелы  и искажение или «кодирование»  характерны не только для организаций. Они происходят во всех коммуникационных системах, от семьи до общества в целом. Но для организаций они имеют жизненно важное значение, поскольку организации зависят от точных коммуникаций в качестве основы для принятия решения.

      3. Перегрузки. Проблема перегрузки системы коммуникации характерна для организаций в большей степени, чем для других социальных образований. Перегрузка приводит к пробелам и способствует искажениям. Она также подвержена дублированию и компенсации. В ситуации перегрузки компенсации бывают адаптивные и плохо адаптивные. Пробелы и искажения относятся к плохо адаптивным. Но это нормальная ситуация.

      Другим  средством, применяемым в ситуации перегрузки, является очередность. Эта  методика заключается в выстраивании посланий по времени получения или по другому аналогичному критерию. Очередность может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Если использована неверная система приоритетов, то менее важные послания могут быть задействованы прежде тех, которые фактически гораздо важнее получателю. В то же время, очередность позволяет реципиентам задействовать послания по мере их поступления, не оставляя их без внимания из-за общей перегрузки.

      Процесс фильтрования, который означает назначение приоритетов для посланий, является полезной модификацией очередности. Здесь критическим фактором является характер приоритетов. Многие организации используют модифицированную систему сортировки, которая позволяет войти в систему наиболее важным посланиям, если понятно, что организация может принять соответствующие меры. Менее важные послания принимаются, когда позволяет время. Следует отдавать преимущество системе фильтрования такого рода. Вопрос всегда заключается в том, по какому правилу производится фильтрование.

      Все рассмотренные проблемы проистекают из того факта, что передаваемая информация в организациях требует интерпретации. В случае крайней перегрузки из-за обилия материала процесс интерпретации становится неоперативным. Очередность и фильтрование предназначены для сортирования посланий по приоритетам. Любая учрежденная заранее система приоритетов означает, что интерпретация посланий уже сделана путем признания одних посланий более важными, чем другие. Таким образом, интерпретация происходит независимо от того, были ли приоритеты установлены заранее или по мере получения посланий.

      3.4 Повышение эффективности межличностной  коммуникации 

      Существует  несколько стратегий, позволяющих  достаточно успешно преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность  коммуникации на уровне сотрудников организации.

      Во-первых, организации должны обратить специальное  внимание именно на развитие  коммуникационных навыков своих сотрудников. К  числу наиболее важных навыков относятся: активное слушание. Смысл активного  слушания как приема коммуникации состоит в способности слушателя помочь говорящему сказать именно то, что он намеревался сказать. Существует несколько принципов активного слушания:

  • не перебивать говорящего, не начинать говорить, пока говорит собеседник;
  • расположить собеседника к себе, создать атмосферу дружелюбия;
  • нейтрализовать отвлекающие факторы, избегать постороннего вмешательства;
  • продемонстрировать симпатию и заинтересованность к собеседнику;
  • быть терпеливым и избегать споров на этапе получения информации;
  • задавать вопросы.
 

      Помимо  умения активно слушать существует еще ряд навыков, которые можно  использовать для снижения вероятности  возникновения барьеров и для  повышения отдачи межличностных коммуникаций.

      Прояснение  своих идеи перед началом их передачи. Прояснение собственных идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги вам в принципе нужна определенная тема как объект передачи.   

      Излучение эмпатии и открытости. Эмпатия  — это внимание к чувствам других людей. Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, люди пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду или группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной.

      Установления  обратной связи. Обратная связь, делающая процесс коммуникации двусторонним, значительно повышает его эффективность, поскольку дает возможность уточнения полученного послания. Эффективная обратная связь должна:

Информация о работе Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом