Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем – от производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка до стратегической маркетинговой и логистической деятельности.

Содержание

Введение -3
1. Современное состояние и перспективы развития международного
туризма -4
1.1 Основные характеристики рынка международного туризма -4
1.2 Процессы транснационализации и глобализация в
международном туризме -10
1.3 Перспективы развития международного туризма -16
2. Практическая часть -20
Заключение -27
Список использованных источников -28
Приложение -29

Работа содержит 1 файл

Международный туризм.docx

— 106.27 Кб (Скачать)

     Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, сформулированных в  Будапештской конвенции и нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.

     Туристские  формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма и  выступают в качестве главной  его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к  туристским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние  на развитие туристских контактов, тем  существеннее отличие международного туризма от внутреннего.

     Другая  особенность международного туризма  носит экономический характер и  раскрывается через влияние, какое  международный туризм оказывает  на платежный баланс страны. Иностранные  туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в  бюджет принимающей страны и тем  самым активизируют ее платежный  баланс. Поэтому приезд иностранных  туристов получил название активного  туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного  проживания. Международные платежи  по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

     Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще  только международному туризму и  не распространяется на внутренний туризм.

     В международном туризме выделяют две его формы — въездной и  выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости  от того, по отношению к какой  стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения  туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. Эти термины  используются применительно к зарубежному  путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой. 

     1.2 Процессы транснационализации и  глобализации в международном  туризме 

     Процессы  концентрации производства и централизации  капитала приводят к образованию  транснациональных компаний (ТНК). Их производственные системы не совпадают  с очертаниями государственных  границ. Своими производственными сетями они охватили значительную часть  мирового пространства. ТНК играют активную роль в глобальных интеграционных процессах. Некоторые исследователи  рассматривают их как материальную основу будущей глобальной цивилизации.

     В соответствии с документами ООН  к ТНК относятся компании, имеющие  филиалы в двух и более странах  независимо от юридической формы  или сферы хозяйствования и осуществляющие координацию их деятельности.

     ТНК постоянно расширяют свое зарубежное присутствие, закономерно переходя от экспорта товаров и услуг к  организации их производства за границей. ТНК осуществляют внешнюю экспансию  главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций. Они также предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.

     Первый  путь придает наибольшую устойчивость ТНК. Прямые вложения предполагают сохранение контроля над капиталом в руках  иностранного инвестора — ТНК. Материнская  компания учреждает акционерные  фирмы за границей или приобретает  контрольные пакеты акций уже  существующих зарубежных фирм. Ей часто  принадлежит свыше половины всех акций (паев) филиала, хотя для полного  фактического контроля за его деятельностью  бывает достаточно меньшей доли (больше любой другой, находящейся в единоличном  владении).

     Во  многих государствах введены дополнительные условия акционирования предприятий. Держателями 51% акций могут быть только граждане данной страны или  юридические лица, зарегистрированные в ней. Подобного рода ограничения  иногда распространяются на сферу туризма, но значительно реже, чем на средства массовой информации или военно-промышленный комплекс (ВПК).

     Кроме того, ТНК осуществляют деятельность за границей через такую разновидность  зарубежных филиалов, как отделения. Они хотя и регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежат материнской  фирме, т.е. ТНК.

     Компания  может расширить свое зарубежное присутствие, предоставив заемные средства иностранной фирме. Это путь менее эффективный, чем первый, а возникающие между субъектами экономические отношения не позволяют говорить о подлинной ТНК. Между тем компания, выдавшая ссуду, часто наделяется правом удержания имущества ссудополучателя до уплаты им долга или подписывает с заемщиком договор, позволяющий ей извлечь дополнительные выгоды, помимо ссудного процента.

     Заключение  неинвестиционных соглашений по управлению — распространенная практика среди фирм, состоящих из нескольких производственных единиц. В этом случае материнская компания управляет цепью предприятий по контракту. Предприятия сохраняют самостоятельность, имеют разных владельцев, могут финансироваться из различных источников, но реализуют продукты под единой торговой маркой. Система неинвестиционных соглашений по управлению обеспечивает ее участникам экономию от масштаба производства, особенно за счет объединения усилий в области маркетинга.

     В отечественной и зарубежной литературе известно несколько теорий, объясняющих  феномен ТНК. Все они исходят  из максимизации прибыли как главного мотива иностранного инвестирования. Согласно одной из них условием международной  миграции капитала является различие норм прибыли и ставок процента. Если бы все национальные экономики были в равной мере открыты притоку капитала, то следовало ожидать установления международной равновесной ставки процента, а компаниям было бы безразлично, где вкладывать инвестиции, лишь бы предельная эффективность использования капитала превышала ставку процента.

     В действительности существуют разного  рода ограничения, большей или меньшей  степени риски, которые препятствуют установлению единой процентной ставки в мире. Но там, где создаются условия  для свободных переливов капиталов, иностранное инвестирование происходит на тех же основаниях, что и внутреннее. Это означает, что международное  движение капитала будет продолжаться до тех пор, пока предельная фондоотдача  в стране-импортере капитала и  стране базирования ТНК не станет равной. В каком количестве будет  ввозиться капитал в страну, зависит  от ряда факторов: размера процентной ставки, доходности инвестиций, открытости экономики, гарантий погашения долга  и своевременности оплаты, величины и распределения рисков.

     Другое  объяснение феномену ТНК дает эклектическая  теория интернационального производства английского экономиста Дж. Даннинга. Она называется эклектической, так  как состоит из трех элементов: олигополистических преимуществ фирмы, преимуществ  локализации (использования местных  ресурсов и условий) и преимуществ  интернализации.

     Для прорыва на мировой рынок и  выживания на нем компания должна располагать определенными олигополистическими преимуществами, будь то капитал, технология или управленческое мастерство. Благодаря им компания из страны X может иметь превосходство в производстве над местными фирмами в стране V и получать сверхприбыли.

     Второй  элемент эклектической теории —  преимущества локализации. Максимизируя прибыль, фирма решает, опираться ли ей на ресурсный потенциал страны базирования или использовать ресурсы страны — импортера капитала.

     В зависимости от типа интернационального производства компания получает разные преимущества локализации. При организации  иностранным капиталом добычи сырья  и производства материалов ТНК овладевают местными природными ресурсами. При  налаживании импорт замещающего  производства (производства товаров  вместо их импорта) ТНК используют преимущества локализации, чтобы снизить свои издержки и открыть доступ к рынкам. При создании экспортных платформ, т.е. организации иностранным капиталом  производства готовых товаров для  продажи на мировом рынке, решающими  факторами их размещения являются дешевизна  рабочей силы и поощрения со стороны  государства, например предоставление ТНК налоговых льгот.

     Третий  элемент теории — преимущества интернализации. Понятие интернализации означает, что фирма осуществляет внешние для нее операции внутри своей структуры. Внедряясь в экономику той или иной страны, ТНК может организовать деятельность по-разному: либо сконцентрировать все в рамках корпорации, либо иметь дело с независимыми партнерами на рынке. Следовательно, проблема интернализации сводится к выбору пути экономической экспансии — через внешнюю торговлю или посредством размещения прямых зарубежных инвестиций. В любом случае интернализация обеспечивает стабильность предложения, она способствует установлению контроля над ценами и использованием новейших технологий, а также устранению фактора неопределенности при заключении сделок. Таким образом, компании, в полной мере использующие преимущества олигополии, локализации и интернализации, имеют все основания стать ТНК.

     Некоторые специалисты объясняют феномен  ТНК, опираясь на теорию жизненного цикла  продукта. Согласно им, компании создают  интернациональные производственные системы под своим управлением, чтобы продлить жизненный цикл своего продукта, вдохнуть в него «вторую жизнь».

     Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и туристского  в частности особого внимания заслуживают процессы глобализации. ТНК от однонациональности капиталов  и сепаратности действий перешли  к политике сотрудничества, реализации совместных программ. Эта тенденция  находит проявление в образовании  глобальных союзов корпораций.

     Быстрое увеличение их числа происходит под  влиянием ряда факторов, среди которых  решающее воздействие оказывает  обострение конкурентной борьбы на мировых  рынках. Оно имеет место не только между, компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали  фирмы из новых индустриальных стран, которые постепенно завоевывают  все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это  — цепи отелей, принадлежащие Сянгану (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».

     Суть  глобальных союзов состоит в объединении  человеческих, финансовых и научно-технических  ресурсов разными фирмами для  достижения определенных целей наиболее эффективным путем — с помощью  сотрудничества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих  программ.

     Заключение  глобальных союзов практикуется в разных секторах индустрии туризма и  гостеприимства. Ярким примером действенности  подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они  позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные  их элементы — от авиаперелетов  и размещения в отелях до билетов  в театр и страховых полисов.

     Одной из самых крупных и известных  компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амадеус»  и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитными карточками стали мощная информационная база, широкие возможности  резервирования и гибкость. В современном  виде «Галилео Интернешнл» существует с 1993 г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео»  и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они  сформировали уставной фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997 г. она  имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиакомпаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы  по прокату автомобилей. Число ее абонентов достигло 42 тыс.

     Несмотря  на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интернешнл»  намерена сохранять, поддерживать и  развивать «Ковья-Аполло» и «Галилео»  как две самостоятельные системы. Если первая продолжает обслуживать  США, Мексику и в меньшей степени  Японию, то вторая работает на все остальные  страны, за исключением Канады, где  действует сеть «Джемини».

Информация о работе Международный туризм