Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа
Управление является неотъемлембй частью любой коллективной деятельности в любой период истории развития общества. Организация управления в условиях становления рыночных отношений усложняется с каждым годом. Увеличивается количество субъектов хозяйствования различных форм собственности, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей рынка. Прибыль и рентабельность становятся главными ориентирами в деятельности любой организации. Но для того, чтобы достичь этих ориентиров необходимо правильно и эффективно организовать управленческую работу.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность и классификация методов управления
1.2. Характерные черты и особенности методов управления
организацией
1.3. Особенности зарубежного опыта в применении методов управления
организацией
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
КЛИМОВИЧСКОГО РАЙПО
2.1. Организационно-экономическая характеристика Климовичского
райпо
2.2. Оценка методов управления
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1. Эффективность методов управления
3.2 Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности управления и их экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, социальные методы управления основаны на взаимоотношениях между людьми в обществе, коллективах и направлены на повышение их трудовой и общественной активности. Психологические же методы управления - это методы, которые на основе использования индивидуальных свойств личности (особенностей характера, психики, способностей) регулируют отношения между членами коллектива.
1.3. Особенности зарубежного опыта в применении методов управления организацией
Управление
является неотъемлемой частью деятельности
любой организации. Управление в зарубежных
организациях имеет свои особенности
управления.
В
последние десятилетия
Прежде всего, это особая групповая организация управления. Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность , индивидуальный учет производительности. Японские Предприниматели считают, что важнейшим моментом деятельности менеджера является создание «благоприятной, светлой атмосферы» на рабочих местах. В японских фирмах рабочие решают вопросы производства вместе с высшим руководством обеспечивают усиление позиций фирмы на рынке, способствуют прославлению ее имени. Такой подход к проблеме управления определил возникновение определенного стиля руководства фирмами. Не случайно в большинстве японских фирм культивируется лозунг «Каждый занятый на заводе - управляющий»
В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а на оборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.
Заслуживает также рассмотрения подход к планированию в японских фирмах. Здесь преобладают ориентация на долгосрочное планирование. Долгосрочные планы составляют 70 процентов крупных компаний. Работу по планированию выполняют плановые отделы центральных служб.
Характер планирования определяется структурой организации. Организации, которые специализируется на узком ассортименте выпускаемой продукции, основное внимание в планировании уделяют разработке структуры и обеспечению новых инвестиционных проектов. В таких организациях планирование осуществляется централизованно и «сверху вниз». Главное внимание придается целям: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Долгосрочный план охватывает пятилетний период, а прогнозирование - более длительные периоды.
В организациях с широким ассортиментом продукции задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Оценка деятельности этих организаций ведется по прибыли. В
планах отрабатываются такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли. Эти организации чаще используют среднесрочное планирование (на три года).
Модель планирования в японских компаниях состоит из четырех стадий: формирование предпосылок, постановка проблем, долгосрочная стратегия и среднесрочные планы.
Свои
особенности имеет и
В американских компаниях исходным пунктом планирования является прогноз рынка. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои планы, которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для управления. Отчеты о выполнении плана идут опять снизу вверх.
Менеджеров в американских фирмах за невыполнение плана не наказывают, премируют же не за результаты выполнения плана, а за хорошую работу в трудных обстоятельствах, что поощряет их к добросовестности и инициативности.
Таким образом, рассмотрев данную главу, автор пришел к выводу, что методы менеджмента играют важную роль в деятельности любой организации, обеспечивая ее эффективную работу. Используется различная классификация методов управления, но наибольшее предпочтение отдается экономическим, организационным и социально-психологическим методам.
Каждый
из указанных методов имеет свои
особенности и характерные
В американских компаниях планы составляются в производственных отделениях и планирование осуществляется «снизу вверх», в то время как в японских компаниях планы доводятся «сверху вниз» и -разрабатываются отделом по управлению персоналом. Зарубежный опыт управления показал, что японский менеджмент оказался наиболее гибким, динамичным и эффективным.
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КЛИМОВИЧСКОГО РАЙПО
2.1. Организационно-экономическая характеристика Климовичского райпо
Климовичское
районное потребительское общество
- добровольное объединение граждан, проживающих
(работающих) на территории Климовичского
района по территориальному признаку
на основе объединения его членами имущественных
паевых взносов для торговой, заготовительной,
производственной и иной деятельности
в целях удовлетворения материальных
и иных потребностей его членов.
Главной целью Климовичского райпо, отраженной в его уставе, является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества, собственника и членов трудового коллектива.
Задачами Климовичского райпо являются наиболее полное удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и оказание услуг. Райпо занимается следующими видами деятельности: торговля; общественное питание, заготовки, производство и организация работы рынка.
Климовичское райпо обслуживает население Климовичского района, которое составляет около 33 тысяч человек.
- Управление райпо осуществляется в соответствии с его Уставом (Приложение 1) на основе принципа реализации прав собственников имущества по его хозяйственному использованию в деятельности организации.
Структура управления
Климовичского райпо
Как видно из рис. 2.1, руководители высшего звена в Климовичском
райпо - председатель правления, главный бухгалтер, заместители председателя правления: по торговле и общественному питанию, по заготовкам и промышленности, по кадрам, по строительству и техническим вопросам.
Отношения между руководителями и работниками определяются положениями по структурным подразделениям организации и правилами внутреннего распорядка (Приложения 2, 3).
Качественный состав работников аппарата управления райпо представлен в табл. 2.1, составленной на основании данных приложений 4-6.
По данным табл. 2.1 видно, что за 2002-2004 годы в Климовичском райпо произошло снижение списочной численности работников на 116 человек, в том числе работников аппарата управления на 21 человека, что обусловлено сокращением штатов. За счет сокращения работников аппарата управления
со среднеспециальным и средним образованием, в 2004 г. удельный вес работников, имеющих высшее образование, увеличился на 5,49 % и составил
Таблица 2.1.
Качественный состав работников аппарата управления Климовичского райпо за 2002-2004 гг.
39,13 %. Доля
работников аппарата
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности Климовичского райпо приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности Климовичского райпо за 2002-2004 гг.
Как видно из табл. 2.2. выручка от реализации за анализируемый период увеличилась на 38,2 %, себестоимость реализации - на 41,3 %, что способствует убыточной деятельности. Фондоотдача и фондоемкость за 2002-2004 годы практически не изменились. Увеличение производительности труда связано в основном с проведенным сокращением штатов.
На 1 января 2005 г. общая стоимость имущества Климовичского райпо составила 6290 млн. р. (Приложение 9). Наибольший удельный вес в структуре активов занимают внеоборотные активы (70,23 %), за 2004 год произошло увеличение их удельного веса на 4,88 %. Оборотные активы составляют 29,77 % общей стоимости имущества. Имущество организации сформировано за счет собственных средств на 51,60 %, за 2003-2004 гг. наблюдается их снижение на 3,12 % и 2,44 % соответственно, что свидетельствует об увеличении зависимости организации от внешних источников финансирования (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Структура средств и источников формирования имущества Климовичского райпо за 2002-2004 гг.
Показатели
эффективности использования
Таблица 2.4
Показатели эффективности использования активов Климовичского
райпо за 2003-2004 гг.
Исходя из данных табл. 2.4. видно, что в 2004 г. по сравнению с 2003 г. произошло увеличение убытка в сумме 224 млн. р. (на 206,2 %). Убыточность активов увеличилась на 2 % и составила 5 %. Сократилось время обращения активов на 21,4 дня, что позволило дополнительно вовлечь средства в оборот в сумме 848,8 млн. р. (14477 / 365 х 21,4).
На финансовое состояние организации оказывает влияние состояние и эффективность использования оборотных средств организации. Проанализируем данные показатели на основании данных приложений 7-12 (табл. 2.5).
Эффективность
использования оборотных
Климовичского райпо за 2003-2004 гг.
Проанализируем
показатели ликвидности и
По данным табл. 2.5 можно сделать вывод, что в целом организация, исходя из поступления и расходования денежных средств, является платежеспособной (коэффициент платежеспособности больше единицы), и что за 2004 г. платежеспособность улучшилась. Однако в организации отсутствуют собственные оборотные средства, и чтобы погасить все свои
Таблица 2.6
Показатели ликвидности и платежеспособности Климовичского
райпо за 2002-2004 гг.