Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа
Управление является неотъемлембй частью любой коллективной деятельности в любой период истории развития общества. Организация управления в условиях становления рыночных отношений усложняется с каждым годом. Увеличивается количество субъектов хозяйствования различных форм собственности, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей рынка. Прибыль и рентабельность становятся главными ориентирами в деятельности любой организации. Но для того, чтобы достичь этих ориентиров необходимо правильно и эффективно организовать управленческую работу.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность и классификация методов управления
1.2. Характерные черты и особенности методов управления
организацией
1.3. Особенности зарубежного опыта в применении методов управления
организацией
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
КЛИМОВИЧСКОГО РАЙПО
2.1. Организационно-экономическая характеристика Климовичского
райпо
2.2. Оценка методов управления
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1. Эффективность методов управления
3.2 Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности управления и их экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.2.
Характерные черты
и особенности
методов управления
организацией
Центральное
место отводится экономическим
методам управления. Это обусловлено
тем, что отношения управления определяются
в первую очередь экономическими отношениями
и лежащими в их основе объективными потребностями
и интересами людей. Экономические
методы представляют собой способы
воздействия на имущественные интересы
отдельных людей и их объединений. В условиях
рыночной экономики они выполняют роль
базовых способов влияния на поведение
людей, активизируют их труд, повышают
деловую активность организаций, фирм.
В основе этих методов находятся объективные
экономические законы, специфические
законы рыночной экономики, а также принципы
вознаграждения за труд, имеющие определенные
особенности в каждой фирме, организации.
Система
экономических методов в
ценообразования; финансово-кредитные рычаги и стимулы; система налогообложения; коммерческий расчет, предполагающий, что организация не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль; средства материального стимулирования в виде премий и доплат за профессиональное мастерство, высокое качество выпускаемой продукции и т.д. (рис. 1.2).
Таким образом, сущность экономических методов управления сводится к тому, чтобы поставить каждого работника, коллектив организации в такие экономические условия, которые создавали бы возможность правильного сочетания их интересов и интересов общества. Создание условий взаимодействия, соподчинения, согласования обособленных экономических интересов открывают возможности выбора наиболее эффективных путей достижения целей организации.
Особенностью
использования экономических
Организационные методы представляют собой способы воздействия на
организационные интересы людей. Они выступают связующим звеном между объектами и субъектами управления для осуществления экономических методов управления и имеют некоторые особенности:
Преимуществом
организационных методов
Организационные методы управления базируются на объективных законах эффективной организации человеческой деятельности, естественных потребностях протекания жизнедеятельности в упорядоченной определенным образом среде. По своему функциональному назначению эта группа методов подразделяется на три подгруппы (рис. 1.3).
Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ (отдельными людьми и их группами), а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе. Эти долговременные организационные отношения и связи формируются следующими методами: разработки структур и штатов предприятия и утверждения их в установленном порядке с целью придания юридической силы; составления положений об исполнителях (отделах, службах или отдельных исполнителях); установления регламентов деятельности (табл. 1.1).
Функциональное
назначение организационно-
контролировать исполнение распоряжений.
Организационно-
К
организационным методам
Правовые акты можно объединить в две группы:
Особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые в своей совокупности предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном направлении.
Социальные методы представляют собой способы воздействия на социальные интересы персонала организации в целях активизации ее деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В
удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны, представляют собой воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи — это социальные исследования, планирование и регулирование (рис. 1.3).
Социальные исследования представляют собой методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.
Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется это путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет [18, с. 69].
Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.
Необходимо подчеркнуть, что социальное регулирование трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой).
Психологические методы представляют собой способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы.
Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные
условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности и др. Все эти виды интересов могут быть удовлетворены с помощью очень различных методов, порой носящих сугубо индивидуальный характер в каждой отдельной фирме.
Особенностью
психологических методов
Методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников применяются исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в организации.
Методы комплектования малых групп призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость. Исходя из целей совместной деятельности и ее характера, подбираются ее участники, обосновываются параметры их свойств, и в соответствии с ними окончательно комплектуется группа.
Методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность. Это относится к цветовой окраске помещений, к музыкальному сопровождению при однообразной работе, устранению
монотонности рабочих процессов, повышению уровня их творческого содержания для более полного удовлетворения профессиональных интересов;
Основная задача применения методов установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителями и подчиненными сводится к созданию условий, которые позволяют общаться в системе «руководитель-подчиненный» непринужденно, откровенно, полностью раскрыть интеллектуальный потенциал, проявить энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей. Главная роль в формировании таких взаимоотношений возлагается на руководителей, как обладающих определенной властью или полномочиями в процессе осуществления управленческой работы.