Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:54, контрольная работа
Разработкой систем стимулирования в настоящее время занимаются практически все компании независимо от их величины и положения на рынке. Это не только бум и погоня за очередной панацеей, сколько осознание и признание жизненной необходимости в хорошо поставленной и периодически обновляемой системе мотивации персонала компании. Эта задача ложится на плечи службы персонала и выполняется ею исходя из целей, возможностей компании и представлений о том, как это должно быть сделано.
каждого из выделенных результатов;
Сложность создаваемой или применяемой в организации системы стимулирования зависит от существенных условий деятельности организации, в число которых кроме специфики содержания деятельности входит уровень конкуренции на данном сегменте рынка и принятая организацией конкурентная стратегия, а также этап жизненного цикла. Совершенно очевидно, что зрелое предприятие со сложившимся коллективом может использовать более сложные системы стимулирования с опорой на методы коллективного поощрения. Стартовое предприятие относительно в большей степени вынуждено решать задачу закрепления кадров, а потому использовать, по преимуществу, системы индивидуальных поощрений.
1.3. Зарубежный опыт стимулирования персонала
Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 592 с.
Во многих компаниях запада командно-административный метод управления персоналом перешел к построению моделей, основанных на поведенческих, культурных и ценностных характеристиках личности.
В культурах Западной Европы и Северной Америки имеет большое значение преимущество сферы телесного здоровья, спорт и достижения профессии; в коллективистских обществах Востока (Ближнего Востока) предпочтение в основном отдается сферам семьи, общения с друзьями и гостями и размышлениям о будущем, смысле жизни, мировоззренческим вопросам.
В самое ближайшее время опыт японского менеджмента станет предметом широкого изучения в сфере применения его для формирования корпоративной культуры во многих российских компаниях.
В последнее время именно с японским опытом связаны наиболее яркие страницы истории менеджмента. Японские специалисты, основательно изучив американский менеджмент и позаимствовав из него все самое рациональное, построили свою модель управления. Ее принципиальное отличие от западной концепции менеджмента заключается в следующем: в первом случае преобладает ориентация на конечный результат, а во втором случае - на человеческий фактор. При этом сложилась строгая иерархическая триада приоритетов, а именно:
В обычной практике управления часто обращается внимание на технологию производства и именно ей отдаются приоритеты успеха. Японские теория и практика опровергают это положение. Там считают, что на самом деле технология производства занимает подчиненное положение, и на первое место выводится развитие персонала компании в условиях активного стимулирования мотивации.
Основа японского подхода - идеи самоуправления и самоконтроля. Поощряются способности работников, стимулируется их развитие, упор делается на партнерство, сотрудничество, взаимопомощь, формирование корпоративного духа. Большое внимание уделяется заботе о моральном состоянии работников.
Данное обстоятельство вынудило зарубежные корпорации применять различного рода системы участия персонала в капитале, прибылях, управлении. Для этого практикуется продажа акций постоянным работникам на льготных условиях, дополнительно к зарплате используются премиальные бонусы, являющиеся отчислением от прибыли, наемные работники становятся собственниками пенсионных фондов, формируемых за счет компании, проводится максимальное делегирование полномочий работникам и другое.
Смысл подлинной демократии и состоит в разумном соединении труженика и собственника в одном лице, что позволяет освободить трудящихся и созданные ими нелегким совместным трудом средства производства от того ненасытного меньшинства, которое ими неправомочно владеет. Процесс изменения социального статуса наемных работников и отношений собственности за рубежом получил название «экономика участия».
Японские методы гармонизации внутрифирменных отношений среди зарубежных подходов к мотивации и стимулированию труда занимают особое место, так как на практике они доказали свою высокую эффективность, выдвинув страну за сравнительно короткий послевоенный период в лидеры мировой экономики с одним из самых высоких среднегодовых доходов на душу населения. Они основаны на убеждении, что без заинтересованности работников простая механизация и автоматизация имеют четко выраженные негативные последствия: интенсификацию труда, безработицу, падение уровня жизни, рост поляризации населения по доходам, рост преступности, дестабилизацию общества со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Концепция производительности в Японии предусматривает перенос акцента эффективности производства на человеческий фактор, который является определяющим для характера производственных отношений. Принципы, на которых основано движение за производительность, следующие:
Японские методы социального партнерства вобрали и творчески трансформировали под свой национальный менталитет мировой опыт повышения эффективности производства. Они ориентированы на коллективистскую, групповую психологию мышления и поведения, близкую российскому населению, а не на устаревшую индивидуалистическую западную модель «дикого капитализма» конца 18 - начала 19 веков, основанного на беспощадной эксплуатации наемного труда. Не менее важно и то, что японский подход заключается в упрощении проблем, а не в поиске сложных решений. Более того, в японских методах органически увязаны содержательная сторона и технология их реализации, что способствует эффективному внедрению. Основная идея социального партнерства в современный период состоит в том, что во главу угла ставится не способ разделения получаемого дохода, а активный поиск возможностей для его увеличения. Успешность бизнеса - это стабильность с заданной рентабельностью, причем надежность считается важнее прибыли. Очень показателен и тот факт, что моральные принципы взаимопонимания и согласия действуют не только внутри фирмы, но и переносятся во внешнюю экономическую среду, создавая тем самым климат доверия в сфере национального бизнеса. Поэтому в Японии отношения между фирмами и внутри них строятся преимущественно на основе взаимного согласия и достижения компромиссов, а не жестких законов, по которым каждый предъявляет претензии другому.
Широкий спектр приемов и методов, используемых в практике японских промышленных компаний для повышения производительности, затрагивает практически все сферы их производственно-хозяйственной деятельности - от техники, технологии, организации производства до управления качеством, персоналом, создания благоприятных социально-психологических условий и так далее. Их базовая классификация, основанная на дифференциации основных объектов, на которые направлено целевое воздействие включает:
* При этом люди набираются не на конкретные вакансии, а в компанию, которая затем распределяет между ними трудовые обязанности и функции.
В последнее время из-за изменения демографической ситуации в Японии переходят к неполному пожизненному найму. Теперь служащий сам может определить время выхода на пенсию, например, в 40 лет. При этом освобождаются места для молодых специалистов, а профессионалы, получив крупное выходное пособие, могут позволить себе открыть собственное дело.
*Методы организации и управления производством - направлены на повышение общей эффективности производства.
Для повышения мотивации очень важно соблюсти и так называемый принцип совместного владения информацией, который в японских компаниях обеспечивается благодаря:
Перечисленные элементы японского менеджмента подкрепляются прогрессивной общенациональной системой оплаты труда и социальных выплат. Все трудящиеся Японии защищены гарантированным уровнем доходов, который в качестве минимальной заработной платы составляет основную часть базовой ставки работника. Минимальная зарплата устанавливается в префектурах на основе минимального потребительского бюджета и дифференцируется в зависимости от возраста работника, его семейного положения и других важных социальных факторов. При установлении факта нарушения соглашения о минимальной зарплате, руководители (собственники) предприятий подвергаются солидным штрафам.
Фирма - родной дом, шеф - отец, коллектив - большая семья, работоспособность, беспрекословное подчинение, вся жизнь - на одной фирме - являются непререкаемыми ценностями в японских компаниях, что резко отличает от давно существующего американского стандарта, где ценятся узкие специалисты (чем глубже знаешь свой предмет, тем лучше).
Американский подход к построению мотивационных систем нацелен на стабильный уровень функционирования компании при условии профессионального и ответственного отношения к делу. Это потребовало серьезного изменения социального статуса работников, превращения их в реальных, а не мнимых совладельцев предприятий. Данное обстоятельство вынудило ныне лидирующее в мировой конкурентной борьбе корпорации применить различного рода системы участия персонала в капитале, прибылях, управлении. Для этого практикуется продажа акций постоянным работникам на льготных условиях, дополнительно к зарплате используются премиальные бонусы, являющиеся отчислением от прибыли, наемные работники становятся собственниками значительных пенсионных фондов, формируемых за счет компании. Процесс изменения социального статуса наемных работников и отношений собственности получил название экономика участия».
В ближайшем будущем американским компаниям нужны будут новые способы мотивации в условиях экономии расходов на зарплату. Более того, в каждой двадцатой компании зарплата снижается, в одной трети находится на одном и том же уровне, по данным опроса, проведенного Национальной ассоциацией бизнес экономики. В связи со сложившимся положением компаниям приходится думать над тем, кого они вознаграждают и почему.
Сокращение затрат на зарплату решается через увольнение. Но увольнения всегда дорогостоящи: компании, испытывающие нехватку средств, не могут себе позволить большие выплаты в случае сокращения кадров. Кроме того, повторные сокращения наносят непоправимый удар по моральному состоянию сотрудников. Чтобы минимизировать ущерб, как предлагает специалист по отслеживанию новостей в сфере занятости, можно отправить работников домой, как поступили на компьютерном гиганте Hewlett-Packard, отправив всех на рождественские каникулы раньше срока.