Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ стилей руководителя,
которые применяет в своей практике руководитель и выбор оптимального
варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы;
-Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
-Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного
Руководства;
Введение…………………………………………………………………………...4
I.Теоретические основы руководства……………………………………………6
1.1. Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация…………...7
1.2. Одномерные и многомерные стили руководства………………………...11
1.3. Условия эффективного использования стилей руководства…………….20
1.4. Методы исследования стиля руководства…………………………………23
II. Исследование применяемых методов руководства ………………………..27
2.1. Краткая характеристика персонала и предприятия……………………….27
2.2. Личностные и деловые качества руководителя………………………......29
2.3. Исследование стиля работы руководителя………………………………..30
III. Анализ результатов исследования методов руководства…………………37
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список использованных источников……………………40
Приложения……………………………………………………………………...42
Приложение 3.
Тест «Лидер ли Вы? »
За каждый ответ
"да" - 10 очков
"не знаю" - 5 очков
"нет" - 0 очков.
1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для меня проблемой.
2. Думаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.
3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.
4. Честно говоря, не люблю, когда близки опекают.
5. Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.
6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.
7. По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с "железной рукой".
8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.
9. Знаю, что люблю и могу руководить другими людьми.
10. Не умею и не хочу открываться до конца не перед кем.
11. Мне приятны мечты о "тихой пристани".
12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.
13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден(на) просить о чем-то.
14. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.
15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.
150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших "подчиненных" говорит: дай передохнуть!
99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет - вот Ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите, если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.
49-0 очков: Ваши ответы характерны для "психологического ужа". Вы способны проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в других недостающие Вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.
В данном тесте руководитель набрал 115 баллов.
Приложение 4.
Тест «Эффективность лидерства »
Текст теста:
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
a. да
b. нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
a. да
b. нет.
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
a. краткий, ясный, точный;
b. эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
a. да
b. нет.
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
a. да
b. нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
a. да
b. нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
a. да
b. нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
a. да
b. нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
a. да
b. нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
a. да
b. нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
a. да
b. нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
a. да
b. нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?
a. да
b. нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
a. да
b. нет.
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
a. да
b. нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
a. да
b. нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
a. да
b. нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
a. наедине
b. в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?
a. да
b. нет.
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
a. да
b. нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
a. да
b. нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?
a. да
b. нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?
a. да
b. нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
a. да
b. нет.
25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
a. да
b. нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
a. да
b. нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
a. да
b. нет.
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?
a. да
b. нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
a. да
b. нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?
a. да
b. нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?
a. да
b. нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
a. да
b. нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?
a. да
b. нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением?
a. да
b. нет.
35. Уверены ли вы в себе?
a. да
b. нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
a. да
b. нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе?
a. да
b. нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?
a. да
b. нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?
a. да
b. нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?
a. да
b. нет.
Замечание. Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как сред неэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.
В данном тесте руководитель набрал 36 баллов.
1