Методы (стили ) руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ стилей руководителя,
которые применяет в своей практике руководитель и выбор оптимального
варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы;
-Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
-Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного
Руководства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I.Теоретические основы руководства……………………………………………6
1.1. Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация…………...7
1.2. Одномерные и многомерные стили руководства………………………...11
1.3. Условия эффективного использования стилей руководства…………….20
1.4. Методы исследования стиля руководства…………………………………23
II. Исследование применяемых методов руководства ………………………..27
2.1. Краткая характеристика персонала и предприятия……………………….27
2.2. Личностные и деловые качества руководителя………………………......29
2.3. Исследование стиля работы руководителя………………………………..30
III. Анализ результатов исследования методов руководства…………………37
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список использованных источников……………………40
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая, 3 курс.doc

— 462.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

I.Теоретические основы руководства……………………………………………6

1.1. Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация…………...7

1.2. Одномерные и многомерные  стили руководства………………………...11

1.3. Условия эффективного  использования стилей руководства…………….20

1.4. Методы исследования стиля руководства…………………………………23

II. Исследование применяемых методов руководства ………………………..27

2.1. Краткая характеристика персонала и предприятия……………………….27

2.2. Личностные и деловые качества руководителя………………………......29

2.3. Исследование стиля работы руководителя………………………………..30

III. Анализ результатов исследования методов руководства…………………37

Заключение………………………………………………………………………28

Библиографический список использованных источников……………………40

Приложения……………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Данная работа посвящена методу использования стилей руководства. Тема курсовой работы  имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание уделяется вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

       Основной целью исследования является анализ стилей руководителя,

которые применяет в своей практике руководитель и выбор оптимального

варианта сочетания методов воздействия на работников.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы;

-Рассмотреть различные классификации  и модели стилей руководства;

-Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного

Руководства;

-Обозначить методы исследования стилей руководства;

-Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства;

-Исследовать методы руководства директора на примере торгового предприятия;

-Охарактеризовать  торговое предприятие , его персонал, руководителя ; 

-Исследовать стиль руководства директора торгового предприятия, используя материалы тестирования персонала и работодателя ;

- Предложить совершенствование методов руководства.

-Сделать выводы по работе.

     Предметом исследования является изучение стиля руководства директора мелкооптового магазина «Центр».

       Эффективность деятельности любого предприятия зависит в основном от руководителя, от его стиля взаимодействия с подчиненными. Поэтому в настоящее время  данная работа имеет особую актуальность.

      Исследование стилей руководства занимались: К. Левин (9.09.1890-12.02.1947г.), Г. Андреева (родилась 13.06.1924г.), Дуглас Мак- Грегор (1906—1964), Р. Блейк, М.Мутон и др.

    При исследовании стиля управления директора использовались социологические методы, в частности закрытые тесты и самооценка руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретические основы руководства.

       Руководство–   это способность руководителя влиять на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

         Руководство людьми реализуется через власть и влияние. Различают семь основных источников власти и влияния: принуждение, вознаграждение, законная (традиционная) власть, экспертная власть, референтная  (харизматическая) власть, убеждение, вовлечение сотрудников в принятие решений. Большое значение имеет доверие к руководителю. В современных условиях происходит возрастание значения таких источников, как личные способности руководителей и завоеванный у подчиненных авторитет. Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.

      Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

     Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя, из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

     Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

     Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному

содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой

решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

      Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

      Таким образом, можно разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми.

1.1.           Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация.

        Возникновение понятия “Стиль руководства” и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века.

       Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

       Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами управляющего.

     Составляющими стиля руководства являются:

- Способы использования власти;

- Стиль мышления руководителя;

- Стиль поведения руководителя;

- Стиль личной работы;

- Стиль речи руководителя;

- Стиль общения руководителя;

- Отдых;

- Стиль принятия решений;

- Манера слушать.

     Стиль тесно связан с методом управления , но если методы осуществляются объективно и независимо от персоны руководителя, то стиль обуславливается индивидуальными свойствами личности.

      В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых руководителей с одинаковым стилем управления.

 

       Авторитарный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.                Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

        Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

       Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

      Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что показано в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1.

Авторитарный, демократический, либеральный стили управления.

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Эксплуататорский - благожелательный

Консультативный - партисипативный

Либеральный -бюрократический

     

             В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

Информация о работе Методы (стили ) руководства