Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ стилей руководителя,
которые применяет в своей практике руководитель и выбор оптимального
варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы;
-Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
-Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного
Руководства;
Введение…………………………………………………………………………...4
I.Теоретические основы руководства……………………………………………6
1.1. Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация…………...7
1.2. Одномерные и многомерные стили руководства………………………...11
1.3. Условия эффективного использования стилей руководства…………….20
1.4. Методы исследования стиля руководства…………………………………23
II. Исследование применяемых методов руководства ………………………..27
2.1. Краткая характеристика персонала и предприятия……………………….27
2.2. Личностные и деловые качества руководителя………………………......29
2.3. Исследование стиля работы руководителя………………………………..30
III. Анализ результатов исследования методов руководства…………………37
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список использованных источников……………………40
Приложения……………………………………………………………………...42
В тесте «Лидер ли Вы?» принимал участие только руководитель, который набрал 115 баллов. Это показывает, что он является диктатором, который считает, что знает, как будет и как должно быть. И такому поведению он легко находит оправдание, так как умеет убеждать и руководить другими людьми.
Табл. 7.
Лидер ли Вы?
№ вопроса теста | Ответ руководителя | Количество начисляемых баллов |
I | II | III |
1 | Да | 10 |
2 | Нет | 0 |
3 | Да | 10 |
Продолжение таблицы | ||
I | II | III |
4 | Нет | 0 |
5 | Да | 10 |
6 | Да | 10 |
7 | Да | 10 |
8 | Да | 10 |
9 | Да | 10 |
10 | Нет | 0 |
11 | Да | 10 |
12 | Да | 10 |
13 | Да | 10 |
14 | Да | 10 |
15 | Не знаю | 5 |
Итого: |
| 115 |
Тест «Эффективность лидерства» (Приложение 3) показал, что стиль руководства предпринимателя считается высокоэффективным, но есть замечание, что если этот тест используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного знания человеком своих потребностей.
Табл. 8.
Эффективность лидерства
№ вопроса теста | Ответ руководителя | Количество начисляемых баллов |
I | II | III |
1 | А | 1 |
Продолжение таблицы | ||
I | II | III |
2 | А | 1 |
3 | А | 1 |
4 | А | 1 |
5 | А | 1 |
6 | А | 1 |
7 | А | 1 |
8 | А | 1 |
9 | А | 1 |
10 | А | 1 |
11 | А | 1 |
12 | А | 1 |
13 | А | 1 |
14 | А | 1 |
15 | А | 1 |
16 | А | 1 |
17 | А | 1 |
18 | А | 1 |
19 | А | 1 |
20 | А | 1 |
21 | В | 0 |
22 | А | 1 |
23 | А | 1 |
24 | В | 0 |
25 | А | 1 |
26 | А | 1 |
27 | В | 0 |
28 | А | 1 |
Продолжение таблицы | ||
I | II | III |
29 | А | 1 |
30 | А | 1 |
31 | А | 1 |
32 | А | 1 |
33 | А | 1 |
34 | А | 1 |
35 | А | 1 |
36 | А | 1 |
37 | А | 1 |
38 | В | 0 |
39 | А | 1 |
40 | А | 1 |
Итого: |
| 36 |
Тест «Какая у Вас репутация» (приложение 4 )показал, что руководителю магазина «Центр» присущ высокий самоконтроль, основанный на четко осознанных целях и мотивах поведения. Он неизменно следует своему представлению о себе, заботится о своей общественной репутации, хорошо контролирует проявление эмоций и все поведение в целом.
Табл. 9.
Какая у Вас репутация
№ вопроса теста | Ответ руководителя | Количество начисляемых баллов |
I | II | III |
1 | А | 0 |
2 | В | 1 |
Продолжение таблицы | ||
I | II | III |
3 | А | 2 |
4 | А | 2 |
5 | А | 2 |
6 | В | 1 |
7 | С | 2 |
8 | А | 2 |
9 | С | 2 |
10 | С | 0 |
Итого: |
| 14 |
III. Анализ результатов исследования методов руководства.
Из проведенных тестов видно, что руководителю мелкооптового магазина «Центр» присущ директивный стиль руководства. Он считает, что знает как нужно себя вести и действовать в той или иной ситуации, так же считает, что прекрасно справляется со своими обязанностями, поддерживает свою репутацию на нужном уровне, старается влиять на людей методом приказов.
При авторитарном стиле управления руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.
Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.
Заключение.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при этом связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека также строиться на определенной деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к действительности.
Пристальное внимание уделяется разработке и практическому применению основных базовых положений управленческой деятельности, соотнесенных с особенностями социальных взаимодействий отдельных личностей. При этом значимость придается обеспечению эффективности управленческой деятельности: подготовке и принятию решений, их научной обоснованности, их практической реализации, контролю над их выполнением.
На примере рассмотренной организации, мы определили, что руководителю мелкооптового магазина «Центр» присущ авторитарный стиль управления, который в большинстве своем отличается жесткостью управления и конкретностью принятия решений.
Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.
От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, - в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
Библиографический список использованных источников:
1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001г.
2. Беляцкий НП. и др. Техника работы менеджера: Учеб. пособие.
Мн., 1998.
3. Блейк P.P., Моутон Дж.С. Научные методы управления.
Киев, 1990.
4. Веснин В.Р.Основы менеджмента: Учебник. -- М.: Институт между-народного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996.
5. Виханский О.С., Наумов А.И, менеджмент, 2001,
6.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991
7. Гончаров В. В. В поисках совершентсва управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993.
8. Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. –1997.-№8.
9. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.
10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
11. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: "Феникс", 2002
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2001. -- 241 с.
13. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. -- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. -- 67 с.
14. Максвелл Д.С.. Шеф и его команда. – М.: СПб.: Петер, 1998
15. Резник С.Д. Управление персоналом. – Пенза, ПГАСА, 1999
16. Менеджмент в организациях: Учебное пособие, Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А., - М: РАГС “Экономика”, 1995 г.
17. Менеджмент первичного уровня, Е.Ф. Прокушев - М: Изд. Дом “Дашков и К”, 1999 г.
18. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.А. Радугина - М: Центр, 1998 г.