Методы (стили ) руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ стилей руководителя,
которые применяет в своей практике руководитель и выбор оптимального
варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы;
-Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
-Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного
Руководства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I.Теоретические основы руководства……………………………………………6
1.1. Стиль руководства: понятие, характеристика, классификация…………...7
1.2. Одномерные и многомерные стили руководства………………………...11
1.3. Условия эффективного использования стилей руководства…………….20
1.4. Методы исследования стиля руководства…………………………………23
II. Исследование применяемых методов руководства ………………………..27
2.1. Краткая характеристика персонала и предприятия……………………….27
2.2. Личностные и деловые качества руководителя………………………......29
2.3. Исследование стиля работы руководителя………………………………..30
III. Анализ результатов исследования методов руководства…………………37
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список использованных источников……………………40
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая, 3 курс.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

19. Руководство персоналом организации: Учебник, В.П. Пугачев -М: Аспект Пресс, 1999 г.

20.Резник С.Д. Управление персоналом. – Пенза, ПГАСА, 1999

21. Стратегическое управление: Учебное пособие для вузов, Н.Н. Тренев -М: “Изд. ПРИОР”, 2000 г.

22. Цветаев В. М. Кадровый менеджмент: Учебник. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -- 146с.

23. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес школа», 199

24. www.infomanagement.ru/referats.php?r=154&p=10

25.www.tvourlife.ucoz.ru/publ/8-1-0-23

26.http://revolution.allbest.ru/management/00018650_0.htm

27. psyfactor.org/personal/personal17-07.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1.

 

Тест «Определение стиля руководства»

Инструкция: Выберете наиболее подходящий вариант для характеристики деятельности руководителя.
          1.
а) централизует руководство: требует, чтобы о всех делах докладывали ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими замами и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху и даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
          2.
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
          3.
а) в отсутствии руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководители могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
          4.
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые нужно преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с руководимыми, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
          5.
а) сам обращается за советами к сотрудникам;
б) не допускает, чтобы сотрудники ему советовали и тем более возражали;
в) сотрудники не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
          6.
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектив в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
          7.
а) его интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие условия для отношений между людьми;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большее внимание уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
          8.
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьбы руководителя не отличаются от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают недовольство подчиненных.
          9.
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
          10.
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
в) руководитель стремится восполнить недостаток знаний;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнять недостатки знаний;
д) если не знает, как решить вопрос, то поручает своим подчиненным.
          11.
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия;
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается всю ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
          12.
а) старается, чтобы заместители были квалифицированными специалистами;
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем или помощников;
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.
          13.
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель: они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется, а затем быстро забывается.
          14.
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает подчиненным замечания и выговоры сотрудникам;
д) его замечания всегда справедливы.
          15.
а) всегда обращается с подчиненными вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренней;
д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.
         16.
а) руководитель привлекает к управлению рядовых сотрудников;
б) нередко перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции принимает на себя фактически не руководитель, а другие сотрудники.
          17.
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину и порядок;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения.
          18.
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает о личном, о семье;
в) часто обращается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от сотрудников, руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в процессе общения.
          19.
а) руководитель единолично вырабатывает решения и отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, скорее всего уходит от него;
в) старается решать все вместе с сотрудниками, единолично решает только срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение,
д) берется в основном за решение мелких вопросов.
          20.
а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимодоверие;
б) старается, чтобы у сотрудников было хорошее настроение;
в) в коллективе повышенная текучесть кадров;
г) люди в коллективе относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя людям всегда приходится работать с напряжением.
          21.
а) способствует тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) сотрудники работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
г) сотрудники предоставлены сами себе;
д) предоставляет руководителям самостоятельность только время от времени.
          22.
а) регулярно советуется с сотрудниками, особенно с опытными;
б) советуется с сотрудниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми сотрудниками;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется с вышестоящими руководителями.
          23.
а) инициатива сотрудников руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше, тогда меньше спросят;
в) руководитель поддерживает инициативу сотрудников;
г) не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны;
д) инициативы не проявляет ни сам, ни сотрудники.
          24.
а) его любимый лозунг: "Давай! Давай!"
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) он не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны;
д) руководитель требователен к себе и другим.
          25.
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразное нововведение;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
          26.
а) в своей работе широко опирается на активность сотрудников;
б) многие вопросы решаются на общем собрании;
в) некоторые важные дела фактически решаются без участия руководителя;
г) большинство вопросов за коллектив решает сам руководитель;
д) в коллективе все решается по взаимной договоренности сотрудников.
          27.
а) руководителю безразлично, что о нем думают сотрудники;
б) никогда ни в чем не проявляет своего превосходства над сотрудниками;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к сотрудникам.

     Ключи для определения стиля руководства

 

а

б

в

г

д

1

Д3

Л2

К3

Л3

К2

2

Д3

К2

Л1

К3

Л3

3

Л1

К2

Д2

К1 Л2

К2

4

Д1

К2

Л2

Л1

К2

5

К3

Д2

Л2

Л2 К1

К2

6

Л3

Д3

К3

Д3

Д2

7

Д1

К1

Л2

Л1 К1

К1

8

К3

Л3

Д2

Л2

Д3

9

К2

Л2

Д2

Д2 Л2

Л2

10

Д2

К2

Л1

Д2 К2

К1 Л2

11

Л2

К2

Д2

Д1 Л2

Д2 Л1

12

К1

Д1

Л1

Д2

Д3

13

Д2

К2

Д2

К1

Д1 Л2

14

Л3

Д2

К3

Д2

К3

15

К2

Д2

Л2

Д2

Л2 Д2

16

К2

Д1 Л1

Д1

Л2 Л3

-

17

Д2

Л2

К2

Д2

Л3

18

Д3

К3

Л2 К1

Л2 Д1

Л1

19

Д3

Л2

К3

Л3

Л3

20

Д1

К1

Л1

К2

Д2

21

К2

Д2

Д2

Л2

Д2

22

К2

Д1 К2

Д2 К1

К2

Д2

23

Д2

Л2

К2

Л2

Л3

24

Д3

К3

Д2

Л3

К2

25

Л1

К1

Д1

К2

Д2

26

К2

К3

Л3

Д3

К3

27

Л1

К2

Д1

К2

Д3

Три стиля руководства:
директивный - Д;
коллегиальный - К;
либеральный - Л.
Д1, Д2, Д3 - степень выраженности стиля.
     Психологические процедуры и методы позволяют углубить рефлексию, самоанализ собственной деятельности, возможность стать более гибкими в своих действиях, и сделать действия более регулируемыми.
      Руководителю целесообразно ознакомиться с психологическими методиками, однако, их применение в организации целесообразно доверить специалистам-психологам, поскольку сбор, обработка и интерпретация данных требует определенной квалификации.

      В данном тесте принимали участие 4 человека, подведя итоги, выяснилось, что у руководителя средняя степень выраженности директивного стиля управления.

 

   Приложение 2.

Тест «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом».

      Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже.

Порядок проведения тестирования

       Тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с

     Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе.

Текст теста

1.      Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?

a.      продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;

b.     издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;

c.      потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.

2.      Представьте себе, что вы работаете на автомобильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модеренизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:

a.      примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;

b.     отдаст распоряжение о разработке новой идеи соответствующему персоналу;

c.      прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразности модернизации выпускаемого вами автомобиля.

3.      На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из возникших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, которое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:

a.      поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;

b.     будет отстаивать свою точку зрения;

c.      проведет опрос сотрудников, который поможет прийти к единому мнению.

4.      Ваш коллектив проделал большую трудоемкую работу, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:

a.      попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированны персонал;

b.     обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем;

c.      попытается найти виновных в неудаче (не справившихся с работосотрудников.

5.      В вашу организацию пришел журналист, работающий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные качества вашего руководителя, то какие бы из них вы назвали в первую очередь:

a.      квалифицированность, требовательность;

b.     осведомленность обо всех затруднениях, возникающих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;

c.      одинаковое отношение ко всем сотрудникам, умение идти на компромисс.

6.      Один из сотрудников допустил в своей работе незначительный промах, однако для того, чтобы его устранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руководитель?

a.      сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;

b.     сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;

c.      не придаст этому событию большого значения.

7.      На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников предприятия. Действия вашего руководителя:

a.      предпочтет, чтобы достойный претендент будет выбран коллективным голосованием;

b.     он будет назначен самим руководителем;

c.      прежде, чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми членами коллектива.

8.      Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан непосредственно с деятельностью всего предприятия?

a.      все решения принимаются только руководителем предприятия;

b.     на нашем предприятии приветствуется личная инициатива сотрудников;

c.      принимая, самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обязательно посоветоваться с руководителем;

9.      В целом, оценивая деятельность вашего руководителя, вы можете сказать, что он...

a.      полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;

b.     относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудниками должны быть ровные, демократические отношения;

c.      ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по определенной схеме, не стремится совершенствоваться в малоизвестных ему областях.

10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:

a.      говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п., при этом именно он задает основной тон беседе;

b.     предпочитает оставаться в тени, для того чтобы предоставить возможность собеседникам, коллегам по работе, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать, занимательный эпизод из их жизни;

c.      принимает активное участие в разговоре, не навязывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разговора точку зрения.

11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:

a.      тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;

b.     выполню эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;

c.      постараюсь уложиться в сроки, предложенные руководителем, однако не гарантирую высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное – выполнить работу в намеченное время.

12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему несколько дней придется поработать в вашем кабинете, что вы при этом будете чувствовать?

a.      вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его присутствии.

b.     буду этому очень рад, так как это лишняя возможность обменяться опытом работы с опытным, интересным человеком;

c.      присутствие руководителя никак не отразится на моей работе.

13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут действия вашего руководства?

a.      обязательно заинтересуется тем, что ему пока неизвестно, подробнее расспросит вас о других нововведениях;

b.     не придаст этому факту никакого значения;

c.      предпочтет, чтобы вы обратились к его личному опыту выполнения подобных поручений, то есть посоветует выполнить порученное задание так, как ему бы этого хотелось.

Ключ к тесту

1.      а - 0, b - 1, с - 2.

2.      а - 1, b - 0, c – 2

3.      а - 2, b - 0, с - 1.

4.      а - 1, b - 2, с - 0.

5.      а - 0, b - 2, с - 1.

6.      а - 0, b - 2, с - 1.

7.      а - 2, b - 0, с - 1.

8.      а - 0, b - 2, с - 1.

9.      а - 2, b - 1, с - 0.

10. а - 0, b - 1, с - 2.

11. а - 1, b - 2, с - 0.

12. а - 0, b - 2, с - 1.

13. а - 2, b - 0, с - 1.

     От 0 до 10 баллов. Руководитель вашего предприятия предпочитает самостоятельно принимать все решения, до конца отстаивает свою точку зрения, все идеи, исходящие от сотрудников, им тщательно обдумываются, однако он не всегда к ним прислушивается. Он всегда действует по одной и той же схеме, которая, по его мнению, подходит для всех случаев жизни, поэтому все новшества воспринимаются ими неохотно, с некоторой настороженностью. В своей управленческой деятельности он руководствуется принципом: критика одного сотрудника - стимул для активной работы других работников.

     От 11 до 20 баллов. "Коллектив превыше всего!" - таков девиз вашего руководителя, поэтому главное для него - доброжелательная атмосфера в коллективе. Он всегда прислушивается к мнению своих сотрудников, к обсуждению вопросов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий, избранием работников на новые должности, активно привлекаются все члены трудового коллектива. Ваш руководитель охотно идет на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, при возникновении всевозможных производственных проблем обращается только к ним.

     От 21 и выше. Ваш руководитель наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. При возникновении производственных проблем он не боится обращаться за советом к остальным сотрудникам, охотно соглашается с их мнением, если оно представляется ему наиболее разумным и рациональным. К числу его безусловных достоинств руководителя относится требовательность, объективность, умение критиковать сотрудников, не задевая их самолюбия.

В данном тесте руководитель набрал 13 баллов.

Информация о работе Методы (стили ) руководства