Методы разработки эффективных управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе практических ситуаций и теоретическом исследовании процессов и механизма разработки и принятия управленческого решения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организации. В процессе достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
уточнение содержания понятия "управленческое решение";
раскрытие системы подготовки и переподготовки кадров в России;
рассмотрение модели управленческого решения по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации персонала на примере банковской системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3
1. Классификация управленческих решений…………………………….…5
2. Технология разработки и реализации управленческих решений……..8
2.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческого решения………………………………………………………………………..…8
2.2. Требования к технологии менеджмента…………………………….…..9
2.3. Механизм принятия управленческих решений…………………….....11
2.4. Информационное обеспечение процесса разработки решений……...14
3. Методы принятия решений………………………………………….……..18
3.1. Методы анализа управленческих решений……………………….……23
3.2 Методы прогнозирования управленческих решений…………………26
4. Индивидуальные стили принятия решений……………………………..30
5. Условия эффективности управленческих решений…………………….31
6. Организация и контроль выполнения решений………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Методы разработки эффективных управленческих решений(курсовая).doc

— 234.50 Кб (Скачать)

В-пятых, решение должно быть реально осуществимым., т.е. нельзя принимать нереальные, абстрактные  решения. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в соей основе неэффективны. Принятое решение должно быть эффективным и соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.

В достижении эффективности  решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Доведение принятых решений до исполнителей начинается обычно с расчленения альтернативы на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:

если решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;

если решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;

решение четко сформулировано и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;

решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для  его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом  решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы.

Изложенное свидетельствует  о том, что эффективность решения  зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения до исполнителей (оформление решений и личных качеств руководителей и исполнителей). Организация исполнения принятых руководством организации решений как специфическая деятельность менеджера предполагает, что он держит в поле зрения решения, находит способ влияния на них, управляет ими. Команда "приступить к исполнению решения" не может быть дана раньше, чем у руководителя не будет уверенности, что все звенья, участвующие в исполнении, правильно поняли свои задачи и имеют все средства для их выполнения.

Главный смысл всей работы по доведению задач до исполнителей состоит в том, чтобы построить в сознании некий образ (технологию) будущей работы по выполнению управленческого решения. Первоначальное впечатление о будущей работе формируется у исполнителя при получении и восприятии задания. После этого идея (модель задания) уточняется, обогащается посредством ее адаптации к реальным и объективным условиям внутренней и внешней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения (идеальная модель деятельности исполнителя по выполнению задания менеджера).

Следует иметь ввиду, что для того, чтобы модель деятельности исполнителя была выполнена в  соответствии с первоначальной идеей  менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований.

 

Требования к технологии выполнения управленческих решений.

Полнота модели решения  описывает ее соответствие, с одной  стороны, замысле руководителя, его  решению и поставленным им задачам, а с другой - содержанию, структуре  и условиям исполнительской деятельности. Идеальным вариантом была бы такая полнота модели, при которой она будет настолько развернута, что еще до начала работы исполнитель мысленно может представить себе все тонкости предстоящей деятельности.

Точность модели необходима, потому, что она не выполняется  вообще или выполняется формально. Система управления, в которой точность формирования оперативных моделей решения не стала законом, по существу распадается.

Глубина отражения первоначальной идеи характеризует оперативную  модель с точки зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности.

Стрессоустойчивость и  прочность модели предполагает способность  исполнителя четко реализовывать  план действий, сложившийся в его  сознании, в любых сложных ситуациях.

Гибкость модели - критерий, который как бы противоречит всем указанным выше. Очевидно, что абсолютно жесткий, не поддающийся образ может быть приемлемым в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может. Проблема в том, чтобы выбрать оптимальное соотношение между стабильностью (неподвижностью) и гибкостью модели.

Согласованность модели решения связана с тем, что  исполнитель чаще всего выполняет  решение в одиночку. Поэтому действия должны согласовываться по задачам, времени, месту и т.п. с другими  исполнителями.

Мотивация модели решения. Известно, что понимание решения и усвоение его идеальной модели не в полной мере обеспечивают должную мобилизацию сил исполнителей, поэтому и нужно мотивировать деятельность исполнителей решений. Воздействие на мотивы, побуждающие исполнителей к проявлению активности, внутренней потребности для выполнения заданий - основной смысл мобилизации трудового коллектива на выполнение принятых руководством организации решений.

Применение к разработке решений научных подходов.

Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить "узостью" понятия "менеджмент", отсутствием в нем цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) - обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться "широким" понятием "менеджмента", то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции (см. работы Гличева А.В., Версана В.Г., Львова Д.С., Моисеевой Н.К., Сиськова В.И. и др.)

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость  применения к менеджменту 13 научных  подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

Они не являются синонимами, не дублируют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

Системный При системном  подходе любая система (объект)

подход рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе "вход" перерабатывается в выход.

Комплексный При применении комплексного подхода должны

подход учитываться  технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен

подход на исследование и усиление взаимосвязей: а) между  отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, б) между стадиями жизненного цикла объекта управления, в) между уровнями управления по вертикали, г) между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый Маркетинговый  подход предусматривает 

подход ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей, 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента. По образному выражению авиаконструктора Антонова О.К., сначала снижайте "себестоимость" продукции за счет повышения ее качества и только потом себестоимость.

Функциональный Сущность функционального подхода к менеджменту

подход заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются  несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.

Динамический При применении динамического подхода объект

подход управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный Воспроизводственный  подход - подход,

подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшим, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона); 5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения.

Процессный Процессный подход рассматривает функции 

подход управления как  взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный Сущность нормативного подхода заключается

подход в установлении нормативов управления по всем подсистемам  системы менеджмента. Нормативы  должны устанавливаться по важнейшим  элементам: а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды), б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда), в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

Количественный Сущность количественного подхода заключается

подход в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Административный Сущность административного подхода заключается

Подход в регламентации  функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий Целью  поведенческого подхода является оказание

подход помощи работнику  в сознании своих собственных  возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих  наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода  является повышение эффективности  фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный Ситуационный подход концентрируется на том,

подход что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован у ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Организация  и контроль выполнения решений.

 

Организовать исполнение решения - задача не из легких, требующая знаний людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения. Организация исполнения решений - это специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации исполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.

Информация о работе Методы разработки эффективных управленческих решений