Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе практических ситуаций и теоретическом исследовании процессов и механизма разработки и принятия управленческого решения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организации. В процессе достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
уточнение содержания понятия "управленческое решение";
раскрытие системы подготовки и переподготовки кадров в России;
рассмотрение модели управленческого решения по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации персонала на примере банковской системы.
Введение…………………………………………………………………….…....3
1. Классификация управленческих решений…………………………….…5
2. Технология разработки и реализации управленческих решений……..8
2.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческого решения………………………………………………………………………..…8
2.2. Требования к технологии менеджмента…………………………….…..9
2.3. Механизм принятия управленческих решений…………………….....11
2.4. Информационное обеспечение процесса разработки решений……...14
3. Методы принятия решений………………………………………….……..18
3.1. Методы анализа управленческих решений……………………….……23
3.2 Методы прогнозирования управленческих решений…………………26
4. Индивидуальные стили принятия решений……………………………..30
5. Условия эффективности управленческих решений…………………….31
6. Организация и контроль выполнения решений………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42
Руководитель 50-90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
Канал - средство передачи информации.
Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией
отправитель и получатель проходят
несколько взаимосвязанных
Зарождение идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Предлагается следующая классификация информации:
по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
по принадлежности к подсистеме системы менеджмента - информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
по режиму передачи - в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
по стадии жизненного цикла объекта - - по стадии маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. до списания;
по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой,. Между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Идея классификации используется при ее кодировании.
Основные требования к качеству информации:
своевременность;
достоверность (с определенной вероятностью);
достаточность;
надежность (с определенной степенью риска);
комплектность системы
информации (по качеству и ресурсоемкости
товара, условиям по стадиям жизненного
цикла товаров фирмы и
адресность;
правовая корректность информации;
многократность использования;
высокая скорость сбора, обработки и передачи;
возможность кодирования;
актуальность информации.
Организация массива информации. Информационный массив - это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами для выработки управляющих воздействий.
Цель создания массива информации - повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач.
Информационный массив должен обеспечивать:
прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;
наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;
оперативный поиск и выдачу информации по запросу;
предохранение информации от искажений;
защиту от несанкционированного доступа к информации.
Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.
Рационализация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления..
Информационный поток
характеризуется адресностью (наличием
источника и потребителя
По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в не регламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.
Объем информации - количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.).
Объем информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.
Важнейшим этапом формирования
информационного обеспечения
новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;
новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;
технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;
новые технологии принятия
решений на основе средств искусственного
интеллекта - без знаний, экспертных
систем, систем моделирования с различными
формами представления
внедрение новых информационных
технологий в управленческую деятельность
преследует не только автоматизацию
рутинных методов обработки информации,
но и организацию информационно-
3. Методы принятия решений.
Модели и методы принятия решений. В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применятся различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируется на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования - довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:
постановка задачи;
определение критерия эффективности анализируемой операции;
количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
построение математической модели изучаемого объекта (операции);
количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
корректировка и обновление модели.
Количество всевозможных
конкретных моделей почти так
же велико, как и число проблем,
для решения которых они
Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям следует относить такие, например, факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия - конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов - существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в сою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов.
Первоначально разработанные для военно-стратегических целей модели теории игр принимаются и в бизнесе для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.
Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет установлено, что например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться, от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Следует, однако, отметить,
что используются эти модели довольно
редко, так как слишком упрощены
по сравнению с реальными
Модели теории очередей или оптимального обслуживания используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны, относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться, и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей - в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.
Модели управления запасами.
Любая организация должна поддерживать
некоторый уровень запасов
Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
Модели линейного
Большая часть разработанных
для практического применения оптимизационных
моделей сводится к задачам линейного
программирования. Однако с учетом
характера анализируемых
Методы экспертных оценок. При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу значительный эффект приносят методы экспертных оценок.
Сущность экспертных
методов принятия решений заключается
в получении ответов
Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной работы экспертов. Основные задачи этой группы:
постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
разработка процедуры проведения экспертизы;
отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
проведение опроса экспертов и получение их оценок;
обработка, формализация и интерпретация полученной информации.
Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике методы группового опроса: метод комиссий, метод "мозговой атаки", различные модификации метода "Дельфи". Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.
Информация о работе Методы разработки эффективных управленческих решений