Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: дать определение процесса принятия решений; представить совокупность методов принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день.
Введение ……………………………………………………………………………....3
Глава I. Происхождение и центральный объект науки управления…....……...…5
1.1. Теория принятия решений……………………………………………………......5
1.2. Научные подходы в процессе принятия решений……………………………..7
Глава II. Содержание процесса принятия управленческого решения……….…..16
2.1 Основные понятия процесса принятия управленческого решения……..........16
2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения………………….....19
2.3. Процедура принятия решений……………………………………………….….21
2.4. Краткая классификация управленческих решений……………………………23
2.5. Анализ как составная часть процесса принятия решения…………..………....25
2.6. Стадии процесса принятия решения…………………………………………….27
Глава III. Механизм и методы принятия решения…………………………………33
3.1. Основные подходы………………………………………………………………..33
3.2. Механизм принятия управленческих решений…………………………………36
3.3. Характерные особенности управленческого решения…………………………40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………………50
Ситуационный (вариантный) подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте в конкретное время. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств. Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам: а) по содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.; б) по виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные; в) по ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений; г) по методам реализации управленческих решений.
Нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов в системе стратегического менеджмента, тем выше будут ее организованность, устойчивость, уровень автоматизации стратегического и тактического планирования и т.д.
Оптимизационный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Лучше сегодня потратить единицу валюты на прогнозирование и оптимизацию эффективности стратегического решения, чем завтра терять тысячи. Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона конкуренции, зависимостей между показателями качества товара и затратами по стадиям жизненного цикла и т. д.14
Директивный (административный) подход заключается в регламентации
функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения, методики и т. п.).
В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:
а) систему законодательных актов;
б) систему
нормативно-директивных и
в) систему планов, программ, заданий;
г) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими воздействиями.
Поведенческий подход заключается в оказании помощи работнику (объекту управления) в осознании собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению фирмы и управлению ею. Основной целью этого подхода является повышение эффективности функционирования организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике различные методы управления и принципы мотивации.15
Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, индивидуальное воспитание и образование. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будет определяться внешней средой и человеком (группой).
К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:
· конкурентоспособность внешней среды;
· силу конкуренции на данном рынке;
· качество систем управления (менеджмента);
· качество информационных связей;
· качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;
· систему учета, контроля и мотивации качественного решения;
· систему ценностей, организационную культуру и миссию организации и др.
К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:
· уровень культуры и национальные традиции;
· системность и логичность мышления человека;
· деловые качества работника;
· уровень
автоматизации информационного
обеспечения и организации
· систему мотивации и ответственности;
· темперамент человека;
· характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и другие параметры психологического портрета личности.
Исходя из перечисленных факторов, можно сделать вывод, что деловой подход — это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества.
Для
повышения качества и эффективности
принимаемых решений
Глава II. Содержание процесса принятия управленческого решения.
2.1 Основные понятия процесса принятия управленческого решения.
Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
. выработку и постановку цели;
. изучение проблемы на основе получаемой информации;
. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы
(задачи);
. выбор и формулирование оптимального решения;
. принятие решения;
. конкретизацию решения для его исполнителей.
Цели принятия управленческих решений. Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.
Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели.17
Альтернативы в управленческих решениях. Лица, принимающие решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что в конечном счете может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает большую помощь при принятии решений. Принятие решений есть выбор одной из альтернатив, и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса. В некотором смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично определению задачи при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны, список их неполон или даже непродуман, принять решение невозможно. Однако когда альтернативы четко перечислены, задача больше не является неосязаемой.
Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае в самом начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов. Если же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется, обычно нельзя откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.
Факторы, рассматриваемые при принятии управленческих решений. Под факторами, связанными с ресурсами понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями здесь подразумеваются такие разнообразные вещи, как наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности и т. д. Для инженерных решений характерно, что без специального изучения или исследования информация о существенных сторонах таких факторов может оказаться недостаточно полной.18
К техническим факторам относятся факторы, которые непосредственно связаны с инженерным анализом или выработкой требований к конструкции. Обычно технические факторы являются конкретными и выражаются количественно.
Кроме ресурсов и технических факторов, в ходе принятия решений важную роль играют чисто человеческие факторы. Эти факторы выражают не только требования политической или социальной целесообразности осуществления или достижения альтернативы, но и требования человеческой этики и морали. Для принятия правильного решения требуется не только техническая компетентность в оценке ресурсов и технических факторов, но и учет чисто человеческих факторов.
Рациональный порядок принятия управленческих решений. Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно либо путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов:
1. Формулируется цель.
2. Составляется возможно более полный список альтернатив. (Здесь необходимы творческий подход и изобретательность).
3. Составляется возможно более полный перечень факторов.
4. Список рассматриваемых
Информация о работе Методы принятия решений в управлении проектами