Методы принятия решений в управлении проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: дать определение процесса принятия решений; представить совокупность методов принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………....3
Глава I. Происхождение и центральный объект науки управления…....……...…5
1.1. Теория принятия решений……………………………………………………......5
1.2. Научные подходы в процессе принятия решений……………………………..7
Глава II. Содержание процесса принятия управленческого решения……….…..16

2.1 Основные понятия процесса принятия управленческого решения……..........16
2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения………………….....19

2.3. Процедура принятия решений……………………………………………….….21

2.4. Краткая классификация управленческих решений……………………………23

2.5. Анализ как составная часть процесса принятия решения…………..………....25

2.6. Стадии процесса принятия решения…………………………………………….27

Глава III. Механизм и методы принятия решения…………………………………33

3.1. Основные подходы………………………………………………………………..33

3.2. Механизм принятия управленческих решений…………………………………36

3.3. Характерные особенности управленческого решения…………………………40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 127.90 Кб (Скачать)

      Далее будет рассмотрена совокупность существующих в настоящий момент научных подходов, применяемых при разработке решений.7 

1.2. Научные подходы в процессе принятия решений. 

      Для повышения качества и эффективности стратегических решений рекомендуется применять 20 научных подходов: системный, логический, воспроизводственно - эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный (вариантный), нормативный, оптимизационный, директивный (административный), поведенческий, деловой. Чем дороже объект стратегического менеджмента, тем больше должны быть количество применяемых научных подходов и глубина их проработки. Рассмотрим сущность перечисленных подходов.8

  Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (взгляд вовнутрь, первично); 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (взгляд изнутри, вторично). Системный подход в современной интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и т. п. является для экономики изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако системный подход   из-за его сложности в экономике применяется редко. Системный подход — это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

При применении системного подхода рекомендуется  свойства систем подразделять

на четыре группы: 1) свойства, характеризующие сущность и сложность системы; 2) свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; 3) свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;      4) свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

      К свойствам систем 1-й группы (сущность систем) относятся:

·  первичность  целого (системы), а не его компонентов;

·  неаддитивность системы, т. е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов;

·  размерность  системы;

·  сложность  структуры системы по количеству уровней иерархии управления, многообразию связей в системе и другим подобным параметрам;

·  жесткость  системы, характеризующаяся степенью изменения ее параметров в заданный период, степенью влияния на нее внешней среды, гибкостью системы и степенью ее свободы;

·  вертикальная целостность системы;

·  горизонтальная обособленность системы;

·  иерархичность  или делимость системы;

·  множественность (разная глубина) описания системы.

      К свойствам систем 2-й группы (связь  с внешней средой) относятся:

·  взаимозависимость  системы и внешней среды (принцип "черного ящика");

·  степень  самостоятельности системы;

·  открытость системы или интенсивность обмена информацией и ресурсами с внешней средой;

·  совместимость  системы с другими системами  внешней среды.

      К свойствам систем 3-й группы (методология  целеполагания) относятся:

·  целенаправленность системы;

·  наследственность системы;

·  приоритет  качества;

·  приоритет  интересов системы более высокого уровня;

·  надежность системы;

·  оптимальность  системы;

·  степень  неопределенности информационного  обеспечения системы;

·  эмерджентность системы, т.е. несовпадение целей или  функций компонентов

системы с целями или функциями системы в целом;

· мультипликативность системы, т.е. результаты проявления некоторых свойств определяются не сложением, а умножением относительных значений свойств (например, безотказность функционирования системы определяется умножением коэффициентов безотказности ее компонентов).

      К свойствам систем 4-й группы (функционирование и развитие систем) относятся:

·  непрерывность  функционирования и развития системы;

·  альтернативность путей функционирования и развития системы;

·  синергичность  системы;

·  инерционность  системы;

·  адаптивность системы;

·  организованность системы;

·  уровень  стандартизации системы;

·  инновационный  характер развития системы.9

  Логический подход основан на отношении к логике как к науке о мышлении. Для применения логического подхода к выполнению почти любой работы необходимо руководствоваться принципами диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относятся принципы объективности рассмотрения всякого объекта, всесторонности его рассмотрения и историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся принципы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного обоснования.

      Воспроизводственно-эволюционный подход ориентирован на постоянное

возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой.10

      Элементами  воспроизводственно-эволюционного  подхода являются:

·  применение опережающей базы сравнения при  планировании воспроизводства объекта, отвечающего требованиям рынка на момент приобретения (покупки);

·  трактовка  закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл;

·  рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

·  обеспечение  по возможности пропорционального  по качеству и количеству развития элементов внешней среды.11

  Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т.е. на основе разработки и внедрения новшеств. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не этапами развития экономики, как считает

М. Портер.

      Комплексный подход предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи.

      Сущность  глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества.

      Глобальный  подход в настоящее время применяется  при решении вопросов

международной стандартизации, метрологии и сертификации, информационного обеспечения управления различными объектами; при выполнении финансовых операций, создании, функционировании и развитии меж- и транснациональных корпораций и т. д.

  Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали; г) между субъектами управления по горизонтали.

      Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне. Конкурируя же в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, можно виртуально "уничтожить" огромные расстояния. На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное обслуживание, заключается множество сделок и т. д.

      Стандартизационный  подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества.

      Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества объекта и его сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов при производстве объекта за счет реализации факторов масштаба, научно-технического прогресса, ресурсосбережения, совершенствования системы менеджмента организации.12

      Эксклюзивный  подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности. Чтобы и меньшей степени зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое, свою изюминку, новшество, устойчивое конкурентное преимущество и редко делиться этим преимуществом. Если такой эксклюзив не получен по наследству (талант, капитал и т. д.), его надо приобретать упорным трудом над собой и вверенным вам коллективом.

      Функциональный  подход заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов под эти функции и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл на единицу его полезного эффекта (отдачи). Цепочка развития объекта: потребности – функции - показатели будущего объекта – изменение или формирование структуры системы

. В настоящее  время в основном применяется предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Инструментом применения функционального подхода является функционально-стоимостный анализ, который стандартизован в большинстве промышленно развитых стран как эффективный метод.

  Процессный подход рассматривает все общие функции управления как взаимосвязанные, выполняемые в следующей последовательности: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если эти функции представить в виде круга со стрелками от предыдущей функции к последующей, то в центре круга будет всеобщая функция — координация.

      Структурный подход — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения соответствующих ресурсов. Например, значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат потребителя — может быть примерно следующей: 4:3:2:1, т.е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товара. Структура стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего времени главного маркетолога — 5:3:2, т.е. приоритет должен отдаваться формированию стратегий. Этот подход должен заменить популярный ныне альтернативный подход (или — или).13

Информация о работе Методы принятия решений в управлении проектами