Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка
рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется
общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям
продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия
(работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий
Введение
1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него .
2. Критерии отбора .
3. Методы отбора персонала .
3.1 Предварительная отборочная беседа .
3.2 Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты .
3.3 Беседа по найму .
3.4 Тесты по найму .
3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .
3.6 Медицинский осмотр .
4. Достоверность и обоснованность методов отбора .
Заключение
результативности и количества увольнений .
3.3 Беседа по найму .
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее
широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых
сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о
нём . В этом случае важное значение приобретает беседа представителей
организации с претендентом . Даже работников неуправленческого состава
редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования . Его лучше
всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на
должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать
десятков собеседований , занимающих несколько месяцев .
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств
кандидата и личного знакомства с ним . Прежде всего должно быть выяснено
знание специалистом того дела , за которое он берётся . Конкретное
содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией)
рабочего места . Проверяется , насколько претендент понимает предстоящую
работу (функции , технологии) , знает технические средства , которыми ему
предстоит пользоваться .
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы
сводятся к следующему :
Установление взаимопонимания с кандидатом и
предоставление возможности ему чувствовать себя свободно .
Концентрация внимания в ходе всего собеседования на
требованиях к работе .
Недопустимость оценки по первому впечатлению .
Необходимость получения всей информации о человеке .
Подготовка комплекта структурированных вопросов ,
которые будут задаваться всем кандидатам , а также
достаточная гибкость , чтобы исследовать и другие
возникающие вопросы .
Различают беседы формализованные (строго по схеме) ,
слабоформализованные и неформализованные . В ходе любой из них происходит
обмен информацией , обычно в форме вопросов и ответов . Цель практически
любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы
значительно отличаются по подходам . В ходе беседы формализованного типа
проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного
списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке . Такой
подход , как правило , не позволяет получить достаточно широкого
представления о заявителе , так как не даёт возможности приспособить ход
беседы к ответам претендента .
При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь
основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные . Этот
метод допускает большую гибкость , чем первый , но требует и большей
квалификации от проводящего беседу . Хотя для этих бесед и нет специальных
макетов , всё же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов ,
которые обычно задаются кандидатам :
Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам ?
Чем Вас привлекла наша фирма ? Что Вы знаете о ней ?
Что Вы знаете об этой работе ? В какого рода работе Вы
больше заинтересованы ?
Почему Вы выбрали именно эту карьеру ? Как Вы планируете
на будущее свою карьеру ?
Что бы Вы стали делать , если ... (описание критической
ситуации на рабочем месте) ?
Как бы Вы могли описать себя ?
Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?
Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?
Какую работу Вы больше всего любите делать , а какую не
любите?
Каковы Ваши интересы вне работы ? Как Вы проводите
свободное время ?
Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?
Какие предметы в школе Вам нравились больше всего и
меньше всего ? А в ВУЗе ? Почему ?
Считаете ли Вы , что получили хорошую подготовку общего
характера ?
Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам
думать , что Вы добьётесь успеха в избранной Вами сфере
деятельности ?
Какого рода общественной деятельностью Вы занимались в
ВУЗе ? После ВУЗа ? Почему ?
Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней
работе ?
Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на
прежнем месте работы ? О Вашей прежней работе ?
Почему Вы уволились с прежней работы ?
Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?
На какую заработную плату Вы рассчитываете ?
Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?
При проведении беседы по неформализованному типу у человека
проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов . Разговор
ведётся свободно , в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого
заявителя . Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению
собеседования по этому типу . Сюда входит запрещение комментариев по поводу
пола кандидата , если это не связано как-то с выполнением работы .
Недопустимо задавать вопросы , связанные с расовой принадлежностью (о цвете
кожи , глаз , волос) , увечья
|
| скачать работу |
ми (как они получены , и насколько они
серьёзны) , возрастом , семейным положением и количеством детей (это
выясняется лишь после приёма) , ростом и весом , пригодностью к воинской
службе , интересоваться родом войск , в которых служил кандидат , жилищными
условиями , судимостью . Запрещается также требовать рекомендации
религиозных организаций . Кроме того , есть перечень вопросов , которые
должны задаваться с большой осторожностью , это вопросы : о месторождении ,
пользовании псевдонимом или вторым именем , о религиозных убеждениях ,
гражданстве , членстве в различных клубах и обществах .
В целом же разговор ведётся достаточно свободно . Здесь нужно
постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться
к его словам . Разговор , как правило , начинается с какого-либо простого
вопроса , допустим : «Что в данной работе Вам нравится больше всего ?» .
После того , как он начнёт говорить , следует делать лишь короткие
замечания в тех случаях , когда собеседник отклоняется от темы беседы .
Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно , продолжайте ,
пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор ,
пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём самом , а
также о его истинных намерениях .
Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные
части : вступительную , основную и заключительную .
Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания
атмосферы взаимопонимания . Опрос обычно начинается с темы , интересующей
обе стороны . При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого , избегать
отрицательных оценок и критических замечаний , как можно больше проявлять
дружелюбие и интерес к личности кандидата . Главная же цель основной части
беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств , требуемых
для данной должности и принятия решения . При этом желательно , чтобы
кандидат говорил сам , а интервьюер внимательно слушал . В заключительной
части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на
работу . Не следует заканчивать беседу отрицательным решением , о нём
человека рекомендуется уведомить позже .
В Англии для беседы с кандидатами чаще всего используется метод ,
называемый «план семи пунктов» , разработанный и рекомендованный
Национальным институтом производственной психологии . Он включает в себя :
Физические характеристики - здоровье , внешность , манеры .
Образование и опыт .
Интеллект - способность быстро схватывать суть проблемы .
Способность к физическому труду .
Диспозиция - лидерство , чувство ответственности ,
общительность .
Интересы - любые хобби , которые могут характеризовать
личность кандидата .
Личные обстоятельства - как работа будет влиять на личную
жизнь и наоборот .
В ходе беседы менеджеру по персоналу нужно определить :
достаточно ли квалифицирован кандидат для данной работы ;
желает ли он выполнять её при существующих условиях ;
какова продолжительности будущей работы в организации ;
возможность продвижение по служебной лестнице вверх ;
совершенствование профессии кандидата ;
мнение относительно сверхурочной работы , командировок ,
замещения других работников и других возможных
специфических особенностей предстоящей деятельности
является ли этот кандидат самым подходящим из всех
остальных
Что касается продвижения в должности , то по этому вопросу должна
быть ясность . Если есть возможность продвижения , то претенденту
желательно сообщить , что ему для этого следует делать . Если нет такой
возможности , то об этом также следует уведомить будущего работника , но в
то же время сказать о льготах , которые он сможет иметь по мере увеличения
стажа работы его в организации .
О мотивации действий претендента можно судить , задав ему всего два
вопроса : «Почему он ушёл с прежней работы ?» и «Что его привлекает на
новой работе ?» Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно
уровня заинтересованности в работе будущего работника .
В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые
способности претендента , например . способности понимать , выражать свои
мысли , писать , говорить и пр. Необходимо обратить внимание на опрятность
в одежде , в облике в целом , а также на манеру держаться .
Предпочтительными надо считать : опрятность , скромность в облике и