Методы оценки эффективности управления банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы следующие:
1) рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка, в частности обосновать содержание понятия «эффективность деятельности коммерческого банка» на современном этапе развития экономики и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;
2) изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно подходы на основе балансовых обобщений

Содержание

Введение
1 . Теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка
1.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
1.2. Системный подход к оценке эффективности деятельности коммерческого банка
2. Методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в системе банковского финансового менеджмента
2.1. Общие методические подходы, используемые при оценке эффективности деятельности коммерческого банка
2.2. Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых обобщений
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Работа содержит 1 файл

Методы оценки эффективности.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

Задачи обоснования управленческих решений, разработки стратегии развития, оценки результатов деятельности и контроля за эффективностью использования финансово-кредитных ресурсов, а также комплексного выявления резервов устойчивого развития коммерческих банков в условиях рыночной экономики приобретают все возрастающее значение, как на уровне отдельной кредитной организации, так и российской банковской системы в целом [Там же, с. 10]. В ответ на возникшую на западе концепцию «высокорентабельной банковской деятельности» в России необходимо разрабатывать аналогичные подходы.

Одним из таких подходов в России является системный подход к исследованию банковского бизнеса на базе финансово анализа, оценка эффективности деятельности коммерческого банка с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам.

Системный подход как методологическое направление в науке позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов (как финансовых, так и нефинансовых) поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития, то есть оценить эффективность деятельности коммерческого банка .

Принцип системного подхода к оценке эффективности деятельности коммерческого банка состоит в том, чтобы рассмотреть этот объект как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют жестко детерминированные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития, эффективность управленческих решений, место и роль в банковской системе страны [17, с. 39].

Принцип целостности находит выражение в том, что оценка эффективности деятельности банка осуществляется с позиции оценки исходного экономического потенциала коммерческого банка – источника образования конечных результатов деятельности. На этой основе производится оценка эффективности самих конечных результатов деятельности банка и их соответствия поставленным стратегическим целям развития и анализируется их влияние на формирование стратегии банка [23].

Проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе системного подхода состоит том, чтобы разработать такую методику анализа, которая позволяла бы, с одной стороны, дать интегральную оценку результатам деятельности банка с учетом множественности внешних и внутренних факторов, на них воздействующих, а с другой стороны, способствовала бы формированию экономически обоснованной программы развития по различным направлениям банковского бизнеса для достижения стратегических целей банковской организации [17, с. 40].

Системную оценку эффективности деятельности коммерческого банка можно проводить по этапам: постановка задачи анализа; формулирование общей цели функционирования системы; разработка критериев оценки достижения цели системы; определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня; анализ структуры системы; отбор показателей, характеризующих развитие системы; определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы; моделирование показателей; разработка информационного и организационного обеспечения проведения анализа; проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа. Содержание этапов системной оценки следующее:

1. Постановка задачи анализа – выявляется и формулируется задача исследования, оценивается ее содержание  и логическая структура. Роль банка в экономике, выработанные его руководством приоритеты определяют стратегию его развития, а, следовательно, и систему ключевых параметров оценки эффективности деятельности. Эта система для каждого конкретного банка содержит свой индивидуальный набор частных показателей, определяемый стратегической направленностью деятельности банка, системой основополагающих принципов и приоритетов его развития, но существуют и общие для всех кредитных организаций результирующие показатели деятель­ности, определяющие основу банковского бизнеса, такие как показатели оценки прибыли, собственного капитала, платежеспособности, финансовой устойчивости.

2. Формулирование общей цели функционирования системы – формули­руется общая цель системы, отражающая цели деятельности объекта исследования (коммерческого банка), и на основании уточненной цели определяется круг задач, подлежащих исследованию, и их приоритет­ность.

Следует отметить, что этот этап является одним из самых важных, так как от него зависит весь ход проведения исследования, выбор при­оритетных задач и в конечном итоге структура системы анализа. Цель функционирования данной системы состоит в том, чтобы обосновать целостную совокупность управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности банка, реализацию страте­гических задач и миссии кредитной организации, оценить механизм воздействия на результаты деятельности банка и эффективность их использования.

Исходя из содержания цели системы, для ее реализации необходимо ее согласование и декомпозиция с учетом целей объек­та исследования – банка. Эта задача анализа решается путем предва­рительного изучения внутренних распорядительных документов объек­та исследования, содержащих программу его развития. Как правило, для реализации целей банковского управления вырабатывается спе­циальный документ – стратегия банка, который выступает генераль­ной программой, устанавливающей комплекс мер, средств и методов для достижения указанных целей, а также содержит количественное и качественное выражение целевых ориентиров деятельности банка, его подразделений.

За разработку стратегии, включающей не только стра­тегические планы, но и контроль за их исполнением, отвечают в первую очередь высшие менеджеры банка. Изданные Базельским комитетом документы по вопросам надежной банковской практики подчеркивают необходимость разработки банками стратегии своей деятельности и установления системы подотчетности за ее реализацию [9]. Однако в России стра­тегия банка, в большинстве случаев, известна лишь узкому кругу управленцев, в то время как в экономически развитых странах предпочтение отда­ется открыто сформулированной стратегии.

3. Разработка критериев оценки достижения цели системы – разраба­тываются критерии оценки способов достижения цели системы, их может быть несколько, и они должны описывать по возможности все важные аспекты цели. При фор­мировании критериев оценки эффективности деятельности банка, а впо­следствии и при формировании системы показателей важен диффе­ренцированный подход к временному отрезку, за который производятся анализ и оценка, делается прогноз. Так, в качестве критериев в крат­косрочном анализе выступают показатели прибыли и ликвидности, а в качестве долгосрочной цели – увеличение стоимости (ценности) капитала; краткосрочная прибыль рассматривается только как источ­ник долгосрочного развития. В любом случае критерием эффективности системы «коммерческий банк» является не только степень достижения стратегических целей кредитной организации, но и уровень достаточности капитала, надеж­ности, финансовой устойчивости банка для его дальнейшего развития и расширения деятельности.

4. Определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня – определяется место анализируемой системы в системе комплексного финансово-экономического анализа деятель­ности банка, границы ее функционирования, выделяются элементы системы – основные подсистемы и их границы.

5. Анализ структуры системы – разрабатываются микроблоки по каж­дой из подсистем анализа эффективности деятельности банка, оп­ределяется их иерархия и функции. Микроблоки, определяющие со­держание и структуру каждой из подсистем, служат основой для формализации основных факторов, под воздействием которых фор­мируются результаты деятельности банка и система показателей их оценки.

6. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам – формулируются частные цели функционирования системы, то есть цели подсистем и микроблоков, посредством которых реализуется общая цель системы и опре­деляются соответствующие частные критерии ее эффективности.

7. Отбор показателей, характеризующих развитие системы – в соот­ветствии с целями и задачами системы анализа в целом и ее отдельных подсистем и микроблоков разрабатывается система показателей ана­лиза и оценки результатов деятельности банка, отражающая иерархию внутреннего строения самой системы анализа.

Для крупных банков целесообразно иметь двухуровневую систему показателей оценки эффективности деятельности [17, с. 48].

Подсистема перво­го (высшего) уровня включает в себя ограниченное число наиболее существенных и информативных показателей деятельности банка, соответствующих стратегии его развития и аналитическим задачам пользователей информации. Эта подсистема служит для оценки достигнутых результатов, финансового состояния банка в це­лом и одновременно является методической основой для выработки и корректировки стратегии, целевых установок развития банка. На этом уровне отслеживается выполнение контрольных нормативов ЦБ РФ, оцениваются целевые нормативы по объемам при­влечения и вложения средств, целевые уровни доходности, предель­ные показатели степени риска, ликвидности и т. д. Показатели анализа подсистемы первого уровня являются главным инструментарием в работе службы стратегического планирования коммерческого банка.

Подсистема второго уровня – детализированная совокупность показателей оценки эффективности отдельных функций, подразделений, банковских продуктов и услуг, обеспечивающая установление причинно-след­ственных связей между конкретной операцией и интегральными ре­зультатами деятельности банка в целом. Особенно важным второй уровень анализа становится при оценке эффективности вне­дрения новых банковских продуктов и услуг.

8. Определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воз­действие на показатели системы – выявляются и систематизируются основные факторы, под  воздействием которых функционирует система и формируются ее аналитические показатели.

9. Моделирование показателей анализа – осуществляется математическое моделирование показателей каждого блока анализа. В ходе моделирования каждый показатель представляется как некая фактор­ная система, образованная в соответствии с определенными экономи­ческими критериями выделения факторов как элементов этой системы: причинность, достаточная специфичность, самостоятельность суще­ствования, возможность и количественного измерения.

10. Разработка информационного и организационного обеспечения про­ведения системного анализа – определяются основные источники ин­формационных потоков и их соответствие целям и задачам анализа, разрабатываются механизмы совершенствования и обновления инфор­мационной базы в зависимости от периодичности анализа, определя­ется субъект анализа, его связи с объектом исследования.

11. Проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа – на материалах конкретного объекта исследования производится испытание факторной модели взаимосвязи основных показателей анализа; вычисляются параметры идеальной или нормативной системы результатов деятельности банка, удовлетворяющей стратегическим целям развития кредитной организации, исходя из имеющихся у системы стартовых возможностей (экономического потенциала). На этом этапе широко применяются методы и приемы динамического, структурного, струк­турно-динамического, коэффициентного и факторного анализа.

На последующих этапах анализа проводятся: обобщение результатов; выявление степени устойчивости развития экономического субъекта и резервов улучшения эффективности его деятельности; разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности банка и его развитие в соответствии с целевыми ориентирами; принятие управленческих решений по увеличению темпов роста эффективности.

Таким образом, системная концепция анализа эффективности деятельности коммерческого банка предполагает: представление объекта исследования и совокупности процедур оценки как целостных систем; учет всей совокупности факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка; решение задач анализа посредством комплексного проектирования системы результатов деятельности банка на основе выбранных каче­ственных и количественных целей функционирования самого объек­та исследования; многофакторное моделирование системы показате­лей результатов деятельности банка; приоритет оценок достижения стратегических задач и целей, миссии банка над общепринятыми по­казателями оценки результативности [17, с. 51].


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1. Общие методические подходы, используемые при оценке эффективности деятельности коммерческого банка

 

Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка должен включать сбалансированную систему показателей, учитывающих все существенные аспекты его деятельности. Сбалансированная система показателей позволит проводить всесторонний анализ взаимосвязей внутри банка, своевременно отслеживать как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах управления и влиять на них. Главное отличие сбалансированной системы показателей эффективности от произвольного набора показателей заключается в том, что все показатели, входящие в сбалансированную систему, во-первых, ориентированы на стратегические цели и задачи банка и, во-вторых, взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам.

Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка находится на стыке нескольких научных дисциплин: экономики, статистики, теории систем. Решению задачи анализа эффективности банковской деятельности в такой постановке лучше всего соответствует концепция представления баланса банка как единого портфеля активов и пассивов, сбалансированный по объемам, срокам и стоимости отдельных активных и пассивных групп денежных ресурсов, а не как дебетовые и кредитовые остатки на счетах банков.   

Информация о работе Методы оценки эффективности управления банком