Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции.
Коммерческие факторы определяют условия
реализации товаров на конкретном рынке.
Они включают: конъюнктуру рынка (острота
конкуренции, соотношение между спросом
и предложением данного товара, национальные
и региональные особенности рынка, влияющие
на формирование платежеспособного спроса
на данную продукцию или услугу.); предоставляемый
сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских
пунктов изготовителя и станций обслуживания
в регионе покупателя, качество технического
обслуживания, ремонта и других предоставляемых
услуг); рекламу (наличие и действенность
рекламы и других средств воздействия
на потребителя с целью формирования спроса);
имидж фирмы (популярность торговой марки,
репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают
требования технической, экологической
и иной (возможно, морально-этической)
безопасности использования товара на
данном рынке, а также патентно-правовые
требования (патентной чистоты и патентной
защиты). В случае несоответствия товара
действующим в рассматриваемый период
на данном рынке нормам и требованиям
стандартов и законодательства товар
не может быть продан на данном рынке.
Поэтому оценка этой группы факторов и
компонент с помощью коэффициента соответствия
нормативам лишена смысла. Данные факторы
вступают как ограничения, обязательные
выполнению.
Эти факторы определяющим образом влияют
на конкурентоспособность продукции (услуг).
Итак, конкурентоспособность зависит
от рассмотренных выше факторов. Определить
характер этой зависимости и выразить
ее количественно трудно, однако ее наличие
является стимулом для поиска путей оценки
и повышения конкурентоспособности. Более
всего для этой цели подходят экспертные
методы. При этом целесообразно изучать
влияние указанных факторов на предпочтительность
товаров.
2.3.Основные
формы стимулирования деятельности по
совершенствованию качества
Обучение и мотивация персонала.
Несомненно, что для вовлечения всего персонала организации в деятельность по совершенствованию качества потребуется дополнительное обучение персонала. При этом необходимо преследовать три основные цели: освоение теории управления качеством; изменение отношения к проблемам качества; пробуждение сознательности .
Можно воспользоваться позитивным опытом японских кружков качества, уделяющих особое внимание обучению рядовых работников. Работников фирмы учат выявлению, исследованию, и решению проблем в области качества.
Для управленческого персонала необходимо включить в процесс обучения не только изучение науки о качестве, но и изучение особенностей фирмы в отношении качества. При этом процесс обучения должен проходить раздельно для высшего , среднего и линейного звеньев управления..
Особое внимание при создании эффективной системы качества в организации необходимо уделить формированию системы мотивации сотрудников, основанной на общественном признании заслуг и вознаграждении работников , добившихся успехов в совершенствовании качества.
Процесс признания заслуг должен быть
направлен на решение следующих задач:
Говоря о признании заслуг в области совершенствовании качества, нельзя обойти молчанием уровень достижений фирмы в целом. Основной формой общественного признания для организаций являются премии качества.. наиболее известными премиями качества являются : премия Деминга (Япония, 1951г.); премия Болдриджа(США,1987г.); европейская премия (1992г.).
2.4.Методы контроля
качества.
Контроль качества-деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам.
По способу отбора контролируемой продукции различают сплошной и выборочный контроль.
Сплошной контроль является трудоемким и дорогостоящим, поэтому в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают лишь часть партии продукции. Если качество продукции в выборке отвечает установленным требованиям, то вся партия считается соответствующей этим требованиям; если не соответствует, то вся партия бракуется. однако при таком методе контроля сохраняется вероятность ошибочного бракования или, наоборот, признания партии изделий годной . обе возможные ошибки, выражаемые в процентах, отдельно оговариваются при заключении контрактов на поставку продукции.
Вероятность попадания дефектных изделий в выборку может иметь личное вероятностное распределение, поэтому для оценки качества контроля большое значение имеет правильность выбора математического аппарата. Как правило, при выборочном контроле применяют нормальный, биноминальный, гипергиометрический законы распределения и закон Пуассона. Нормальный закон применяется при выборочном контроле по количественным признакам, оставшиеся три закона- при контроле по качественным признакам, когда каждое испытание в серии имеет лишь два возможных исхода: изделие признаётся либо качественным, либо бракуется.
Так, например, для биномиального распределения
вероятность P(n,z) появления в выборке из
z изделий количества дефектных изделий
z определяется следующей формулой:
Z z n-z n-z z n-z
P (n,z)=С х q x p = p = n!+z!(n-z)! x q x p ,
n
где q- вероятность появления брака;
P –вероятность появления качественного изделия;
z
c -сочетание из выборки в n изделий по z изделий.
n
Широко распространённым методом контроля являются контрольные карты, представляющие собой разновидность графика, содержащего линии, называемые границами регулирования, или контрольными границами регулирования, или контрольными границами(рис). Контрольные карты были разработаны американским статистиком Уолтером Л. Шухартом в 1924 г. И были предназначены для регистрации результатов измерений определенных параметров продукции. Если точки графика входят в область между контрольными границами это свидетельствует о нормальном протекании производственного процесса; выход точек за пределы границ указывает на необходимость принятия мер по регулированию процесса.. контрольные карты служат для выявления определенных причин нарушения процесса производства продукции.
При исследовании факторов , влияющих на какой либо показатель качества, часто применяются причинно-следственные диаграммы Исикавы.
Метод был предложен Каору Исикавой в 1953г. Для выявления причин нарушения технологического процесса в тех случаях, когда очевидные её нарушения трудно обнаружимы. Диаграммы строятся по следующим правилам:
Диаграмма Исикавы внешне напоминает рыбий скелет. Поэтому её часто так и называют.(рис2)
Построение диаграммы включает следующие этапы:
Часто диаграмма Исикавы строится одновременно
со столбиковыми диаграммами Парето.
Причины Следствие
Рис 2. Схема диаграммы Исикавы.
В крупных организациях, как правило, создаются
службы управления качеством, выполняющие
широкий спектр функций.
Глава 3. Пути повышения эффективности управления качеством продукции.
3.1. Использование
европейского опыта в повышение эффективности
управления качеством продукции.
В Европе, в отличие от США и Японии долгое время, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться на уровне контроля.
С 1980-х годов в Европе началось интенсивное движение к повышению качества продукции и услуг. Многие фирмы внедряли системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это не замедлило сказаться на изменении позиции по вопросам качества продукции, которая стала более высокого качества.
Следует отметить целенаправленную деятельность европейских стран по подготовке к созданию единого европейского рынка, который мог обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.
В процессе
подготовки к общеевропейскому рынку
были выработаны единые стандарты и подходы
к технологическим регламентам, гармонизированы
национальные стандарты на системы
качества, основанные на стандартах ИСО
серии 9000, вводятся в
действие их европейские аналоги — EN серии
29000.
Большое внимание в Европе уделяется сертификации
систем
качества на соответствие стандартам
ИСО. Создается авторитетный европейский
орган по сертификации в соответствии
с требованиями стандартов EN серии 45000.
Принятые стандарты должны были не только
гарантировать высокое качество, но и
защитить потребителей от некачественной
продукции, стимулировать производителей
к постоянному улучшению качества.
Чтобы европейский рынок нормально функционировал необходимо поставляемую продукцию сертифицировать независимой организацией. Поэтому, кроме сертификации продукции, создаются испытательные лаборатории, осуществляющие контроль и оценку качества продукции.
Важнейший
аспект деятельности испытательных
лабораторий – контроль за удовлетворением
требований потребителя и
разрешение споров и конфликтов между
производителем и поставщиком. Европейские
фирмы проводят целенаправленную политику
в области повышения качества, подвергая
процессы жесткому контролю, с той целью,
чтобы качество стало фактором, обеспечивающим
конкурентоспособность продукции европейских
стран. Чтобы эффективно реализовать такую
стратегию создаются:
единые стандарты;
единые законодательные требования;
единые процессы проверки.
В 1985 г. Европа ориентируется на основополагающие
стандарты серии ИСО 9000 и EN 29000. Введена
маркировка продукции. Образованы Европейский
координационный совет по испытаниям
и сертификации и Европейский комитет
по оценке и сертификации систем качества.
В состав комитета входят: организации
по сертификации Австрии, Великобритании,
Греции, Голландии, Бельгии, Германии,
Дании, Швеции, Италии, Норвегии,
Франции и Ирландии. Основная цель - удовлетворение
запросов потребителей единого европейского
рынка с минимальными затратами.
Чтобы быть конкурентоспособными, крупнейшие предприятия Европы объединяют усилия, направленные на выбор прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывая их с надеждой на выпуск продукции высокого качества. А это, как известно, требует стабильности процессов, точности оборудования, необходимых метрологических средств контроля и испытаний продукции, отлаженную систему подготовки кадров.
В Западной Европе под руководством Европейской организации по качеству (EOQ) развернута подготовка специалистов трех направлений: