Методы контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Введение.

     В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчив, повысился уровень конкуренции. Обстановка  в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и для развития предприятий  в реальных условий им необходимо  приспосабливаться  к динамично меняющимся условиям окружающей среды.                       

    Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной  борьбе. Без «стратегического видения»  будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса. Одним из важнейших факторов  роста эффективного производства  является улучшение качества выпускаемой продукции  или предоставляемых услуг. Качество продукции является  главным  условием «выживаемости» и ключом к успеху  на рынке в условиях  жесткой конкуренции.

       Представления о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребности год назад может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель  должен отслеживать ситуацию в мире ,быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования  людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляет производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги.

         Совершенствование продукта или услуги, предлагает внесение каких-либо новшеств, преобразований, ликвидацию дефектов, тем самым повышая качество предыдущего товара, производитель получает  конкурентный товар, соответствующий новым условиям рынка.

        Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем  и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет  престиж страны  и является решающим фактором  увеличения её национально богатства.

        В условиях рыночных отношений  в любых организациях и на предприятии  актуальность управления качеством определяет  его направление на обеспечение такого  уровня качества  продукции услуг, который может полностью  удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей  их конкурентоспособностью . поэтому, чтобы  продукции конкурентной  необходима постоянная , целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителя по повышению качества, другими словами можно сказать, что любое  предприятие, желающее  укрепить свои позиции в жёсткой конкуренции и максимизировать свою прибыль  должно уделить большое внимание  процессу управления качеством. Всё вышесказанное и обуславливает актуальность этой темы.

          Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического  уровня и качества выпускаемой  продукции.

         Сегодня современной считается  концепция всеобщего управления качеством, главным принципом которой остаётся стратегическая ориентация на потребителя. Требование к качеству является наиболее важным фактором при оценке  любого продукта или услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Теоритические  основы организации управления качеством        и конкурентоспособностью на предприятии. 

1.1.Понятие  «качество»  продукции.

      Российская академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу  для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности  по совершенствованию качества, но является слишком ёмкой и не даёт представления о сути самого понятия качества.

     В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие в первую очередь связано  с многоаспектностью категории качества большинство трактовок  было обобщено международной организацией по стандартизации в стандарте ИСО-8402 «Управление качеством и обеспечение качества», определяющим качество как «совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

       Под объектом в этом определении понимается всё, что  может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше.

       Требования к качеству можно определить как выражение определённых потребностей или их перевод в набор количественно  или качественно установленных требований к  к характеристикам  объекта с целью их воплощения в объекте и проверки. 

        При проведении технических оценок термин качество применяется  в следующих ситуациях: 

  1.  при  сравнении объектов  с целью  выявления  степени превосходства («относительное качество»);
  2. при количественной статистической оценке (уровень качества);
  3. при проведении точной технической оценки (мере качества).

    В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».

       Продукция определяет собой результат процесса или какой либо деятельности. Она может быть как материальной, так и нематериальной.             Услуги производственного характера называют  работами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Особенности управления качеством продукции. 

            На каждом этапе развития общественного производства  существуют специфические требования  к качеству продукции. На ранних стадиях становления промышленности  основными требованиями к качеству являлись точность  и прочность. Масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия.

        По мере развития промышленного производства продукция становилась всё более сложной, т.е. число её характеристик постоянно росло. Встал вопрос проверки не отдельных свойств  изделия, а его функциональной способности в целом. Таким образом. Начала складываться система контроля качества продукции, суть которой заключалась в обнаружении дефектной продукции и изъятие её из производственного процесса.

        Рост степени насыщения рынка  товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается способность продукции соответствовать: 

  1. в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям рынка;
  2. быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Процесс обеспечения качества .

      Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы контроля качества было явно недостаточно. Возникла необходимость в выявлении и анализе причин дефектов, а также разработке мероприятий по предотвращению брака в будущем. После осознания существования процесса «создания качества» (рис 1)сложилась новая концепция – управления качеством. В рамках этой концепции, появившейся на свет вначале 1960-х гг., внимание уделялось каждому этапу создания  продукта, а не сосредоточивалось лишь на общем результате производственной  деятельности.  

 

Этап 1.Осознание  потребности 
 
 

Этап 2.Интерпретация  потребности выявление требований к качеству. 
 
 

Этап 3.Воплошение требований  к качеству в образце  продукции. 
 

Этап 4.реализация требований к качеству выпускаемой продукции. 
 
 

Этап 5.Реализация требований к качеству в товаре. 

Этап 6.Удовлетворение потребностей(оценка качества потребителем. 
 
 

Рис 1.Укрупненный  процесс «создания качества»

       В новой концепции контроль продолжает играть весьма существенную роль, но он рассматривается в одном ряду с такими процессами, как анализ, планирование и прогнозирование качества. Главной целью системы, образованной этими процессами, является обеспечение  и совершенствование качества в течение всего процесса создания продукции как средства удовлетворения конкретных потребностей.

     Обеспечение качества – планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создаёт уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее - у потребителей.

     Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям даёт процедура, называемая сертификацией продукции.

     В соответствии со схемой «создания качества»(рис1) к действиям по обеспечению качества относятся: 

    1. анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей при наличии на рынке товаров –аналогов;
    2. анализ уровня качества этих товаров;
    3. прогнозирование и проектирование качества в процессе разработки новой продукции;
    4. планирование качества;
    5. разработка стандартов;
    6. контроль качества сырья, материалов и комплектующих;
    7. контроль готовой продукции;
    8. контроль реализации;
    9. послепродажный контроль;
    10. обратная связь с потребителями.
 

        Анализ состава элементов схемы, позволяет сделать вывод о том, что понятие качества можно распространить  также на категории  деятельности и фирмы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.4.Разновидности показателей качества. 
 

      Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимые для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения её качества . оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма  управления качеством продукции  на всех стадиях ЖЦП. При оценке качества используются следующие термины: 

  1. градация качества-категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству;
  2. уровень качества –при количественной статистической оценке;
  3. мера качества- при выполнении точных технических оценок;
  4. относительное качество- при сравнении объектов.
 

           Требования к качеству-выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

             Виды показателей качества.

           Показатели качества-количественно или качественно  установленные конкретные требования к характеристикам  объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены  в приложении 1.

            Показатели назначения определяют основные функциональные свойства  продукции и обслуживают диапазон ее применяемости.

                 Показатели надёжности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания.

             Показатели технологичности связаны с совершенством коструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Информация о работе Методы контроля на предприятии